Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2005

Лапыгин Д.Ю.

Анализ различных школ стратегического управления позволяет построить иерархическую структуру парадигмы стратегического управления, представленную на рис. 1. Регион как сложная социально-экономическая система связан множеством отношений как с внешней средой (в том числе с государством, как надсистемой), так и внутренней средой, специфика которой в контексте представлена отношениями региона с территориальными единицами и хозяйствующими субъектами (рис. 2).

Рис. 1. Структура парадигмы стратегического управления организациями

Рис. 2. Структурная схема взаимосвязей в управлении регионами

Анализ отношений стратегий трех уровней иерархии (государство; регион; территориальные образования и хозяйствующие субъекты) позволяет выделить следующие детерминанты регионального стратегического планирования:

Стратегия государства может оказывать прямое влияние на процесс регионального стратегического планирования (может выражаться в нормативных актах, касающихся государственной региональной политики) и опосредованное, когда государственное регулирование мягче воздействует на регионы, создавая ситуацию, когда региону выгоднее развиваться в направлении стратегии развития государства.

Органы управления регионом являются источником субъективный целей и, принимая решения (в том числе осуществляя выбор стратегии развития региона), не только несут ответственность перед социумом, но и рассчитывают на общественное признание реализуемой стратегии как успешной.

Социум. Уполномоченный избирателями или выборщиками глава администрации региона не способен учитывать интересы всех избирателей [1]. Социальная среда реагирует на «нерешение» актуальных социальных проблем созданием общественных организаций, различных неформальных движений. Если не учитывать интересы социума, проявляющиеся в различных формах, то это может привести к конфронтации, потере избирательных голосов и прочим нежелательным последствиям (крайней формой проявления протеста против существующей стратегии властных структур является революция и насильственное свержение существующих порядков).

Бизнес. В идеальном случае бизнес не должен влиять на то, какая стратегия будет выбрана и как она будет реализовываться. Но крупные организации, равно как и объединения организаций малого бизнеса, во все времена своего существования лоббировали различными способами свои интересы. Иначе как властью капитала этот процесс назвать сложно. Такие традиции ведения бизнеса в России являются серьезным препятствием для процесса объективного рассмотрения альтернатив решения и проведения стратегического плана развития региона в действие.

Развитие научной сферы, появление новых технологий стратегического планирования и парадигм устройства мирового хозяйства (НИРы, программы исследовательских организаций, проекты развития регионов и субъектов хозяйствования, научно-технические революции).

Изменение общественного сознания является одним из основных, если не первичным инструментом (когда имеется в виду целенаправленный процесс) и обстоятельством (в том случае если такие изменения спонтанны, следуют из мирового революционного развития, «продиктованного» критическими противоречиями, требующими изменений или эволюционного развития, когда изменения происходят плавно, ступенчато, а не лавинообразно).

Тенденции развития мирового сообщества в целом. Регион является открытой системой, а это означает, что он обменивается на различных уровнях энергией и веществом (назовем перечисленные дефиниции компонентами функционирования региона) с другими регионами и иными подсистемами системы мирового экономико-политического устройства на соответствующем каждому конкретному субъекту хозяйственной деятельности уровне. Система мирового экономико-политического устройства является внешней средой по отношению к региону и представляет стратегический ресурс его развития. Некоторые факторы внешней среды, воспринимаемые как угрозы, при определенных обстоятельствах могут стать возможностями.

2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

По определению, методика<*> — это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, то есть скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов. Такая система должна соответствовать ряду требований:


-

обеспечивать выполнение функции, для которой она создается;

-

не быть избыточной по составу и структуре;

-

обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;

-

быть понятной специалистам соответствующей квалификации;

-

описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (то есть этапы и взаимосвязи между этапами);

-

описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;

-

однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).

 

<*> Методика — совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы (Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988).

Таким образом, методика — это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

Далее приведены этапы разработки стратегического плана развития региона, логически и процедурно взаимосвязанные с этапами разработки управленческого решения (УР).

Этапы разработки УР в региональном стратегическом планировании

Этапы разработки управленческих решений в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами разработки стратегии (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития региона

Этап разработки УР

Этап разработки стратегии

Результат этапа/форма представления

Этап I. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

1. Актуализация проблемы

1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона

2. Этап сбора информации и построения модели проблемной ситуации

2. Определение и детализация региональных целей и системы показателей развития региона

Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона

 

3. Определение текущего состояния региона.

Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)

 

4. Определение состояния внешней среды региона

Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды

 

5. Определение критериев оценки и ограничений

Система критериев и ограничений

Этап II. Разработка плана стратегического развития региона

3. Этап формирования множества моделей изменений

1. Формирование коллекции эталонных альтернатив

Множество эталонных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

 

2. Разработка оригинальных альтернатив

Множество оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

4. Этап фильтрации и выбора

3. Выбор стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

5. Корректировка модели изменений и разработка системы показателей

4. Формирование стратегического плана развития региона (в том числе: корректировка политик, программ, проектов и мероприятий по их реализации, а также философии развития региона)

Стратегический план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему показателей развития региона (стратегические карты развития)

 

5. Корректировка и детализация системы показателей развития региона

 

 

Далее представлены первые шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития.

Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).

И в том, и в другом случае результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана, см. таблице 1.

Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона. Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 3 представлено видение региона в четырех аспектах<*>.

<*> О многоаспектности управления региональными системами А.И. Гаврилов в книге «Региональная экономика и управление» пишет: «Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического развития».

Рис. 3. Четыре аспекта видения региона

Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека — субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами.

То же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» — оно обязательно должно включать видение системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.

«СОЦИОВИДЕНИЕ» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг, как демосферы<*> региона. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.

<*> Демосфера — население региона, одухотворенный потенциал его развития, по аналогии с персоналом организации, обладающий стержневыми компетенциями, определяющими конкурентное преимущество региона.

Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек — главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырех аспектов дает разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории.

Распространение влияния видения на дальнейшие этапы планирования позволяет говорить о построенной модели как о четырехаспектной концепции регионального видения.

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:

«Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

«В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?»

Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь».

«Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая необходимость ее реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.

Так, например, миссия вовне для видения региона глобальным туристическим комплексом может звучать так: «Обеспечить каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев ее направленность одинакова: развитие региона во всех четырех рассмотренных выше аспектах направления видения.

Такое разделение весьма условно, так как вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, то есть достижения состояния, ассоциируемого у субъектов целеполагания с успехом, с выполнением миссии. Миссия — это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы, двуединство направления ее развития и общественной функции.

Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение — это образ, миссия — предназначение, то цель — это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона.

Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса с высоким уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического индивида, то цели должны описывать все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических услуг.

Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер — «паровозов». Графически это может выглядеть так, как изображено на рисунке 4.

Рис. 4. Стратегическая ориентация региона

Нетрудно заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).

Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.

Система показателей развития региона — это комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Поэтому такая модель должна либо быть построена на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырем аспектам видения.

Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения стратегической значимости каждого показателя позволяют говорить о сбалансированности такой системы, а это, в свою очередь, говорить о применимости концепции стратегических карт<*> в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона.

<*> О стратегических картах и сбалансированной системе показателей см.: Каплан Роберт, Нортон Дэвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.; Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 304 с.

В соответствии с четырьмя аспектами развития региона могут быть разработаны четыре стратегические карты (рис. 5), которые можно детализировать до требуемого уровня и корректировать на последнем этапе разработки стратегии.

Рис. 5. Модель стратегических карт развития региона

Этап 3. Определение текущего состояния региона

При определении текущего состояния региона необходимо рассматривать его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).

Определение текущего состояния региона требует анализа трех объектов (состояние социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия региона) в четырех аспектах его деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии (см. табл. 2).

Таблица 2

Аспект-анализ состояния региона

Объект анализа

Аспект

 

Наука и технологии

Социальная сфера и организация регионального управления

Общество

Экология и экономика

Социум

Структура социума в данном аспекте (учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты).
Степень вовлеченности населения в области науки, доля специалистов и экспертов в населении региона, наличие рационализаторского духа и его проявлений, стремлений к получению образования и развитию

Состав населения, его обеспеченность, социальная защищенность, степень удовлетворенности условиями жизни.
Степень самоуправления региона ( соотносят ли люди со своим волеизъявлением то, что предпринимают выборные органы управления).
Социальная структура общества («пирамидальная»<*> или «ромбовидная»<**>)

Исторически сложившийся менталитет населения (базовые ценности, доминирующий образ жизни).
Общее развитие среднестатического индивида, структура общества по уровням развития, степень осознания человеком себя как части социума.
Смысл существования данной общности и система ее приоритетов

Кадровый потенциал региона (трудовые ресурсы, профпригодность населения, здоровье населения, уровень безработицы), уровень предпринимательской активности

Материальные системы (организации, в том числе властные)

НИИ, КБ, информационные базы ноухау (патентные бюро), биржи новаций, библиотеки.
Образовательные, специальные учреждения и университеты

Состав и структура организаций социальной защиты и соцобеспечения. Состав, структура и функции системы регионального управления, различных агентств, функциональных подразделений

Состав объектов культуры и активного отдыха, их состояние и степень соответствия современным требованиям и уровню развития цивилизации; формальные и неформальные общественные и политические организации

Природно-ресурсный потенциал.
Структура промышленности, сферы услуг, торговли и предпринимательства

Стратегия региона (на момент анализа)

Инновационная и научная региональные политики, программы, проекты и мероприятия

Социальная политика, программы, проекты и мероприятия

Политика, программы, проекты общественного развития, мероприятия

Экологическая и экономическая политика, а также проекты, программы и мероприятия

 

<*> «Пирамидальная» социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы — меньшинство «богатых» при большинстве «бедных».
<**> «Ромбовидная» социальная структура, характерная для развитых стран и представляет собой кроме «сверхбогатого» и «сверхбедного» меньшинств широко развитый «средний» класс большинства (например, в США в эту категорию входят 3/4 всего населения).

Анализ каждого объекта по каждому аспекту должен проводиться с позиции выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную сторону, так и слабую.

Этап 4. Определение состояния внешней среды региона

Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых на возможности и угрозы, среди которых состояние управляющей надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а также систему, управляемую волеизъявлением населения. В этой связи можно говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает участие в управлении государством в целом и способен в некоторой части воздействовать на политико-экономическую ситуацию, государство же, со своей стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического плана развития региона (табл. 3).

Таблица 3

Матрица состояния и тенденций развития регионального окружения

Объект

Качественный аспект

Временной аспект

 

 

Текущее состояние

Существующие тенденции развития

Желаемое состояние (желательные тенденции развития)

Субъекты государства (например, субъекты Федерации: области, округа, автономные образования, крупные предприятия)

Поставщики (наличие и деловой уровень альтернативных поставщиков всех видов ресурсов, используемых организациями региона в процессе своей деятельности); потребители (наличие и спрос на товары-комплементы, наличие и спрос на товары-субституты, средний доход на душу населения, существующие потребительские предпочтения и тенденции развития); конкуренты (доля рынка, занимаемая конкурентами, их конкурентные стратегии; тенденции развития конкурирующих организаций); наличие естественных монополий и их влияние на общий уровень деловой активности в соседних регионах

 

 

 

Экономико-политические объединения низшего порядка (например, конфедерации)

Положение государства (развитое государство, развивающееся государство); социальные и идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя; конкретное состояние политической сферы страны (политическая ситуация); тенденции развития государства; как распределены политические функции между субъектами данной общности; насколько согласованы интересы системы государственного управления с интересами всех других политических и социальных субъектов; уровень государственного регулирования экономики

 

 

 

Экономико-политические объединения (например, союзы или блоки государств)

Существующие блоки государств и экономических сообществ, тенденции к появлению новых и реорганизации существующих

 

 

 

Система мирового экономико-политического устройства

Мировые условия, в которых развивается жизнь всего человечества: мир или мировой военный конфликт; экологическая катастрофа или стабильная экологическая ситуация; дефицит или избыток ресурсов; мировой кризис или мировая стабильность какой-либо сферы общественных отношений; прогрессивное или регрессивное развитие политических отношений; консолидация или распад отношений между ведущими государствами

 

 

 

 

Наполнение данной таблицы необходимо для выделения тех особенностей, которые могут представлять собой угрозы и возможности, для определения того, как среда может повлиять на развитие региона (что может быть использовано при взаимодействии со средой для достижения целей и что может помешать реализации стратегического плана). Рассмотрение факторов внешней среды во временном аспекте необходимо прежде всего для учета тенденций развития среды при разработке стратегического плана, ибо разрабатываемый план должен быть рассчитан на перспективу.

Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений

Если показатель — это количественная модель состояния, то критерий — не обязательно количественная категория. Например, критерий преемственности альтернативы — это правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую эффективность операции. Иными словами, критерий — это оценочная модель сопоставления альтернатив, позволяющая осуществить выбор.

В основу системы критериев может быть положена система показателей развития региона. При сравнении альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых принимается окончательное решение.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Боумен К. Стратегия на практике. — СПб.: Питер, 2003.

2. Гибало Н.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарев В.В. Проблемы институционализации экономики России. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.

3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000.

6. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей — шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.

7. Ольве Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

8. Рамперсад К.Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

9. Стратегия развития муниципалитета. — М.: ЮРКНИГА, 2003.

Также по этой теме: