Совершенствование управления условиями и охраной труда в промышленных компаниях



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2007


канд. экон. наук, доцент

Полякова Е.Ю.

Производственный травматизм в промышленности России высок. Хотя коэффициент производственного травматизма (числа пострадавших на 1000 работников) уменьшается (по России с 5,5 в 1995 г. до 3,4 в 2004 г.), уровень производственного травматизма в нашей стране существенно выше, чем в экономически передовых странах.

Серьезных улучшений условий труда в России нет. Доля занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности работающих выросла с 17,5% в 1999 г. до 21,3% в 2004 г.

Деятельность по улучшению условий и охраны труда должна включать основные направления:
— обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования и других технических средств (для этого требования безопасности должны учитываться на стадии проектирования, изготовления оборудования, при его монтаже, эксплуатации и модернизации);
— обеспечение безопасности производственных процессов (технологических процессов, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других видов работ);
— безопасная организация производства и труда (безопасное состояние зданий, сооружений, территории предприятия, безопасное обслуживание и содержание рабочих мест, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, обучение безопасным приемам и методам труда, совершенствование охраны труда, распространение передового опыта в области охраны труда);
— обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических параметров производственной среды (оптимальное состояние температуры, влажности и чистоты воздуха на рабочем месте, его освещенности, допустимые уровни шума и вибрации, вредных излучений);
— создание благоприятных психофизиологических условий труда, режимов труда и отдыха, темпа и ритма работы, организация лечебно-профилактического обслуживания персонала;
— профессиональный отбор работников по ключевым профессиям (личностей безопасного типа).

На состояние условий и охраны труда в промышленности влияют:
— общее состояние экономики страны, отраслей и компаний;
— состояние основных производственных фондов (в частности, уровень их износа);
— прогрессивность применяемой техники, технологии, организации производства;
— состояние нормативно-правовой базы охраны труда (международной, национальной, региональной, местной, корпоративной);
— организация управления охраной труда на всех уровнях (федеральном, отраслевом, региональном, местном, в компании);
— квалификация кадров, занятых охраной труда;
— научно-методическое и информационное обеспечение системы охраны труда;
— природно-климатические условия, в которых протекает трудовая деятельность.

Особое внимание следует обратить на состояние производственного оборудования и технологических процессов. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ конструктивные недостатки средств труда и несовершенство технологических процессов являются причиной примерно 3/4 хронических профессиональных заболеваний. Тенденция будет усиливаться в условиях замещения капитала трудом.

В металлургическом производстве основные причины травматизма со смертельным исходом следующие:
— неудовлетворительная организация производства работ – 47,5%;
— эксплуатация неисправных машин и оборудования – 9,3%;
— нарушения трудовой и производственной дисциплины – 8,3%;
— нарушения технологического процесса – 6,7%;
— конструктивные недостатки, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования – 4,2%.

Интересен сравнительный анализ важнейших международных документов по охране труда работников и нормативно-правовой базы охраны труда таких отраслей, как электроэнергетика, металлургия. При подготовке к вступлению в Европейский Союз (ЕС), Российская Федерация подписала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве  с Европейским союзом», которое вступило в силу с 1 декабря 1997 г. Кроме того, в 2001 г. наша страна подписала Европейскую хартию и, следовательно, приняла на себя обязательства обеспечивать своим гражданам достойный уровень жизни, соблюдать их права на труд и его охрану. В статье 15 Конституции Российской Федерации отмечается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора». Следовательно, в промышленности России должны применяться общепринятые принципы и нормы международного права по вопросам регулирования охраны труда: конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), стандарты Международной организации стандартизации (ИСО), в том числе серии стандартов ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление охраной окружающей среды).

Особенностью стандартов ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление охраной окружающей среды) является то, что их методология основана на принципе: «планируй– выполняй – контролируй – совершенствуй». Все стандарты по регулированию охраны труда сопоставимы между собой, и система охраны труда может быть объединена с другими подсистемами единой интегрированной системы управления компанией.

Ключевым документом Европейского Союза по вопросам охраны труда является директива 89/391/ЕЭС от 12.06.89 «О проведении мероприятий для содействия усовершенствованиям в области безопасности и здоровья работников на работе». Цель директивы – повышение уровня охраны труда в странах – членах ЕС благодаря реализации профилактических мероприятий по защите от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за счет информирования, консультаций, пропорционального участия и обучения работников и их представителей.

В настоящее время в РФ проводится работа по согласованию отечественной законодательной базы в сфере охраны труда с международными правовыми нормами, в частности, принят ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организациях (утвержден постановлением Госстандарта России от 26.06.03 № 206 – ст.). Документ соответствует стандарту OHSAS 18001-99 и «Руководству по системам управления безопасностью и охраной труда» (ILO – OSH), которое разработано МОТ в рамках программы по промышленной и экологической безопасности и охране труда «Safe Work». Вместе с тем работа по увязыванию российских норм  и правил в области охраны труда с международными далека от завершения. В настоящее время, например, из 200 российских стандартов по средствам индивидуальной защиты (СИЗ) только 43 отвечают международным требованиям [1].

В российской практике важнейшим документом по регулированию охраны труда в промышленных компаниях являются «Отраслевые тарифные соглашения» (ОТС) и разрабатываемые на их основе коллективные договора. На федеральном уровне действует около 60 отраслевых (межотраслевых) соглашений, прошедших государственную регистрацию. Интересны ОТС, разработанные в электроэнергетике (на 2005–2006 г.), горно-металлургическом комплексе (на 2006–2008 г.). Вопросам охраны труда посвящены следующие разделы: у энергетиков п. 2.6, 3.8, 3.10, раздел 5, отдельные положения 7 раздела, у металлургов прежде всего раздел 10, отдельные положения 5, 6 разделов.

Ряд положений отраслевых соглашений требует корректировки. В п. 2.6 ОТС, принятом в электроэнергетике, отмечается, что «Работодатель» предоставляет дополнительные отпуска работникам за вредные и тяжелые условия труда. В п. 3.10 предусматриваются доплаты работникам за вредные условия труда. Но нигде (включая раздел 5 «Охрана труда») не говорится, что целью «Работодателя» является развитие производства таким образом, чтобы вредные и тяжелые условия труда постепенно устранялись! По нашему мнению, ситуация будет ухудшаться, так как будет увеличиваться средний возраст работников и доля пожилого персонала, который более подвержен риску производственного травматизма. Также вероятность производственного травматизма растет по мере износа оборудования, который достиг на предприятиях электроэнергетики 60–70% (аналогичные проблемы в металлургии). Вместе с тем в документах Caux Round Table, объединяющего крупных бизнесменов США, Европы и Японии, отмечается, что обязанностью предпринимателей является «создавать такие условия труда для работников, которые не наносят вреда их здоровью и человеческому достоинству» [2]. Кроме того, Российская Федерация ратифицировала 11 апреля 1998 г. Конвенцию МОТ №115 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере», в соответствии с которой «Работодатель» обязан защитить работника от вредных и опасных факторов, насколько это практически осуществимо.

Представляется, что соответствующие разделы отечественных ОТС могут быть дополнены следующим положением: «Работодатель обязуется постепенно устранять рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, насколько это практически осуществимо, в том числе за счет автоматизации производства с целью выведения работника из зоны действия неблагоприятных факторов. Целью «Работодателя» является создание комфортных условий труда на производстве».

Если по характеру производственного процесса полное устранение вредных и тяжелых условий труда невозможно, то работодатель должен прекратить прием на рассматриваемые рабочие места новых работников некоторых категорий, а именно молодых специалистов, не достигших 21 года, женщин детородного возраста.

Исследования показали, что те работники, которые подвержены влиянию трех и более неблагоприятных факторов, в два раза чаще имеют плохое здоровье по сравнению с работающими в нормальных условиях [3].

Промышленные компании могут оцениваться по состоянию условий и охраны труда на основе рейтинга, например, по типу Международной системы рейтинга безопасности (ISRS), разработанной в США. По системе ISRS основными элементами оценки эффективности работы компании в сфере условий и охраны труда являются деятельность администрации, обучение персонала, регулярные инспекции, расследование и анализ несчастных случаев и аварий, контроль за производством, состояние системы охраны здоровья и соблюдения гигиены, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, политика найма, расстановки и продвижения кадров, межличностные отношения. Проверка осуществляется аудиторской компанией и включает встречи с работниками и краткое сообщение о цели аудита, опрос персонала по технике безопасности и охране труда, изучение документации по охране труда, подготовку итогового отчета. По результатам аудита компании выставляется оценка (от одной до пяти звезд). Высокая оценка способствует формированию благоприятного имиджа компании, улучшению отношений со страховыми компаниями, профсоюзами, учитывается при получении льготных кредитов.

Государство также должно создавать условия, чтобы работодателю было экономически выгодно вкладывать средства в более безопасную технику и технологию. В этой связи компании, направляющие часть прибыли на улучшение условий труда, должны иметь налоговые льготы, возможно установление «плавающего» тарифа по социальному страхованию в зависимости от состояния условий труда. Надбавки за работу в неблагоприятных условиях должны быть радикально увеличены.

Представляется, что «Работодатель» обязан наладить мониторинг движения кадров на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. При этом требует уточнения ряд положений Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 17.07.1999). Так, статья 10 «Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда» могла бы содержать пределы по срокам работы в тяжелых, вредных и опасных условиях труда. Все затраты на переобучение работника должен нести работодатель. Сходная норма может быть включена и в ОТС.

Требуют уточнения и обновления нормы по бесплатной выдаче средств индивидуальной защиты. Они должны быть приведены в соответствие с Конвенцией МОТ № 115 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере». Согласно Закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Работодатели» несут ответственность за несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве. В этой связи им должно быть предоставлено право готовить проекты норм СИЗ и согласовывать их с органами по труду РФ, а также регистрировать.

В настоящее время затраты на приобретение СИЗ в пределах норм покрываются из себестоимости, сверх норм – из прибыли. Вместе с тем нормы требуют корректировки. В итоге на практике финансирование осуществляется на основе «Положения о составе затрат» и «Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», и затраты относятся на прибыль. Представляется, что затраты на обеспечение безопасных условий труда источником обязаны прежде всего иметь себестоимость. Поэтому статья 19 Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», которая содержит норму по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, должна быть уточнена (установленную норму следует увеличить и дифференцировать по отраслям в зависимости от состояния условий и охраны труда). Соответствующим образом должны быть откорректированы Трудовой кодекс (ТК) и ОТС. В таких отраслях, как электроэнергетика и металлургия, существует много рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, развитие которых требует значительных денежных средств.

Поэтому в ОТС следует прописать, что «Работодатель» обязуется осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда в размере не менее 0,25 – 0,35% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это на 25 – 75% выше финансирования по действующему законодательству (ст. 226 ТК РФ). При этом норму финансирования мероприятий по улучшению условий и охране труда следует ежегодно уточнять по итогам аудита и с учетом реализации поставленных государством работодателю целей в рассматриваемой сфере. Кроме того, необходимо законодательно обязать работодателя разрабатывать отраслевые, региональные программы по улучшению условий и охраны труда работников, а также программы улучшения условий труда на рабочих местах. Опыт показал, что снижение затрат в сфере обеспечения безопасности труда на единицу приведет к трехкратному-четырехкратному росту расходов на социальные нужды.

Анализ практики применения доплат и надбавок показывает, что существующая система льгот и компенсаций фактически создает коллективную заинтересованность в сохранении неблагоприятных условий труда. Кроме того, ныне применяемая система характеризуется тем, что из всех расходов на охрану труда примерно 80% тратится на льготы и компенсации и лишь 20% на обеспечение благоприятных условий труда (т.е. на техническое и технологическое перевооружение рабочих мест). Вместе с тем опыт такой отрасли, как металлургия (ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат») показал, что по мере роста удельных затрат на охрану труда относительные выплаты в возмещение вреда уменьшаются. Так, в последние годы доля затрат на охрану труда в НМК выросла с 4,62% от величины ФОТ до 5,87%. При этом выплаты в возмещение вреда снизились с 0,64% от величины ФОТ до 0,12% [4].

Необходимо не только коренным образом изменить приоритеты при распределении денежных средств на охрану труда в пользу мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, но и усовершенствовать систему доплат работникам за вредные и тяжелые условия труда. Так, в настоящее время в электроэнергетике размер доплат за вредные и тяжелые условия труда зависит от вредности (тяжести) условий труда на каждом рабочем месте и уровня квалификации персонала. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда от 4 до 12% к тарифной ставке (окладу); на работах особо тяжелых и работах с особо вредными условиями труда от 16 до 24% тарифной ставки (оклада). Парадокс! Работники, получающие более высокие тарифные ставки (должностные оклады), но подвергающиеся меньшему воздействию неблагоприятных факторов на производстве, получают доплаты в значительно больших размерах, чем те, кто постоянно испытывают воздействие вредных факторов  и трудятся в тяжелых условиях труда, но имеют более низкий уровень квалификации. Такое положение ведет к конфликтам на производстве и требует решительного пересмотра. Лучше устанавливать размеры доплат за условия труда, дифференцируя их только по степени вредности и тяжести на каждом рабочем месте, без учета квалификации работника, так как потеря здоровья не зависит от разряда. Работники, допустим, II и VI разрядов, которые в равной мере подвергаются вредным воздействиям, должны и получать за это одинаковую компенсацию.

Доплаты за тяжелые и вредные условия труда должны способствовать восстановлению именно физического состояния работника без учета его социального статуса. Квалификация работника должна быть отражена при реализации воспроизводственной функции тарифа (оклада) работника. Это является еще одним аргументом, обосновывающим необходимость повышения тарифа (оклада) до приемлемых значений в 55–65%.

Важнейшая проблема – повышение достоверности оценки условий труда персонала. Предлагаем снизить «шаг изменения» доплат с 4% до 0,5-1,0%. Для машинистов-обходчиков, дежурных слесарей тепловой электростанции (ТЭС) число измерений оценки условий их труда должно быть увеличено в несколько раз по сравнению с общепринятым. В связи с тем что выполнение должностных обязанностей за период смены требует от указанной группы персонала присутствия  в различных местах электростанции, существенно различающихся по условиям труда, для этих работников при определении влияния вредных и тяжелых производственных факторов следует усреднять показатели по времени и месту действия.

Предварительно по всем рабочим местам и по каждому виду неблагоприятного производственного воздействия определяется в баллах уровень отрицательного влияния на работника. Полученные данные заносят в карту условий труда на рабочем месте (приложение 1). Окончательная балльная оценка рассчитывается по времени пребывания на конкретном рабочем месте. Сумма баллов по всем местам пребывания машинистов-обходчиков, дежурных слесарей в течение смены определяет размер причитающейся им доплаты за вредные и тяжелые условия труда. При необходимости подобный подход может быть использован для оценки условий труда других категорий эксплуатационного персонала.

Ремонтники, в отличие от рассмотренных групп эксплуатационного персонала ТЭС, продолжительное время находятся на одном рабочем месте, где подвергаются воздействию неблагоприятных производственных факторов, влияние которых определяется инструментальными измерениями на рабочем месте, с учетом усредненной за год длительности пребывания там работника. Размер доплат за вредные и тяжелые условия труда для данных категорий персонала предлагается рассчитывать с использованием «Карты условий труда для ремонтного персонала». В карте отмечаются в баллах результаты оценки фактических условий труда ремонтного персонала на основных или наиболее часто используемых ими рабочих местах. Изложенный метод определения доплат за вредные и тяжелые условия труда внедрен на ряде энергопредприятий и металлургических заводов, где получил положительную оценку.

Большое количество оборудования на ТЭС и различная его концентрация в разных местах электростанции создают неодинаковые условия труда по степени вредности. При оформлении результатов измерений и расчетов данные протоколов не отражают наглядно условий труда, а также состояния оборудования (работа, ремонт, резерв). Поэтому считаем целесообразным схематически изображать условия труда в картах фактических значений вредных производственных факторов с указанием состояния оборудования. Результаты измерений заносятся в карту в абсолютных значениях, в баллах или процентах [5].

Карта фактических значений вредных производственных факторов позволяет сравнить условия труда не только на всех рабочих местах, но и в различные (зимний, летний) периоды, на работающем оборудовании и на оборудовании, находящемся в ремонте. Целесообразно составлять отдельно карты фактических значений вредных производственных факторов для летнего и зимнего периодов работы оборудования, а также для оборудования, находящегося в ремонте.

Необходимо содействовать формированию новой роли профсоюзных организаций в охране труда. Следует передать им полномочия и денежные средства для проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах. Выполнение рекомендаций указанной экспертизы должно быть обязательно для работодателя.

Совершенствование управления условиями и охраной труда на производстве позволит повысить качество трудовой жизни работников, создает предпосылки для роста продолжительности их жизни и решения демографических проблем в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Демишев В.И. Роль государства в управлении охраной труда. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. №11.

2.

Материалы сайта www.cauxroundtable.org.

3.

Кислицина О.А. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России. М.: РИЦ ИСЭПН, 2005.

4.

Тонких В.Ф. Гуманизация условий труда в системе социально-трудовых отношений: Автореф. дис. …канд. экон. наук. М., 2003.

5.

Тимофеев А.В. Управление социально-трудовыми процессами в крупных компаниях топливно-энергетического комплекса. М.: ИПК госслужбы, 2004.

 

 

Приложение 1

Карта условий труда

Предприятие
Вид, категория работ
Профессия, должность
Участок, цех
Число рабочих мест, численность смены, бригады
Принадлежность к льготным спискам

Вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда

Нормативные значения ПДК, ПДУ

Фактические значения вредных факторов

Степень вредности, Вр

Продолжительность воздействия, t

Оценка в баллах х факт = Вр х t факт.

 

зимой

летом

зимой

летом

зимой

летом

зимой

летом

зимой

летом

Вибрация, дБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шум, дБа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура воздуха, оС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влажность воздуха,%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запыленность, мг/м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химические вещества, мг/м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эргономические факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарное значение воздействия вредных факторов, е х факт.

(Размер доплаты за вредность в % к тарифной ставке)

 

 

 

 

Дополнительный отпуск, дней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокращение рабочего дня, ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтверждается ли право на льготную пенсию

Да, нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись ответственного за заполнение карты .....……....
Подпись начальника цеха ................... ……………….......….
Подпись председателя аттестационной комиссии ..……..
Дата заполнения …………………………………….............……….

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста