Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Методология формирования стратегических целей развития региона

Методология формирования стратегических целей развития региона

Методология формирования стратегических целей развития региона

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2007

Шеховцева Л.С.

канд. экон. наук,
профессор РГУ им. И. Канта,г. Калининград

А. Гранберг выделяет новые явления, которые неоднозначно влияют на экономическое развитие регионов: необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе; усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства; переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов; изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы; ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития <1>.

<1> Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации //Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.

Адекватная реакция на эти явления – переход регионов к стратегическому управлению развитием. Определение целей регионального развития экономики является одним из основных этапов стратегического управления. Стратегические цели создают образ желаемого будущего состояния региона, снижает неопределенность внешней среды, консолидируют общество и становятся институциональным фактором его развития.

Стратегические цели развития территории могут быть связующим звеном между двумя уровнями региональной политики: федеральным и окружным. Для территории можно установить измеримые цели и критерии оценки результатов регионального развития. Задача состоит в том, чтобы корректировать их при стратегическом планировании <2>.

<2> Швецов А. Либерализация государственной региональной политики //Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 73-83.

Мой подход к методологии стратегического целеполагания регионального развития основывается на методологических принципах стратегического развития академика Л. Абалкина <3>, а также междисциплинарной методологии исследования региона как субъекта целеполагания <4>. Он учитывает закономерности целеобразования на основе системного анализа <5> и специфику региона как организационной системы.

<3> Абалкин Л. И. Проблема выбора стратегии на XXІ век // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С.. 49-54.
<4> Шеховцева Л. С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография.- Калининград: Изд-во РГУ им И. Канта, 2005.
<5> Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова - М.: Высшая школа; 2004; Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. - М.: Дело и сервис, 2005.

Стратегическая цель региона задает образ будущего состояния региона и путь его достижения. Каждый регион должен выбрать свой путь развития на основе факторов производства (природных ресурсов, человеческого капитала), инвестиций, инноваций. Например, стратегическая цель развития Калининградской области может быть следующей: достичь уровня жизни населения, сопоставимого с зарубежными соседями (Литвой и Польшей) путем инновационного развития.

Стратегическим целеполаганием социально–экономического развития региона называется системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям. Реализация целей осуществляется одновременно с внедрением стратегий и называется целеосуществлением.

Процесс целеполагания базируется на следующих концептуальных положениях:
— существует множество стратегических целей или пространство целей;
— существует множество путей достижения одной цели, пространство стратегий;
— цели региона могут быть типовыми (общими) и особенными;
— цели и стратегии имеют разный масштаб времени, могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными;
— цели и стратегии образуют иерархическую (многоуровневую) систему;
— разработка, выбор и реализация целей и стратегий образуют непрерывный процесс;
— выбор целей социально–экономического развития региона является сознательным, волевым актом и связан с экономической политикой государства.

Методология стратегического целеполагания как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности <6>, основывается на концепции и алгоритме этого процесса, определяется свойствами региона как системы и организации, а также зрелостью самого региона как субъекта целеполагания.

<6> Большой энциклопедический словарь /Главный редактор А.И. Прохоров. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», СПб.: Норинт, 2004.

Выбор целей связан с «огрублением» действительности, отказом от других целей, других формулировок (семантических, временных и численных). Он является процессом построения модели целей, которая (как и всякая модель) имеет допущения, ограничения, зависимые и независимые переменные. Модель целей является результатом процесса целеполагания, который, в свою очередь, может быть представлен как модель целеполагания.

Цели региона формируются на трех уровнях. На первом уровне определяются цели региона как подсистемы национальной экономики (цели макроуровня). На втором уровне формируются цели региона как организационной системы (цели мезоуровня). Третий уровень целей связан с элементами (подсистемами) региональной системы, с ее внутренней структурой (цели микроуровня). Таким образом формируется пирамида стратегических целей регионального развития.

Многоуровневый характер целей региона определяет структуру и организацию процесса целеполагания, которая может быть представлена в виде следующего алгоритма:
1) формирование общих (типовых) стратегических целей развития региона и целей его основных целеносителей на макроуровне;
2) выбор конкретных целей развития региона и их согласование с представителями целеносителей на мезоуровне;
3) разработка дифференциации (иерархии) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне;
4) моделирование и выбор количественных значений целей:
5) согласование с представителями целеносителей.

Последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться. Например, от выбора конкретных целей региона можно перейти сразу к процессу моделирования и выбора количественных значений целей; согласование целей можно объединить в один этап и проводить его после выбора количественных значений целей. Выбор целей осуществляется в несколько итераций. Он связан с типологией регионов.

Формирование общих (типовых) стратегических целей развития региона и целей его основных целеносителей. Цели региона как организационной системы, имеющей свойства безличной структуры, формируются для обобщения, формализации, типизации индивидуальных и групповых целей. Невозможно полно учесть бесконечное разнообразие индивидов, организаций, особенностей их взаимосвязей. У региона как организационной системы существуют общесистемные, или типовые, цели, которые формируются в результате интеграции, обобщения целей его основных активных элементов (населения, делового сообщества, органов управления).

Стратегические ориентиры населения российского региона могут включать следующие цели: обеспечить уровень и качество жизни, сопоставимый с развитыми странами; обеспечить стратегическую безопасность и стабильность; создать условия для развития интеллекта и личности; обеспечить создание стратегических институтов, инфраструктуры, экологической защиты.

Стратегические цели делового сообщества включают обеспечение долгосрочной экономической эффективности бизнеса; рост капитала и его капитализации; обеспечение стратегической стабильности условий бизнеса, социализации бизнеса, стратегического партнерства с властью; обеспечение стратегической безопасности, инфраструктуры, институтов развития бизнеса.

Процесс стратегического целеполагания должен осуществляться органами управления регионом. Тогда цели органов управления должны консолидировать цели основных целеносителей. «Улавливание» целей может осуществляться в результате взаимодействий органов управления с населением, бизнес–сообществом, политическими, общественными и другими организациями. Актуально налаживание стратегического партнерства между властью, бизнесом и населением.

Кроме того, цели органов государственного управления регионом должны включать общие региональные цели неактивных элементов региональной системы: обеспечение безопасности, функционирование институтов и инфраструктуры, защиты природы. В результате формирование целей региона преображается в образование системных интегрированных целей, которые могут быть представлены в канонической (типовой) форме.

Стратегические цели региона в типовой (канонической или классической) форме ориентированы на достижение главной стратегической цели – обеспечить опережающее устойчивое экономическое развитие. Перед РФ поставлена цель опережающего (ускоренного) развития. В ранг высших стратегических целей страны возведены цели: уменьшить уровень бедности, увеличить долю среднего класса в три раза (с 20 до 60%) за 10 – 15 лет, улучшить демографические показатели. Эти цели отсутствуют в канонических целях развитых стран, например, ЕС <7>.

<7> Европейский союз: справочник-путеводитель под редакцией О.В. Буториной. – М.: ИД «Деловая литература», 2003.

Главная стратегическая цель может быть реализована с помощью канонических целей более низкого уровня: содействовать постоянному и сбалансированному росту и стабильности; обеспечить повышение конкурентоспособности региона; содействовать ускоренному повышению уровня и качества жизни населения; содействовать формированию высокого уровня занятости; укреплять связи между регионами; содействовать укреплению и развитию стратегической безопасности, стратегических институтов, инфраструктуры, охранять природу.

В свою очередь, каждая из указанных целей может быть детализирована целями низших уровней иерархии. Например, постоянный и сбалансированный рост может включать выравнивание уровней жизни по территории региона, снижение уровня бедности. Однако эти цели могут быть вынесены и на более высокий уровень вследствии их большой значимости. Таковы национальные проекты, направленные на улучшение демографии, здравоохранения, образования. На макроуровень могут выноситься важные цели мезоуровня. Для приграничных и приморских регионов таковыми могут быть цели, связанные с обеспечением международной деятельности и конкурентоспособности, приграничного сотрудничества, экологической безопасности.

Важное место в системе региональных целей занимает постоянный и сбалансированный экономический рост. Он обеспечивается постоянством высоких (опережающих) темпов экономического развития, сбалансированностью экономики с разными сферами (социальной, экологической), по разным направлениям (по отраслевой и территориальной структуре, по дифференциации доходов между разными социальными группами, по совершенствованию сальдо внешнеэкономической деятельности).

В современной России, в соответствии с мировой тенденцией управляемого социально–экономического развития главной стратегической целью регионального развития становится ускоренное повышение уровня и качества жизни населения региона. Другие цели обеспечивают ее достижение (постоянный и сбалансированный рост, повышение конкурентоспособности региона на инновационной основе, формирование высокого уровня занятости).

Рассмотренные выше социально–экономические цели характерны для всех развитых (регионов с устойчивым экономическим ростом и динамичной структурой экономики) или развивающихся регионов (перешедших от стагнации к экономическому росту и преобразованию структуры экономики).

Главные стратегические цели регионов совпадают по содержанию с макроэкономическими целями государства. Последние являются типовыми для всех стран с рыночной экономикой и формируют их целевую функцию. Цели региона могут быть представлены в конгломератной форме, агрегатной форме, формируемой из указанных выше целей (функция благосостояния, общая полезность).

Выбор целей развития региона. Стратегические цели социально–экономического развития регионов формируются в единой цепочке целевых ориентиров, исходя их миссии региона и стратегических целей Российской Федерации и федерального округа. <8> Они должны опираться на модели регионального развития и поведения региональной власти, учитывать международные факторы, законы и интересы основных целеносителей. Для Калининградской области, например, основными представителями интересов выступают федеральный центр, региональные органы управления, население региона, региональный бизнес, ЕС, иностранные инвесторы <9>.

<8> На наш взгляд, крайне сомнительно приписывание искусственной иерархической структуре (федеральному округу) подлинно существующей экономической миссии или же стратегической цели. Например, Ненецкий округ и Калининградская область входят в СЗФО вопреки традиционному экономико-географическому районированию этой территории. – Ред.
<9> Бильчак В.С. Выбор стратегии экономического развития Калининградской области // Вестник Балтийского научного центра. 2005. № 2 (23). С. 3 – 20.

При выборе целей региона можно использовать три основных методических подхода: 1) от будущего, желаемого состояния региона, его миссии во внешней среде; 2) от стратегических проблем региона, которые необходимо решить; 3) совмещение первого и второго подходов.

Баланс первых двух подходов зависит от типа региона. Даже в развитых регионах могут существовать стратегические проблемы, имеющие макроэкономическое значение. Такие цели выносятся с низких на более высокие уровни целеполагания. Здесь уместно применение анализа SWOT, когда при выборе целей опираются на сильные стороны, потенциал региона, преодолеваются слабости, определяются возможности использования факторов внешней среды, учитываются и предупреждаются нарождающиеся угрозы.

Исследование стратегического целеполагания в бизнес–организациях, которые действуют в более нестабильной внешней среде, чем регион, показывает, что можно выделить семь основных подходов к целеполаганию <10>, которые можно применить к региональной организационной системе. Таким образом можно детализировать три вышеназванных подхода: 1) на основе SWOT–анализа; 2) на основе конкурентного позиционирования региона во внешней среде; 3) на основе ключевых (корневых) компетенций; 4) на основе видения целевого состояния лидером (элитой) региона; 5) на основе отрицания кризиса (проблем); 6) на основе гонки за регионом–лидером; 7) смешанный, на основе нескольких подходов.

<10> Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах. – М.: Финпресс, 2001.

Специфические цели формируются исходя из особенностей региона. Для приграничного региона особо важно укрепление связей с приграничными зарубежными территориями, формирование благоприятной внешней среды, приграничной инфраструктуры. Приморским регионам необходимо создать условия для развития портовой и транспортно–логистической инфраструктуры, приграничной и таможенной инфраструктуры, кластера отраслей морской индустрии, обновления флота <11>.

<11> Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года // Рыбное хозяйство. 2001. № 5. С. 3–13.

Для Калининградской области, являющейся российским эксклавом в Европе, окруженным странами ЕС,  имеющей статус особой экономической зоны (ОЭЗ), специфическими являются цели: обеспечение международных условий жизнедеятельности в связи с пересечением границ и транзитом грузов и людей по территории зарубежных стран, модернизация режима функционирования ОЭЗ.

Важным условием для формирования стратегических целей региона является разработка типологии. Основу традиционной типологизации регионов составляют: 1) географическое положение и роль в обеспечении безопасности и международных контактов; 2) уровень развития; 3) факторы развития; 4) преобладающий сектор экономики; 5) структура экономики. Выбор конкретных целей региона может завершаться согласованием цели с основными целеносителями региона.

Разработка дифференциации (иерархии) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве. Наиболее распространенным способом представления целей в системах организационного управления, к которым принадлежит и регион с его особенностями, является дерево целей. Анализ существующих методик структуризации целей <12> показывает, что они в основном, охватывают уровень предприятия и не рассматривают уровень региона. При разработке методики формирования целей региона следует учитывать состояние региональной системы (стабильность или реформирование), ее изученность и особенности, уровень компетенции лица, принимающего решение (ЛПР).

<12> Системный анализ и принятие решений, 2004.

Иерархия целей региона может разрабатываться на основе одной главной цели (моноиерархия) или нескольких целей (полииерархия).

Для декомпозиции целей одного уровня применяются два подхода: альтернативный (по принципу логического соотношения «или – или») и дополняющий («и – и»). При использовании второго подхода дифференциация стратегической цели возможна различными способами по принципу «целое – часть» (семантический поход), «род – вид» (таксономический подход), «система – подсистема» (системный подход).

Дифференциация может осуществляться как сквозной процесс на всех уровнях (макро –, мезо – и микро). Формулировки целей могут задаваться в двух формах: семантической (смысловой) и управленческой (когда к смысловой форме добавляются императив, количественные измерители и временные характеристики). На данном этапе и первых итерациях целеполагания определение целей осуществляется в основном в семантической форме.

При разработке сложных многоуровневых региональных иерархий целесообразно использовать приоритетноуровневый или стратификационный подход. Он позволяет выполнить декомпозицию приоритетных целей макроуровня до требуемой глубины детализации.

Сначала на макроуровне выбираются приоритетные цели региона. Например, для указанной выше главной стратегической цели «создать условия для повышения уровня и качества жизни населения путем инновационного развития региона» эксперты сочли приоритетными две цели: «содействовать постоянному и сбалансированному росту», «обеспечить повышение конкурентоспособности региона».

Далее эти приоритетные цели макроуровня становятся главными стратегическими целями мезоуровня. Например, цель «содействовать постоянному и сбалансированному росту» может быть достигнута осуществлением одной из двух альтернативных целей мезоуровня: «создать условия для быстрого роста за счет «зрелых» отраслей («дойных коров» по терминологии матричного анализа <13>)», «создать условия для медленного, но устойчивого роста за счет балансирования отраслей с разным жизненным циклом: быстрорастущих и зрелых («дойных коров», «звезд», «диких кошек»)». При выборе второго из указанных вариантов цели микроуровня могут быть построены как дополняющие друг друга, например: «обеспечить условия приоритетного развития в регионе высокотехнологичных отраслей»; «обеспечить условия модернизации перспективных существующих отраслей»; «обеспечить условия реструктуризации и ликвидации проблемных отраслей»; «обеспечить реформирование социально – значимых отраслей жизнеобеспечения региона».

<13> Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент. – Калининград: издательство КГУ, 2001.

Далее следует детализация по способам достижения этих целей (стратегиям). Например, способствовать интеграции воспроизводственных циклов в регионе и созданию кластеров; создавать условия для роста масштабов производства за пределами региона и снижать издержки производства. На нижних уровнях иерархии следует подключать «встроенные» цели: инфраструктурные, институциональные, природоохранные.

Цели активных субъектов региона (населения, делового сообщества, органов управления) могут служить в качестве критерия выбора и оценки дерева целей региона.

Детализация стратегических целей проводится не только по уровням иерархии, но и по периодам времени, и по территории региона. Учет времени обеспечивает поэтапный перевод региональной системы из существующего состояния в будущее. По территории цели дифференцируются для обеспечения равномерности развития региона.

После дифференциации целей необходимо выполнить оценку и корректировку структуры иерархии с использованием сформулированных критериев. Для этого целесообразно использовать методы типа «ПАТТЕРН».

В процессе создания иерархии выбирается единый комплексный подход к выбору целей, стратегий и способов их реализации (например, программно–целевой подход, проектно–целевой, бюджетно–целевой).

Моделирование и выбор количественных значений целей. Моделирование стратегических целей регионального развития может осуществляться на различных уровнях целеполагания: макро–, мезо– и микро. Этот процесс предполагает наличие модели целей, устанавливающих вид целевой функции и ограничений.

Разрабатываемая на предыдущих этапах иерархия целей представляет основу такой модели. Законченный вид ей придает устанавливаемый на данном этапе состав измерителей целей и ограничений.

В качестве ограничений развития академиком Л. Абалкиным предлагается учитывать стратегические тенденции мирового развития, совокупность воспроизводимых условий хозяйственного роста и социально–экономического развития страны и региона, национально–исторические традиции. Первое ограничение связано с тем, что Россия развивается в рамках мирового сообщества, политические, экономические, научно–технические закономерности которого задают определенные условия для стран и регионов. Второе ограничение определяется накопленным капиталом, производственными мощностями, ресурсным, энергетическим, научно–техническим, образовательным потенциалами страны и региона. Третье ограничение связано с системой духовных ценностей, психологическим и социальным укладом жизни, складывающимся многими поколениями людей [3].

В экономике и управлении наибольшее значение имеют такие виды измерителей, как показатели и оценки. В основе показателей лежат систематические наблюдения, главным образом, статистические. Оценки формируются на базе экспертных суждений, мнений экспертов и статистических показателей.

На основе этого можно выделить две группы моделируемых измерителей целей: 1) на основе показателей, которые имеют установленную методику исчисления и отражаются в статистической отчетности; 2) на основе оценок, которые не имеют установленной методики определения, формируются экспертами и используют статистические и экспертные измерители. Примером первой группы измерителей является ВРП, который может моделироваться на основе балансовых моделей и системы национальных счетов (СНС). Вторая группа измерителей целей – например, оценка конкурентоспособности региона, которая может исследоваться на основе аддитивной и степенной функций, разрабатываемых экспертами.

В результате моделирования формулируются условия, обеспечивающие достижение тех или иных значений измерителей целей. Взаимосвязь значений измерителей целей, сроков их достижения и ресурсов отображается треугольником проектной динамики.

Согласование целей с представителями целеносителей. Выбор и согласование стратегических общерегиональных целей осуществляются переговорами, на основе социального партнерства, Устава и законов региона. При этом учитываются региональная политика Федерации и ее законы, видение и миссия региона. Определяющую роль при выборе и согласовании целей имеют модель регионального развития и модель поведения региональной власти.

Целевые ориентиры и показатели согласуются между представителями целей по содержанию, составу измерителей и количественным значениям. Согласование целей может осуществляться в несколько этапов как итерационный, повторяющийся процесс. Это связано с необходимостью согласования не только содержания целей, но и их количественного моделирования, а также дифференциации. Реализация целей и стратегий должна осуществляться в единой системе выработки стратегических, тактических и оперативных решений и тесно связана с экономической политикой региона.

Таблица

Методология стратегического целеполагания развития региона

Структура и организация стратегического целеполагания

Методы, модели

Средства деятельности, методики

1

2

3

1. Формирование общих (типовых) стратегических целей региона (макроуровень)

Методы комбинаторно–морфологического анализа, анализа иерархий и другие

Методика формирования типовых стратегических целей развития региона, методика стратегической типологии регионов

2. Выбор конкретных стратегических целей регионального развития (мезоуровень)

Кластерный анализ, методы анализ иерархий, ПАТТЕРН, аддитивной свертки и другие

Методика выбора конкретных стратегических целей регионального развития

3. Разработка дифференциации (иерархии) целей и показателей (микроуровень)

Метод анализа иерархий, ПАТТЕРН, комбинаторно–морфологический анализ и другие

Методика дифференциации стратегических целей регионального развития

4. Моделирование и выбор количественных значений стратегических целей

Балансовые модели, аддитивные функции, степенные функции и другие

Методика моделирования и выбора количественных значений стратегических целей

5. Согласование стратегических целей с представителями целеносителей

Эвристические методы анализа и синтеза систем: методы организации сложных экспертиз, типа «Дельфи», мозговой атаки и другие

Методика согласования стратегических целей развития региона с основными целеносителями, схема институционального обеспечения

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А. Стратегия территориального социально–экономического развития России: от идеи к реализации //Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15–27.
2. Швецов А. Либерализация государственной региональной политики //Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 73–83.
3. Абалкин Л. И. Проблема выбора стратегии на XXІ век // Проблемы теории и практики управления. 1998. №2. С. 49–54.
4. Шеховцева Л. С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография.– Калининград: Изд–во РГУ им И. Канта, 2005.
5. Системный анализ и принятие решений: словарь–справочник: Учеб. пособие для вузов /под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова – М.: Высш. школа; 2004.
6. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: изд-во «Дело и сервис», 2005.
7. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2004.
8. Европейский союз: справочник–путеводитель под редакцией О.В. Буториной. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2003.
9. Бильчак В.С. Выбор стратегии экономического развития Калининградской области //Вестник Балтийского научного центра. 2005. № 2 (23). С. 3 – 20.
10. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах. – М.: Финпресс, 2001.
11. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года //Рыбное хозяйство. 2001. № 5. С. 3–13.
12. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие УМО по образованию в области рыбного хозяйства. – Калининград: Издательство КГУ, 2001.

Также по этой теме: