Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление персоналом    Предложения по подготовке и переподготовке специалистов по управлению проектами

Предложения по подготовке и переподготовке специалистов по управлению проектами

Предложения по подготовке и переподготовке специалистов по управлению проектами

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008

Готин А.Е.

«ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает,
что на смену политике стабильности приходит политика изменений.
Джозеф М. Джуран

Внедрение на предприятии идей управления проектами предполагает значительное количество организационных изменений и нововведений. Часто само поведение того, кто пытается их осуществить, вызывает сопротивление и тормозит весь процесс. Чтобы избежать этого, специалистам промышленных предприятий в области инвестиционного менеджмента необходимо разбираться в сложных взаимоотношениях, связанных с процессами нововведений и изменений, и знать, как поступать в различных ситуациях и как приспособиться к изменениям в проектах промышленных предприятий.

Подготовка и переподготовка специалистов по управлению проектами

Управление проектами – одно из самых современных направлений в менеджменте [1-3]. Оно вобрало в себя знания и методы из разных областей, таких как финансы, управление качеством, управление рисками, договорами и персоналом. Однако работа в проекте заметно отличается от работы в рамках устоявшихся типовых бизнес-процессов. Для успешной работы в проекте важно не только получить новые знания и навыки, но и изменить свои взгляды, развить в себе так называемое «проектное мышление».

В настоящее время квалификация управленческого персонала на промышленных предприятиях не отвечает международным требованиям к компетентности специалистов по управлению проектами. В связи с этим возникает необходимость обучения сотрудников предприятий проектному менеджменту. С учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, перехода предприятий России на международную систему финансовой отчетности повышается необходимость создания на каждом предприятии отдела управления проектами, отвечающего за вопросы анализа и мониторинга инвестиционных проектов развития. Участниками процесса управления проектами на промышленных предприятиях являются управление капитального строительства, управление финансов, отдел продаж и проектно-конструкторский отдел. Для специалистов этих подразделений автором разработан и предложен механизм обучения по вопросам формирования, выбора и мониторинга инвестиционных проектов, позволяющий достичь лучшего уровня предприятий и поддержать его, повысить конкурентоспособность предприятий за счет профессионального управления проектами.

На отдел управления проектами возлагаются следующие задачи [4]:

  • анализ текущего состояния проектов;
  • анализ хода работ проектов в рамках интегрированной системы управления проектами;
  • контроль выполнения работ проектов в рамках интегрированной системы управления проектами по временным и стоимостным параметрам;
  • управление договорами проектов, включая их анализ и мониторинг;
  • управление коммуникациями проектов;
  • формирование архивов проектов.

Для реализации образовательных проектов в области управления проектами возможно привлечение высших учебных заведений и консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области. Автор предлагает следующую последовательность обучения специалистов предприятий вопросам и методам управления проектами:

  1. повышение квалификации по управлению проектами по программам обучения – более 500 академических часов;
  2. обучение по краткосрочным программам повышения квалификации – от 100 до 500 часов;
  3. обучение в учебных центрах предприятий по программам, разработанным специалистами предприятия.

В учебных планах программ управления проектами следует придерживаться зарубежных тенденций обучения методам:

  • интегрированное обучение вопросам управления проектами;
  • смещение обучения в сторону практических вопросов;
  • обучение по управлению проектами на основе интегрированных систем управления проектами (Primavera, MS Project);
  • использование современных методов всеобщего управления качеством в управлении проектами

Обучение механизму управления проектами может проводиться в следующих направлениях:

  1. В рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального обучения по экономическим специальностям 060100 «Экономическая теория», 060400 «Финансы и кредит», 060600 «Мировая экономика», 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 521600 «Экономика»;
  2. В качестве образовательной программы в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятия;
  3. Международной сертификации специалистов по управлению проектами, проводимой ассоциацией Управления проектами «СОВНЕТ» (г. Москва);
  4. Обучение практическим вопросам работы в интегрированных системах управления проектами (в зависимости от используемого на промышленном предприятии программного обеспечения в области управления проектами) с привлечением специалистов-практиков.

Автором предложены образовательные программы по первому и второму направлениям.

По первому направлению программа включает вопросы формирования механизмов, решение задачи и выполнение функций управления проектами. В модуль «Управление проектами» общепрофессиональных дисциплин входят следующие основные задачи:

  • получение знаний и навыков в области управления проектами, необходимых для практической работы на промышленных предприятиях;
  • освоение отечественного и зарубежного опыта в области управления проектами, включая управление инвестиционными проектами развития предприятий.

Примерный учебный план представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный учебный план реализации обучения в рамках образовательного модуля «Управление проектами»

№ п/п

Наименование темы

Лекции, академических часов

Практические занятия, академических часов

1

Системная модель управления проектами. Объекты управления.

12

8

2

Субъекты управления

6

10

3

Функции управления проектом в соответствии с международными стандартами управления проектами

10

12

4

Организация проектного управления

8

12

5

Применение управления проектами

6

16

Всего – 100

42

58

Второе направление предполагает корпоративное обучение, которое имеет следующие преимущества перед обучением в рамках государственных стандартов высшего профессионального обучения:

  • учитывается специфика конкретного предприятия, задачи и функции управления проектами предприятия;
  • осуществляется образование без отрыва от производства;
  • на практике отслеживаются полученные знания;
  • ведется практическая работа в интегрированных системах управления проектами.

Примерный учебный план реализации обучения представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный учебный план реализации обучения в качестве образовательной программы в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятия

№ п/п

Наименование темы

Лекции, академ. час.

Практические занятия, академ. час.

1

Системная модель управления проектами. Объекты управления

8

10

2

Международные стандарты в области управления проектами. Отечественный опыт стандартизации управления проектами в нефтеперерабатывающей отрасли

6

12

3

Субъекты управления

6

10

4

Функции управления проектом в соответствии с международными стандартами управления проектами

6

12

5

Организация проектного управления

4

12

6

Применение управления проектами

6

16

7

Использование информационных технологий в проектах

2

4

8

Основы работы в интегрированных системах управления проектами

4

20

Всего – 138

42

96

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: АОЗТ «Интерэксперт»: Инфра–М, 1995.
  2. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. –М.: Финансы и статистика, 2001
  3. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. –М.: ПМСОФТ, 2005
  4. Руководство к своду по управлению проектами. Руководство PMBOOK. Редакция 2000 года. –М.: pmOffice, 2004

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы