Модель интегрированной системы организации



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2005


Проблема менеджмента — понимание сущности организации в рамках теории организации, набора существующих и возможных моделей организации.

Исходя из системного понимания сущности организации, говоря об ее структуре, как правило, подразумевают определенную схему необходимого и достаточного числа взаимосвязанных элементов изучаемой системы. В такой модели условно выделяют связи, уровни, характеристики, векторы взаимодействия. Характеристики, определяющие сущность и специфику организации в каждой представленной модели, могут быть описаны через взаимосвязи объективных элементов, на основе которых она конструируется.

Специфичность каждой из множества возможных моделей организаций характеризуется:

-набором элементов, представляющих данную организацию;

-взаимосвязями представленных элементов и закономерностями связей;

-характеристиками, описывающими различные состояния организации;

-архитектоникой модели.

Интеграция обозначенных составляющих, представляя диалектическое единство формы и содержания, создают эксклюзивную модель, приближенно соответствующую объективно существующей организации.

На начальном этапе построения модели, соответствующей исследуемой организации, может сложиться впечатление о возможности множества адекватных моделей. Однако, как показывает опыт, наивысшая степень адекватности между объективной системой и ее условным представлением достигается в единственно возможной модели. Модель, которая в наивысшем приближении адекватна представляемой системе, сама становится объективной сущностью.

Рассматривая семейство таких моделей, выделяя сходные по сущностным характеристикам модели систем (организаций), исследователь объединяет их в условные группы, опираясь на правила и условия организационной систематики. В современной теории организации «методы организационной систематики разработаны пока недостаточно, хотя важность ее очевидна для построения теории организации и организационного проектирования» [1].

В теории организации рассматривается немало моделей и типологий организаций. Классификации эти выстроены по разным критериям. Невозможность построения единой классификации организаций, по всей видимости, свидетельствует о множестве характерных разноплановых состояний организации как объективной сущности. Кроме того, классификация организаций не может быть универсальной вследствие различия моделей как по набору элементов, составляющих организацию, так и по их взаимосвязи в конкретных организациях. Анализ эволюции взглядов на структуру и сущность организации показывает и многообразие моделей организации, и эволюцию исследовательских парадигм.

По моему убеждению, сложность построения любой условной модели организации (идеально-типического конструкта) заключается в том, что социальная (в частности) организация является динамической системой. Именно стержневую характеристику – динамизм организации — невозможно отобразить в условной статичной модели. Вербальное и математическое описание помогают ослабить это противоречие. С развитием на базе нейрокомпьютеров новых информационных технологий у исследователей, а, самое главное, у менеджеров появляется реальная возможность выстраивать динамические имитационные модели организаций и, экспериментируя, меняя характеристики входных параметров системы и ее составляющие, получать желаемые результаты в прогнозируемом достижении целевой функции организации. Изучение доступных литературных источников позволяет сделать вывод, что к представлению некой интегрированной сущности организации (идеально-типической модели) ближе других исследователей в свое время приблизился Ст. Бир [2]. Его модель выстроена по принципу разделения организации и управления в ней на соподчиненные уровни, кибернетически ориентирована.

Проведенные в конце прошлого века частные исследования маркетинговой сущности организации позволили получить семейство логистических агрегатов, состоящих из элементов организации и описывающих характеристики и взаимоотношения этих элементов. Разработан научно обоснованный алгоритм построения концептуальной модели маркетинга, позволяющий с определенным допущением не только представить структурно-логическую композицию организации, но и в определенной степени отобразить логику ее динамических характеристик [3,4,5].

Адаптируя полученную концептуальную модель маркетинговой системы, опираясь на закономерности, выявленные при исследовании данной модели, соотнося их с классическими моделями организации, удалось охарактеризовать эти типологические модели организаций универсальным набором элементов и характеристик, составляющих организацию как сущность.

В частности, устойчивый тип организации характеризуется своеобразной закрытостью, консерватизмом, иерархической сущностью, инерцией в развитии и жизнедеятельности. Близки характеристики (за вычетом закрытости) у ресурсного и механистического типов организации. Для «безоболочной» организации характерны адаптация, активность, открытость, связи, что во многом определяет высокую эволюционную изменчивость такой организации.

Построенная интегрированная модель организации (на рисунке) позволяет выделить ее основные элементы и характеристики.

Рис. Интегрированная модель организации

К основным элементам организации отнесены: структура и сущность, конструкция и поведение, границы и открытость, инерция и активность, консерватизм и адаптация, иерархия и связи, самоуправляемость и управляемость, условие среды и эффективность. К основным характеристикам организации отнесены: идеальность и специфичность системы (организации), форма и содержание (структура и сущность), устойчивость и изменчивость, ресурсы и отношения.

Целевая функция организации (цель) выступает как в качестве элемента, так и в качестве ведущей характеристики. Утрата целевой функции приводит к уничтожению организации как сущности, а утрата иного элемента делает организацию «ущербной», но жизнеспособной.

Характеристики в модели организации являются точками бифуркации смежных элементов. К примеру, характеристика «отношения» в организации соотносит две пары элементов: «коммуникационные связи» — «управляемость», «поведение» – «активность». А характеристика «устойчивость» организации интегрирует элементы «граница» – «инерция», «консервация» – «иерархия».

Исследование модели интегрированной системы организации позволяет понять управленческое решение как разрешение противоречий между соответствующими элементами и характеристиками организации.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Бир Ст. Мозг фирмы. — М.: Радио и связь, 1993.

2.

Теория организации и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.

3.

Тогунов И.А. Модель маркетинговой системы как парадигма ситуационного моделирования в здравоохранении // Физика и радиоэлектроника в медицине и биотехнологии: Материалы III Международной научно-технической конференции ФРЭМБ’98. Владимир. — 1998.

4.

Тогунов И.А. Соотношение и адекватность понятий модели маркетинговой системы и категорий системы здравоохранения, функционирующей в условиях рынка. // Экономика здравоохранения. — 1998. — №7.

5.

Тогунов И.А. Интегрированная модель мотивации в рамках классических теорий менеджмента // Менеджер здравоохранения. — 2004. — № 4.

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста