Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление предприятием    Европейский опыт взаимодействия стекольной отрасли и государства для обеспечения энергоэффективности

Европейский опыт взаимодействия стекольной отрасли и государства для обеспечения энергоэффективности

Европейский опыт взаимодействия стекольной отрасли и государства для обеспечения энергоэффективности

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2007

Постхауэр Р.

директор EHR Advice,Нидерланды

Гусева Т.В.,
д-р техн. наук, профессор

Дайман С.Ю.,
канд. техн. наук

Ключевым принципом, применяющимся в отношениях бизнес – государство в сфере охраны окружающей среды и, в частности, в отношении программ по энергоэффективности, является принцип «загрязнитель платит». Он заключается в том, что компания-загрязнитель несет затраты для достижения уровней воздействия на окружающую среду, установленных государственными органами.

Опыт использования различных схем платежей за воздействие в Европе велик — так, в 1985 г. во Франции применительно к крупным электростанциям, мусоросжигающим заводам, крупным промышленным предприятиям была введена плата за загрязнение из расчета 150 франков за тонну выброшенных в воздух загрязняющих веществ. Основной целью введения платы была аккумуляция средств, необходимых для совершенствования системы мониторинга атмосферного воздуха. Хотя прямой цели эта мера достигла (собиралось до 200 млн франков в год), основным просчетом системы было отсутствие стимулов для снижения выбросов.

В настоящее время платежи за воздействие в ЕС не применяются, вместо них используются налоги и лицензионные платежи. Лицензионные требования в области охраны окружающей среды включают требования к выбросам и сбросам, обращению с опасными веществами, а для крупных предприятий — технические требования к установкам. Такие требования были введены «Директивой по комплексному контролю и предупреждению загрязнения окружающей среды», принятой в 1996 г. Цель директивы — обеспечить комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды на крупных предприятиях ключевых отраслей. Она устанавливает меры, направленные на предотвращение или (если это нецелесообразно) сокращение выбросов, сбросов, объема размещения отходов. Эти меры призваны обеспечить высокий уровень охраны окружающей среды. При этом используется концепция лучших доступных технических методов (НДТМ), т. е., по определению «Директивы», «новейших разработок для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, свидетельствующих о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешенных значений выбросов (сбросов) в окружающую среду с целью предотвращения загрязнения, или, когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов (сбросов) в окружающую среду в целом, без предварительного выбора какого-либо конкретного вида технологии или других средств». Для отраслевого выполнения «Директивы» готовятся «Справочные документы по НДТМ». Справочные документы по НДТМ представлены в открытом доступе на английском языке1. При получении лицензии на осуществление деятельности новых или реконструируемых крупных предприятий (для стекольной отрасли мощностью более 20 т стекломассы в сутки) экспертами лицензирующего органа планируемые технические решения и достигаемые уровни воздействия на окружающую среду сопоставляются с вариантами решений, описанными в справочных документах по НДТМ. При выборе НДТМ для конкретного предприятия проводится анализ между издержками и полезным эффектом (предотвращенным ущербом) и учитываются местные условия.

Применение НДТМ призвано обеспечить:
— внедрение методов более чистого производства с тем, чтобы предотвратить или минимизировать воздействие на окружающую среду;
— учет экономической эффективности рассматриваемого метода, имея в виду, что он не должен требовать от предприятия чрезмерных затрат.

Естественно, что методология НДТМ учитывает необходимость и возможности повышения энергоэффективности и ресурсоэффективности производств.

В последние десятилетия особое распространение получил подход «Добровольных соглашений» (ДС). Добровольные соглашения между бизнесом и правительством — инструменты достижения экологических целей и совершенствования экологической результативности экономики, которые не требуют пересмотра и ужесточения законодательства. Они заключаются в тех случаях, когда перед государством и бизнесом стоят общие задачи, которые нерационально было бы решать фискальными способами.

Концепция ДС была разработана в Нидерландах в конце1980-х годов. К 1996 г.насчитывалось более 300 ДС, охватывавших 30 отраслей экономики, вносивших определяющий вклад в загрязнение окружающей среды. В 2002 г. выпущен документ Еврокомиссии «Экологические соглашения в Европейском сообществе в рамках Плана действий по упрощению и совершенствованию экологического регулирования». ДС отражают проактивную позицию деловых кругов; являются инструментом экологического саморегулирования, дополняющим существующие законодательные и нормативные подходы; позволяют находить экономически эффективные и применимые в реальных условиях решения экологических проблем; способствуют разработке экологических целей и их скорейшему достижению.

В настоящее время во многих странах ЕС действуют «Добровольные соглашения в области энергоэффективности». Первое поколение добровольных соглашений в Нидерландах (начало 1990-х) было направлено на улучшение к 2000 г. энергоэффективности в выбранных отраслях (включая стекольную) на 20% по сравнению с базовым 1989 г.Добровольные соглашения второго поколения (с 1999 г.) направлены на сокращение выбросов CO2 и распространяются на предприятия с энергопотреблением более 500 тыс. ГДж/год (около 17 000 тут) в год, относящиеся к 10 секторам экономики. В этом ряду и стекольная промышленность. Отраслевые ассоциации, подписавшие соглашения от лица входящих в них предприятий, добровольно приняли обязательства оставаться в числе лучших в мире по показателю энергоэффективности. Так, на основе специально проведенного исследования были определены средние характеристики европейских, североамериканских и японских предприятий по удельному потреблению энергии на тонну сваренной стекломассы, и стекольные предприятия Нидерландов приняли обязательство быть в числе лучших 5% по этому показателю. К 2012 г. должен завершиться процесс сравнительного анализа этих предприятий, разработки планов дальнейшего совершенствования энергоэффективности и создания надежной системы ее мониторинга. Добровольные соглашения не предусматривают финансовой поддержки участвующих в них предприятий, а вводятся взамен существенных налогов, которые должны быть выплачены в том случае, если предприятие нарушает условия добровольного соглашения.

Подобным же образом действует добровольное соглашение по изменению климата в Великобритании. Оно охватывает около 8000 британских компаний, в том числе конфедерацию The British Glass, представляющую британских производителей стекла на внутреннем и международном рынках. Присоединившись к добровольному соглашению в 2001 г., стекольные предприятия в обмен на достижение высокого уровня энергоэффективности получили право на 80%-ное снижение налога на потребление энергии, введенного правительством для стимулирования сокращения энергопотребления. К концу 2004 г. достигнуто 11%-ное сокращение энергопотребления (по сравнению с 1999 г.).

В рамках ДС в европейских странах готовятся аналитические обзоры и рекомендации по сокращению энергопотребления, идет обмен опытом в рамках национальных ассоциаций.

В рамках соглашений, действующих в ЕС, каждое государство разрабатывает систему стимулов для предприятий, направленных на поддержку технологических инноваций, повышение энергоэффективности и тем самым сокращение выбросов парниковых газов. Система стимулов призвана также способствовать созданию новых промышленных зон и рабочих мест. При этом промышленные предприятия могут получать частичную компенсацию инвестиций в энергоэффективное оборудование или внедрение более чистых технологий. Так, в стекольной промышленности Нидерландов можно получить снижение налога на прибыль при внедрении следующих технических решений:
— оборудование для предварительного подогрева шихты (за счет теплоты отходящих газов) — 44%-ное снижение налога на прибыль;
— котлы-утилизаторы тепла отходящих газов — 44%-ное снижение налога;
— абсорбер с тканевым фильтром для очистки отходящих газов от газообразных примесей — 15%-ное снижение налога;
— электрофильтр для очистки отходящих газов от взвешенных частиц — 15%-ное снижение налога.

Дополнительное снижение налогов можно получить за:
— участие в развитии научно-технических проектов;
— участие в сравнительном анализе предприятий (benchmarking) и предоставление данных для него;
— реализацию программ подготовки и повышения квалификации кадров, так как кадры определяют успех любых инициатив и уровень развития систем менеджмента.

Таким образом, взаимодействие ассоциаций предприятий стекольной промышленности и государства в Европе направлено на выбор добровольных мер для достижения амбициозных национальных целей в области повышения энергоэффективности и не предусматривает значительного материального стимулирования. При этом государственные органы и отраслевые ассоциации поддерживают обмен опытом, сравнительный анализ эффективности и открытую публикацию руководств и рекомендаций по ее повышению.

Также по этой теме: