Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Моделирование бизнес-процессов страховой компании с помощью современных информационных технологий

Моделирование бизнес-процессов страховой компании с помощью современных информационных технологий

Моделирование бизнес-процессов страховой компании с помощью современных информационных технологий

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2007

Ручкин К.А.

канд. физ.-мат. наук,
доцент кафедры «Программное обеспечение и интеллектуальные системы»,
Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

Ручкина В.Н.,
аспирант Донецкого национального университета

IT охватывает новые области науки, техники, бизнеса. Яркий пример — сфера страхового бизнеса. Внедрение и использование современных информационных технологий становится закономерностью. В первую очередь это связано с возрастающим потоком информации, который необходимо накапливать, хранить и обрабатывать. Рост объемов документооборота страховой компании приводит:
— к увеличению числа сотрудников страховой компании;
— к увеличению расходов на ведение страхового бизнеса;
— к отсутствию гибкости в управлении страховой компанией;
— к росту цен на страховые услуги компании и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности.

Способность страховой компании своевременно обрабатывать и извлекать большие объемы информации напрямую зависит от уровня автоматизации ее деятельности.

Оптимальным результатом работ по развитию автоматизации деятельности страховой компании является разработка и внедрение компьютерной информационной системы (КИС) обработки данных, нацеленной на охват всех основных элементов технологического процесса и гарантирующий полную безопасность данных на всех этапах обработки информации.

Процесс перехода страховой компании к компьютерным информационным системам включает три этапа: разработка и проектирование системы, ее программирование и внедрение.

Первым шагом на этапе разработки и проектирования КИС является процесс построения идеальной и реальной моделей бизнеса СК («программирование бизнеса»). Проектирование бизнес-процессов проводится как с помощью классических (SADT) технологий, так и с помощью современных (UML) технологий. Подходы имеют преимущества и недостатки, но позволяют формализовать и упростить понимание деятельности компании и отдельных ее участков.

Классическая методология структурного анализа и проектирования SADT («Structured Analysis& Design Technique») позволяет описать деятельность компании с функционально-структурной точки зрения. Диаграммы, построенные с помощью этого подхода, отражают систему бизнес-процессов компании как набор функций, процедур и задач, выполняемых в компании, и описывают принципы использования потоков данных. Такие диаграммы просты для понимания специалистами различных уровней управления компании.

Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования с помощью унифицированного языка моделирования UML («Unified Modeling Language») позволяет отразить динамику процессов компании.

Следующим шагом на этом этапе является выбор средств и систем моделирования бизнеса. Системы CASE («Computer-Assisted Software Engineering») наиболее подходят для этого. Выбор CASE зависит от выбранной методологии моделирования. Технология классического структурного моделирования полностью реализуется с помощью системы BPWin, входящей в комплекс программ Computer Associates AllFusion Modeling 4.1. В системе BPWin создаются модели процессов следующих стандартов (нотаций): IDEF0, DFD и IDEF3.

Модели на основе стандарта IDEF0 необходимы для выявления основных, не дублируемых, не избыточных и эффективных работ и правильно распределенных ресурсов. Диаграммы потоков данных (DFD) описывают функции обработки информации, документы, объекты, а также сотрудники и подразделения. При этом используется набор элементов для источников, приемников и хранилищ данных. Для логики взаимодействия информационных потоков используется IDEF3. С его помощью дают характеристику как отдельной постановке реализации бизнес-процесса, так и полной последовательности действий.

Созданные с применением BPWin диаграммы позволяют точнее сформулировать постановку задачи и наметить этапы ее решения.

Рассмотрим процессы организации учета и обслуживания договоров страхования, а также урегулирования убытков по ним. В качестве субъектов в этих процессах выступают: клиент (физическое или юридическое лицо) и персонал страховой компании. Объектом выступает деятельность по учету и обслуживанию договоров страхования, а также урегулированию убытков по ним.

Учет договоров страхования включает следующие процессы:
— прием входящих документов;
— регистрация страхователя, существенных условий договора страхования;
— обработка договоров страхования;
— вычисление задолженности страхователя (при уплате страховых платежей по графику);
— регистрация выплат;
— вычисление остатка страховой суммы;
— формирование исходящих документов;
— выдача исходящих документов.

Обслуживание договоров страхования включает следующие процессы:
— прием входящих документов;
— обработка данных по договорам на расторжение;
— обработка данных по договорам на продление;
— формирование исходящих документов (писем на продление договора или уплате очередного взноса);
— расчет скидок в результате продления договора и с учетом положительной страховой историей клиента;
— выдача исходящих документов.

Урегулирование убытков по договорам страхования включает следующие процессы:
— прием входящих документов;
— регистрация страхователя (застрахованного лица);
— регистрация страхового случая;
— оценка страхового случая;
— ведение истории страховых случаев по договору страхования;
— ведение истории страховых случаев по страхователю (застрахованному лицу);
— калькуляция страхового возмещения (страховых выплат);
— составление страхового акта и его регистрация;
— регистрация страховых выплат;
— составление ведомости страховых выплат (возмещений) в целом по компании с учетом различных классификационных признаков;
— формирование исходящих документов;
— выдача исходящих документов.

После определения основных организационных процессов деятельности необходимо стандартизировать документооборот страховой компании. Компьютерная информационная система эффективна в том случае, когда определены организационные процессы деятельности компании, а также стандартизирован документооборот.

На заключительном шаге этапа разработки и проектирования КИС составляется техническое задание. Техническое задание должно содержать общие требования к системе, подробные требования к задачам и функциям системы, другую техническую документацию. Чем точнее будут сформулированы требования к разрабатываемой системе, тем точнее они будут реализованы.

Современная компьютерная информационная система страховой компании — это система для ввода, обработки и хранения информации, которая охватывает все основные подразделения, службы, рабочие участки компании и отвечает требованиям оперативности, достоверности, функциональной полноты, ясности, доступности и надежности.

Оперативность — на ввод и обработку первичных документов должно затрачиваться как можно меньше времени, так как ценность информации с каждым днем убывает.

Достоверность достигается благодаря компьютерной информационной системе, на которую перекладываются функции проверки правильности ввода данных.

Функциональная полнота — учет максимального объема информации, а также соответствие данных, содержащихся в первичной документации, требованиям нормативных актов и инструкций, внутренних стандартов и соглашений.

Ясность — данные, вводимые с первичной документации, которые используют отделы компании, должны быть непротиворечивы и согласованы, а в случае несогласованности должны предусматриваться контрольные механизмы и процедуры коррекции данных.

Должна соблюдаться доступность данных для проведения необходимого объема работ по проверке учетной информации, а также для получения информации по документам, которые не требуются для текущей работы отделов компании.

Надежность — обеспечение минимальной потери данных с последующим их восстановлением в случаях сбоя в системе, вызванного объективными и субъективными факторами.

Более точно техническое задание может быть составлено с учетом схем и диаграмм, спроектированных на этапе разработки и проектирования системы с помощью современного инструментария бизнес — интеллекта.

Первый шаг на этапе программирования предусматривает выбор и проектирование модели хранения данных. ERWin, входящий в набор Computer Associates AllFusion Modeling 4.1, позволяет спроектировать выбранную модель данных с использованием диаграмм DFD.

На следующем шаге этапа программирования определяется система или язык программирования. Затем создается серверная и клиентская части системы или язык программирования интерфейса. Далее происходит составление запросов и формирования шаблонов для отчетов.

Последним шагом на этапе программирования является тестирование и отладка как отдельных частей программы, так и всей системы.

Основные этапы внедрения предусматривают установку и наладку компьютерной информационной системы. Далее происходит уточнение первичных документов и форм отчетов. Адаптация системы предполагает доведение ее от уровня As Is до уровня To Be, вплоть до корректировки самих бизнес-процессов.

Компьютерная информационная система должна содержать модули (подсистемы), соответствующие основным участкам работы внутри компании: договор, обслуживание договоров, выплаты, анализ, бизнес-ядро, эксперт. Все эти блоки ориентируются на предоставление оперативной и достоверной информации руководству компании для принятия обоснованных управленческих решений.

Рассмотрим подробнее работу экспертного блока. Этот блок представляет собой экспертную систему (ЭС) способную решать основные задачи компании, такие, как:
— оперативность принятия решения по выбору продукта страхования для клиента по заданным условиям страхования;
— возможность проведение андеррайтенговой политики в режиме on-line для структурных подразделений компании, которые удалены от головного офиса компании;
— анализ и прогнозирование тарифной политики по видам страхования, страховым продуктам компании;
— анализ деятельности компании на отчетную дату по заданным классификационным параметрам (например, поступления платежей по продающим подразделениям компании, по видам страхования, по страховым продуктам; оперативная информация по заявленным убыткам по компании, по видам страхования, по страховым продуктам; оперативная информация по фактическим выплатам; информация о техническом результате деятельности компании на любую дату).
Экспертная система оперирует как со знаниями, выработанными в области страхования, так и данными, накапливаемыми страховой компании. Программа решает поставленные задачи посредством логического вывода, имея доступ к системе фактов, и выводит заключения из информации, имеющейся в базе знаний. База знаний (БЗ) состоит из трех частей:

1. Правила, описывающие отношения и методы для решения задач области применения. БЗ составляется из фактических знаний, хранящихся в базе данных на носителе и знаний, используемых для вывода других знаний.

2. Механизм вывода. Содержит принципы и правила работы, выбирает способ применения правил для решения задач. Определяет, какие правила нужно вызвать, организуя к ним доступ в БЗ. Механизм вывода определяет, когда найдено приемлемое решение и передает его.

3. Система пользовательского интерфейса. Может помочь пользователям при работе с ЭС, даже если они не знают, как она организована; объясняет пользователю, как получить результат.

Профессионально структурированная компьютерная информационная система увеличит конкурентное преимущество страховой компании, информационные потоки которой с каждым днем увеличиваются. Процесс перехода страховой компании к компьютерным информационным системам включает этапы разработки, программирования и внедрения. Данная система позволит автоматизировать ввод информации получения отчетов деятельности компании, централизованно вести учет и обработку данных, осуществлять электронную обработку данных и обмен информацией, оперативно анализировать деятельность с последующим определением тактики компании, прогнозировать и планировать деятельность компании. Трудности перехода к компьютерным информационным системам — прежде всего временные затраты на разработку и внедрение системы, высокие денежные затраты (дорогостоящий процесс по стандартизации и описанию бизнес-процессов страховой компании), изменение устоявшихся традиций компании. Тем не менее, они в идеале экономически оправданы и позволяют конкурентоспособно трудиться на рынке финансовых услуг.

Также по этой теме: