Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление предприятием    Методологические и организационные основы проведения аудита

Методологические и организационные основы проведения аудита

Методологические и организационные основы проведения аудита

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2006

Суглобов А.Е.

канд. экон. наук, профессор ГУУ,
главный редактор журнала
«Консультант бухгалтера»,
заслуженный экономист РФ

Экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации экономических объектов, коллектива, учредителей и акционеров не совпадают. Каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. В то же время интересы в получении информации у них совпадают. Каждый заинтересован в получении достоверной информации о деятельности других. Потребность в аудиторских услугах<*> возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность предоставления необъективной информации ее составителями (администрацией) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки качества.

<*> Аудиторские услуги – это услуги посредников, выражающих свое независимое и профессиональное мнение по достоверности финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность использования финансовых ресурсов и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия возможных экономических решений.

Достоверные данные нужны не только прямым инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами, что обусловливает отсутствие традиционного для больших компаний конфликта интересов, проводят аудит потому, что это обеспечивает им ряд преимуществ:
— возможность избежать споров между партнерами благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу;
— упрощение привлечения нового партнера благодаря возможности изучить независимые выводы о финансовом состоянии компании;
— упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря предоставлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;
— упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают больше доверия;
— возможность получить квалифицированную помощь: аудитора часто приглашают арбитром при споре между партнерами.

Существует множество определений аудита. Одно из наиболее кратких определений гласит, что «аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом».

В странах с развитой рыночной экономикой, в которых аудит существует давно, этот термин трактуется многообразно. Можно воспользоваться определением, которое опубликовал Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА) в 1973 г. Оно определяет и процесс, и цели аудита. Согласно ему «аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям». Из определения следует, что, во-первых, оценка должна быть объективной, независимой от влияния третьих лиц. Во-вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в финансовых отчетах, а вовсе не подтверждает абсолютную точность представленных данных. В-третьих, проверка осуществляется в интересах определенных лиц. Естественно, эти интересы различны, подчас полярны, поэтому для сохранения объективности и для удовлетворения потребностей всех пользователей в нужной и полезной информации аудитор точно определяет, в какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам. В международной финансовой отчетности такими критериями являются общепринятые принципы бухгалтерского учета [1]. По мнению других американских специалистов, под аудитом понимаются «независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита – определение достоверности и правдивости финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением ею законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства».

В Великобритании термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, подпадающих под действие «Закона о компаниях» или «Закона о промышленных и иных обществах», но и при финансовой проверке правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам услуг по соглашению.

Определение, указанное в Законе РФ об аудиторской деятельности № 119-ФЗ, гласит: «аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». Это лаконичное определение неточно. Разные понятия собственно аудита и аудиторской деятельности представляются здесь как синонимы, в то время как понятие «аудиторская деятельность» шире, нежели понятие «аудит». Первая предусматривает и различные аудиторские услуги, так как в последнее время много внимания уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг. Аудиторские структуры стали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность отличаются и по результатам. Если результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, то результаты оказания аудиторских услуг носят прогнозный характер – это оценка экономических показателей, качественных характеристик организационной структуры управления, системы учета и контроля. Обобщив аудиторскую деятельность, можно представить как предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг (бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение; прочие услуги аудиторского профиля).

Аудит – не просто механизм контроля. Аудиторские проверки можно в равной степени считать средством достижения экономического успеха, которому способствуют консультации и советы специалистов по ведению и видению бизнеса. Собственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью.

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Независимость аудитора определяется:
— свободным выбором аудитора хозяйствующим субъектом;
— договорными отношениями между аудитором и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать клиента и не зависеть от указаний каких-либо государственных органов;
— возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
— невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
— запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Согласно Федеральному закону об аудиторской деятельности целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в России;
2) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать повышению доверия к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны толковать мнение аудиторской организации как гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо оценку эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение не должно восприниматься как гарантия отсутствия иных (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельство, влияющих или способных повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Цели проверки финансовых отчетов:
— подтверждение достоверности отчетов либо констатация их недостоверности;
— контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методология оценки активов, обязательств и собственного капитала;
— подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
— выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним. Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета общей (балансовой) и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;
обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;
законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;
оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;
разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;
аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;
раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

В соответствии с законом под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью<*>.

<*> Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ.

Принципы аудита.
Аудиторские организации обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Независимость – это обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на предоставление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и фактическими обстоятельствами.

Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность – это обязательство непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность — это обязательное владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий, в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность – это обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – это обязанность аудитора и аудиторских организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не может, по представлениям аудитора, нанести этому субъекту материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно и не зависит от прекращения или продолжения отношений с клиентом, не ограничено временем.

Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить доверие и уважение к профессии аудитора, нанести ущерб общественному имиджу профессии.

Если аудиторская организация состоит членом какого-либо профессионального объединения, ей следует соблюдать и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.

Основные виды аудита и аудиторской деятельности широко описаны в современной литературе. Рассмотрим те из них, которые могут быть связаны с объектами социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса.

1.

Внешний аудит, регламентированный законодательными и нормативными актами РФ. Результаты внешнего аудита необходимы как внешним пользователям, так и для внутреннего управления (внесение изменений в бухгалтерскую и управленческую отчетность после аудиторских проверок).

2.

Внутренний аудит также может применяться в структуре управления объектами.

3.

Обязательный и инициативный аудит проводится на объектах исходя из тех же предпосылок, что определяются как законодательно, так и потребностями внутреннего управления.

4.

Аудит финансовой отчетности объектов проводится исходя как из общих принципов аудита, так и с учетом отраслевой и объектной специфики организаций.
Аудит финансовой отчетности представляет проверку отчетности субъекта для вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Проводится сторонними аудиторами. Результаты аудита финансовой отчетности могут публиковаться и рассылаться широкому кругу пользователей информации.

5.

Налоговый аудит осуществляется с целью проверки правильности исчисления налоговой базы по отдельным видам налогов, а также правильности и своевременности расчета и уплаты самих налогов, соблюдения налоговой политики.

6.

Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники организации, выполняющие функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами, то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовой отчетности либо как специальный аудит.
Аудит на соответствие требованиям является специфичным, специальным для объектов социальной инфраструктуры АПК, так как сильно зависит от отраслевой, нормативной, объектной специфики социальной инфраструктуры АПК.

7.

Управленческий аудит – это проверка и совершенствование управления организацией, совершенствование качественных сторон ее деятельности, оценка эффективности деятельности и финансовых вложений, рациональности использования средств, их экономики. Это также и один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.
Управленческий аудит является специфичным, специальным видом аудита для объектов социальной инфраструктуры, так как направлен на совершенствование организационных, управленческих процессов весьма специфичной области деятельности. Управленческий аудит, или аудит эффективности, методологически наиболее соответствует требованиям к аудиту объектов социальной инфраструктуры АПК. С точки зрения методологии главным в аудите объектов социальной инфраструктуры является оценка экономичности и результативности.
Применительно к социальной инфраструктуре под экономичностью, с моей точки зрения, следует подразумевать рациональность использования средств на социальные цели с получением лучшего результата от использования средств. Результативность, по моему мнению, это степень соответствия запланированного и фактического результата и итоговый социально экономический результат деятельности объектов социальной инфраструктуры.

8.

Аудит хозяйственной деятельности – это систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для решения следующих задач:
— оценка эффективности управления;
— выявление возможностей улучшения деятельности;
— внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

 

Специальный аудит – это проверка конкретных аспектов деятельности, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов.

Специальный аудит связан, как правило, с реализацией объектом аудита особенных функций. Для социальной инфраструктуры предметом для осуществления аудита является оценка эффективности социальной деятельности, целевое использование средств, соблюдение социальных нормативов.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит – аудит, который проводится аудитором впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом. Практика работы аудиторских фирм показывает, что согласованный аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для самого клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающий аудит – это проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит – аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость в детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

Для построения методологии аудита объектов социальной сферы целесообразно применять стандарты аудиторской деятельности, которые подразделяются на международные; федеральные; внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Регулирование аудита социальной сферы на международном уровне осуществляется Международными стандартами аудита, в которых есть разделы, акцентирующие внимание на особенностях государственного сектора, под которым в значительной степени понимается социальная сфера.

При определении соответствия и соотносительности стандартов аудита следует придерживаться принципа применения Международных стандартов аудита только к существенным аспектам, что требует разработки и использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации объектов социальной инфраструктуры в каждой отдельной стране.

Построение национальных нормативных актов целесообразно строить в соответствии со структурой международной системы стандартов, которая состоит из стандартов, сгруппированных в несколько разделов: вводные аспекты; обязанности; планирование; внутренний контроль; аудиторские доказательства, использование работы третьих лиц; аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений); специализированные области; сопутствующие услуги; положения по международной аудиторской практике.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing – ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (IFAC –International Federation of Accountants) в рамках Международного комитета по аудиторской практике. ISA предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, ISA применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

При проведении аудита объектов социальной инфраструктуры необходимо учитывать выполнение социальных стандартов.

Социальный стандарт – совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, выражаемая в социальных нормах и нормативах.

Социальные нормы и нормативы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питания, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание социальной инфраструктуры. Социальные нормы и нормативы различают натуральные – выраженные в натуральных показателях: весовых, объемных, счетных, и финансовые – стоимостное выражение натуральных социальных норм.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм – использование в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности на планируемый год. Бюджетная потребность формируется для региона в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики – численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства существует несколько федеральных стандартов, закрепленных в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002—2010 годы. Регионы и муниципальные образования при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства на своей территории должны руководствоваться этими стандартами (естественно, с учетом особенностей работы отрасли ЖКХ).

Муниципалитеты и другие органы местного самоуправления вправе определять перечень проблем и вопросов, которые должны быть раскрыты в ходе аудиторских проверок объектов социальной инфраструктуры.

Особенность организации аудита объектов социальной инфраструктуры состоит в том, что расходы бюджетных средств на эти цели могут контролироваться как системой государственного финансового контроля, так и независимыми внешними аудиторами.

В аудите важное значение имеют и дедуктивный, и индуктивный методы. Они используются при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценке направленности и эффективности системы управления, в рамках которой действует предприятие, а также в характеристике отдельных разделов бухгалтерского учета и его системы. Дедуктивный метод используется для определения метода управления бухгалтерским учетом, его целей и задач в общем процессе управления, принципов, на котором оно должно строиться и взаимодействовать с другими функциями. На этой основе изучаются современная организация бухгалтерского учета, обеспеченность руководства информацией, эффективность взаимодействия в сфере планирования, контроля, анализа, внутреннего аудита.

Индуктивный метод экономического анализа деятельности предприятия позволяет с самого начала сосредоточить внимание на отдельных группах процессов, особенно на уязвимых местах. Повторяемость недостатков в управлении, в том числе в управлении бухгалтерским учетом, позволяет сделать обобщения, выводы, предложения. Для оценки отдельных хозяйственных операций, решения локальных задач используют преимущественно индуктивный метод.

Метод аудита – это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка. Приемы первой группы – это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определить количественное состояние объекта; запрос, документальная проверка. Для сравнения отдельных показателей отчетности используются аналитические процедуры – приемы второй группы.

На стадии планирования анализ помогает аудитору планировать характер, время и объем других аудиторских процедур, на стадии проведения существенных проверок – обрабатывать значительную детализированную информацию, на финальной стадии – делать общий обзор финансовой информации.

Результаты аналитических процедур могут быть:
— убеждающими (если аудитор может разумно оценить правильность остатка по счету после анализа, то ему не надо проводить другие процедуры);
— подтверждающими (если анализ должен только подтвердить информацию, полученную от клиента, или выводы, сделанные аудитором, то перед аналитической процедурой ему необходимо выполнить дополнительные проверки);
— неприменимыми (если результаты анализа не могут служить доказательством выводов аудитора, то ему необходимо разработать другие процедуры проверки).

Приемы третьей группы – это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оценивается состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности, и, соответственно, не отраженные в бухгалтерском учете.

Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внешние по отношению к проверке методические положения, заимствованные из других наук.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и методы проверки операций, сальдо счетов подобные.

Методы организации аудита в целом:
— сплошная проверка;
— выборочная проверка;
— документальная проверка;
— фактическая проверка;
— аналитическая проверка;
— комбинированная проверка.

Первые четыре метода получили широкое распространение в РФ в ревизорской работе. Естественно, что сплошная или выборочная проверка может быть и документальной, и фактической.

Аналитическая проверка представляет использование различных методов и приемов анализа хозяйственной деятельности, математики, статистики для выявления проблем и противоречий в учете и отчетности клиента с тем, чтобы уделить этим вопросам больше внимания во время проведения аудита. В некоторых случаях (длительное сотрудничество аудиторов с данным клиентом, доверие к руководству проверяемой компании) аудит может быть на практике ограничен только аналитической проверкой.

Комбинированная проверка предполагает сочетание различных методов организации аудита. Методы получения аудиторских доказательств изложены в Правиле (стандарте) «Аудиторские доказательства».

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур независимо от того, сколько проверяется хозяйственных операций. К числу наиболее распространенных способов получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на участках аудита, относятся:

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Как правило, пересчет осуществляется выборочно в соответствии с Правилом (стандартом) «Аудиторская выборка».

Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с применением компьютерных средств, аудиторская организация может проверить расчеты, применяя ЭВМ.

Инвентаризация. Прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования конкретных операций.

Подтверждение. Информация о реальности данных на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности должна быть подтверждена в письменной форме независимой (третьей) стороной, которой делается запрос от имени руководства экономического субъекта. В нем должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.

Если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны оформляться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество опрошенного лица. Для проведения типовых опросов аудиторская организация может подготовить бланки с перечнями вопросов. В этих же бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц. Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.

Проверка документов. Документальная информация может быть внутренней, внешней либо той и другой одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия этим документам зависит от надежности средств внутреннего контроля за их подготовкой и обработкой. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы — документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Проверка документов подразделяется на:
— формальную проверку правильности заполнения всех реквизитов; наличия неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифрах; подлинности подписей должностных и материально ответственных лиц;
— арифметическую проверку правильности подсчетов в документах (правильности показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах);
— проверку по существу (законности и целесообразности операции; правильности отнесения на счета и статьи).

Для получения более глубоких доказательств аудитор должен применять процедуру прослеживания: он отбирает первичные документы и движется вперед по системам учета, чтобы убедиться в том, что хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете должным образом.

Применяется также сканирование – беглый просмотр, пролистывание пачки документов. Отправной его точкой служат кредитовые записи в Главной книге и кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям. Сканирование следует применять при выборочных проверках.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Аскери-АССА, 1999.

2.

Адамс Р. Основы аудита. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.

3.

Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита. — М.: Дело и Сервис, 2001.

4.

Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. — М.: Финансы и статистика, 1995.

5.

Аудит. — М.: Экономист, 2003.

6.

Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология. — 2-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2006.

7.

Рогуленко Т.М. Аудит. — М.: Экономист, 2005.

8.

Овсийчук М.Ф., Пугачев В.В., Овсийчук В.Я. Аудит: Учебное пособие. — М.: МУПК, 1997.

9.

Аудит: Учебник для сред. проф. образования. — М.: Экономист, 2006.

10.

Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

11.

Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. — М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992.

12.

Дефлис Ф.Л., Дженик Г.Р., О`Pейли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

13.

Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях (с использованием нового плана счетов): Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2002.

14.

Панкова С.В. Международные стандарты аудита. – М.: Юристъ, 2003.

15.

Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

16.

Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

17.

Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. – М.: Экономистъ, 2005. ( Res cottidiana)

Также по этой теме: