Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Социальная ответственность: контуры будущего стандарта в его рабочем проекте iso/wd 26000

Социальная ответственность: контуры будущего стандарта в его рабочем проекте iso/wd 26000

Социальная ответственность: контуры будущего стандарта в его рабочем проекте iso/wd 26000

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008

Хохлявин С.А.

юрисконсульт ФГУ «Уралтест»,
г. Екатеринбург

Дайман С.Ю.,
канд. техн. наук,
ведущий эксперт «Эколайн Консалтинг»,
г. Екатеринбург

В марте 2006 г. опубликован для обсуждения долгожданный проект будущего международного стандарта ISO/WD 26000 «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on Social Responsibility (SR)). Пока он имеет статус рабочего (Working Draft – WD). Автором проекта является специально созданная рабочая группа по социальной ответственности (ISO/TMB/WG SR), действующая под эгидой Технического совета ИСО. Идея создания стандарта зародилась достаточно давно: в 2001 г. Совет ISO предложил Комитету по политике в отношении потребителей (COPOLCO) изучить вопрос о разработке стандарта системы менеджмента корпоративной социальной ответственности (КСО, англ. CSR). В июле 2004 г. Технический совет ИСО принял решение о разработке стандарта и уже в октябре разослал для голосования предложение для разработки новой темы [1]. В ходе процесса подготовки было решено использовать термин «социальная ответственность» (далее – СО, англ. Social Responsibility, SR) и готовить рекомендации, а не стандартспецификацию, причем применимые как для бизнеса, так и для организаций других типов и любых размеров <1>. Предложение о разработке стандарта содержало следующие требования.

<1> - Предполагается, что стандарт будет применим для органов власти, некоммерческих, образовательных и общественных организаций и бизнеса, включая малые и средние предприятия.

Разрабатываемый стандарт должен:


1)

помогать организациям в реализации их СО при учете культурных, социальных, экологических и законодательных различий и условий экономического развития; давать практические рекомендации в отношении реализации СО, по выявлению и вовлечению заинтересованных сторон, повышению доверия к заявлениям в отношении СО;

2)

подчеркивать важность результативности и ее улучшения;

3)

учитывать особую роль документов Международной организации труда (МОТ) и международных конвенций, не подменять собой законодательные требования, соответствовать и не противоречить существующим международным соглашениям и конвенциям, стандартам ИСО;

4)

давать практические рекомендации по реализации СО, инструментам, выявлению и вовлечению заинтересованных сторон;

5)

быть написан ясным и понятным языком.

 

В соответствии с регламентом ИСО, стандарт должен быть разработан в течение трех лет (публикация запланирована на 2008 г.). Фактически работа над стандартом началась в марте 2005 г. встречей в Сальвадоре (Бразилия). Правда, основное время в ходе встречи было посвящено обсуждению регламента работы и ролей формирующихся групп. Только во время следующей встречи в Бангкоке (Таиланд) в сентябре 2005 г. было утверждено техническое задание на разработку стандарта и определены три целевые группы, которые будут разрабатывать содержание стандарта: TG4 – «Область, контекст и принципы СО», TG5 – «Рекомендации по ключевым темам и проблемам СО», и TG6 – «Рекомендации по внедрению СО для организаций». После встречи началось формирование, а с февраля 2006 г. – активная работа этих групп. К третьей встрече, которая намечена в Лиссабоне (Португалия), группы подготовят проекты материалов для формирования стандарта и общую структуру стандарта – рабочий проект ISO/WD 26000, а национальные органы по стандартизации и организации – связанные члены WG SR должны направить свои комментарии по проектам документов. Опубликованный рабочий проект [2] представляет костяк, структуру будущего стандарта. В отношении многих разделов эксперты далеки от консенсуса (ниже – об определениях СО), в отношении других предстоит определиться с направлениями. Однако по имеющемуся тексту уже можно представить себе будущий стандарт. Учитывая глобальный характер проблемы СО, проект стандарта представляет несомненный интерес для практиков этой развивающейся области.
Как известно, одной из целей, побудивших ИСО приступить к разработке международного стандарта, явилась необходимость гармонизации на общемировом уровне действующих в сфере СО стандартов. Наименования наиболее известных из них представлены в таблице. Этот список не исчерпывающий. В нем не приведены документы МОТ, международные конвенции, акты Европейского Союза (ЕС), руководящие указания Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и многие другие.

Стандарты и другие документы по социальной ответственности

Наименование стандарта (документа)

Принявшая организация

SA 8000:2001 Social Accountability (Социальная ответственность)

Social Accountability International (SAI) [Международная организация социальной ответственности]

AS 80032003 Corporate governance – Corporate social responsibility (Корпоративное управление – Корпоративная социальная ответственность)

Standards Australia International (Организация по стандартизации Австралии)

SD 21000:2003 Sustainable development – Corporate social responsibility (Устойчивое развитие – Корпоративная социальная ответственность)

Association Franaise de Normalisation (AFNOR) [Французская ассоциация по стандартизации]

Draft Standard on Fair Trading (Проект стандарта по справедливой торговле)

Она же

Draft Israel standard (проект израильского стандарта 2001г.) SI 10000 Social responsibility and community involvement (Социальная ответственность и вовлечение сообщества)

Standards Institution of Israel (Израильский институт стандартов)

Draft Standard on Ethical Financial Instruments (проект испанского стандарта по этическим финансовым инструментам) PNE 165001

Spanish Standards Organization (AENOR) [Испанская организация по стандартизации]

Draft Standard on Management System on Ethics (проект испанского стандарта по этике системы менеджмента) PNE 165010

Она же

SIGMA Project on Sustainability – Integrated Guidelines for Management (Проект СИГМА по устойчивому развитию – Интегрированные руководящие указания для менеджмента)

British Standards Institution (Британский институт стандартов), Forum for the Future (Форум для будущего); Accountability (Институт подотчетности)

Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (Руководство по отчетности в области устойчивого развития)

Global Reporting Initiative (GRI) [Глобальная инициатива по отчетности]

AccountAbility 1000 Assurance Standard (Стандарт гарантии 1000 Ответственность)

Institute of Social and Ethical Accountability (Институт социальной и этической отчетности)

Benchmarks for Measuring Business Performance (Сравнительные показатели для измерения деловой эффективности)

Interfaith Center for Corporate Responsibility (Международный центр по корпоративной ответственности)

Ethics Compliance Management System Standard 2000 (Стандарт системы менеджмента соответствия этике)

Reitaku University (Университет Реитаку, Япония) Business Ethics and Compliance Research Center (Исследовательский центр этики бизнеса)

 

Согласно существующей расширенной формулировке области применения будущего стандарта, он призван дать руководство:
1) по пониманию принципов и основных проблем, касающихся СО и вклада организаций в устойчивое развитие;
2) по осуществлению и интеграции СО (ее принципов) повсюду в рамках организации и сферах ее влияния, включая цепочки поставщиков;
3) по связи между принципами СО и организационными структурами управления;
4) по содействию повышению СО в сфере влияния организации;
5) по идентификации, выбору и привлечению заинтересованных сторон,
6) по распространению информации по обязательствам и результативности в области СО.
По замыслу разработчиков стандарт должен применяться независимо от социальных, культурных, законодательных рамок и окружающей среды, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность. Наряду с этим предлагается включить норму об уважении культурных, социальных, экологических и законодательных различий, а также условий экономического развития стран или регионов, кроме случая, когда они находятся в противоречии с общепризнанными международными нормами социально ответственного поведения. Один из рассматриваемых вариантов предусматривает включение приложений, предназначенных для конкретизации и дополнения рекомендаций стандарта для организаций определенных типов, например государственных органов, неправительственных организаций.
При этом особо оговорено, что стандарт не предназначен быть стандартом системы менеджмента. Поскольку стандарт является рекомендательным, предполагается, что организация может реализовать СО адекватным для условий ее существования и развития образом, сосредоточившись на приоритетных положениях этого стандарта.

Определение термина

В проекте пока не предложено приемлемого варианта определения самого термина «социальная ответственность». При этом даны развернутые пояснения относительно критериев, которым оно должно удовлетворять. Уже сами эти критерии способствуют пониманию термина. Определение должно:
а) разъяснять характер отношений между СО и соответствием законодательным требованиям, включая вопрос, является ли СО строго добровольной или включает соответствие законам;
б) ясно заявлять, включает ли СО филантропию;
в) отличать СО как набор действий, которые организации осуществляют, от того, чего общество может ожидать от организации;
г) обеспечивать краткое объяснение или описание того, что практически означает СО.
В опубликованном рабочей группой проекте предложено три варианта определения.
Первый вариант (в сокращении).
«Это форма этики и связанных действий, касающихся ответственности организаций в отношении учета влияния их действий на другие, совместимых с их собственными интересами и интересами общества. Социальная ответственность, прежде всего, затрагивает роль менеджмента и его действий, которые являются добровольными (определяемыми рынком) и находятся за пределами требований законодательства. <…> Социальная ответственность требует уважения общепризнанных ценностей. Социальная ответственность касается экологического и социального воздействия нормальных действий организации, то есть действий, связанных с целью организации, и не касается действий, не связанных с этой целью, таких как филантропия».
Второй вариант.
«Социальная ответственность относится к позиции и поведению организации, направленному на поддержание баланса между обществом, устойчивой окружающей средой и жизнеспособной экономикой. Стремления организации к социальной ответственности базируются на признании взаимозависимости всех социальных, экологических и экономических факторов, которые затрагивают действия организации, и подтверждении того, что все имеют обоснованный интерес в этих действиях. Социальная ответственность подразумевает отношение «за пределами соответствия» (когда соблюдение национальных законов и международных соглашений принято как данность) до осуществления дальнейшего социальноответственного поведения. Социальная ответственность происходит из обязательства организации минимизировать отрицательные и максимизировать положительные воздействия в результате ее типичных (регулярных) действий. Чтобы достичь этого, социальная ответственность требует соответствующего обмена информацией с заинтересованными сторонами, а также обязательства поддерживать прозрачность и подотчетность».
Третий вариант.
«Социальная ответственность относится к действиям организации, которые нацелены на то, чтобы способствовать устойчивому развитию общества и окружающей среды, а также сохранению длительного существования организации, путем минимизации отрицательных и максимизации положительных воздействий на общество и окружающую среду, через инициативное взаимодействие и обмен информацией с заинтересованными сторонами во всей сфере влияния организации. Социальная ответственность относится к инициативам организации, которые начинаются с выполнения законодательных требований, но идут далее и вносят вклад в принятие [организации] обществом. Организация получает принятие обществом, только соблюдая национальные законы и применимые международные соглашения и отвечая постоянно изменяющемуся обществу, имеющему непрерывно изменяющиеся ожидания».

Контекст социальной ответственности, в котором организации работают

Этот раздел будет включать как исторический контекст (краткий обзор происхождения и эволюции концепции СО), так и современный контекст (глобализация мировой торговли, растущее число международных документов ООН и МОТ, все большая роль мультинациональных корпораций в инвестиционной деятельности, изменение климата, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов).

Мотивы и выгоды от реализации социальной ответственности

Предполагается, что в подразделе будет уделено внимание, прежде всего, мотивам СО, таким как этические, филантропические и альтруистические.
Кроме того, очевидно, что выполнение социальных и экологических обязательств может иметь результатом выгоды, связанные, в частности:
— с улучшением менеджмента рисков, интегрированного менеджмента и эффективности деятельности;
— с сокращением риска коммерческих и других сбоев;
— с увеличением нематериальных активов, основанных на репутации организации;
— с повышением морального уровня сотрудников и увеличением способности привлекать и сохранять квалифицированный персонал;
— с сокращением социальных издержек;
— с пониманием новых коммерческих возможностей и рыночного признания для коммерческих организаций.

Принципы социальной ответственности, относящиеся к организациям

В проекте констатируется, что этот подраздел остается спорным, требуются дальнейшие предложения от экспертов группы TG4 или рабочей группы WG.
Руководство по ключевым темам и проблемам социальной ответственности
Чтобы разработка руководства стала понятной неспециалистам, основные темы и проблемы классифицированы на семь категорий. В проекте они названы «заголовками», из них лишь два («окружающая среда» и «права человека») приняты всеми членами рабочей группы, остальные пять находятся в стадии обсуждения (см. рис.).

Рис. Классификация ключевых тем и проблем

Основные темы и проблемы социальной ответственности, выделенные ISO/WD 26000
Содержание этих заголовков остается в стадии разработки, но предполагается, что каждый из них будет включать следующие подразделы:
— проблемы, возможности и трудности;
— тенденции;
— существующие инициативы;
— взаимодействие с заинтересованными сторонами;
— ссылки.
Предполагается, что изложенный список является рабочим; его цель состоит в том, чтобы охватить в принципе все уместные области, не оставляя промежутков. Так, некоторые эксперты полагают, что «здоровье и безопасность» (health and safety) также необходимо рассматривать в качестве отдельного заголовка, но этот вопрос открыт.
Перечислим ряд других проблем, которые возникли в ходе дискуссии об идентификации того, что является ядром СО:
а) наложения и пробелы: наложения являются приемлемыми и даже неизбежными, поскольку проблемы, составляющие ядро СО, в сущности, связаны между собой, а вот пробелы недопустимы, так как область применения будущего стандарта адресована ко всем идентифицированным проблемам этого ядра;
б) универсальность заголовков, которые должны быть сформулированы таким способом, который являлся бы применимым ко всем видам организаций;
в) заголовки не должны обязательно в равной степени относиться ко всем типам организаций. Если некоторые заголовки не уместны для организации, организация должна будет объяснить – почему. При этом должен быть найден баланс в том, чтобы избежать растворения проблем, применимых к «бизнесу», при попытке сделать их применимыми к любой организации;
г) большинством экспертов вопрос, касающийся включения в этот раздел проблем, связанных с социальной ответственностью, но находящихся вне рамок области применения будущего стандарта, был решен таким образом, что эти проблемы будут включены в пункты о контексте социальной ответственности (выше).

Руководство для организаций по внедрению социальной ответственности

Согласно этому подразделу организация должна определить социальную, экологическую и экономическую среду, в которой она работает, учитывая, что это касается ее основных бизнеспроцессов, выпускаемой ею продукции, оказываемых ею услуг и цепочки ценностей, которые организация формирует со своей стороны.
На это должны быть направлены все усилия высшего руководства организации. Существует множество различных подходов, которые могут использоваться, чтобы определить среду организации. Поэтому должна быть проявлена максимальная гибкость в выборе подходов, чтобы определить те из них, что лучше всего соответствуют специфическому положению и ситуации, в которой находится организация.
Ключевые подходы:
— Цепочка создания ценности.
— Принципы и ценности.
— Знание о процессах организации и основной деятельности.
— Детальное знание о подходах и программах всюду по организации.
Методология для анализа:
— Риск/возможность/воздействие/степень влияния, SWOT, FMEA или подобный анализ – с различных сторон.
— Заинтересованные стороны (Stakeholder) [3]: Анализ, диалог и обязательства.
— Учет принципов.
Организация должна рассмотреть общепризнанные принципы социальной ответственности (например, упомянутые в UN Global Compact), международные соглашения (Декларация прав человека и другие документы ООН и соглашения МОТ), регламенты (законодательные требования, связанные с экономическими, социальными и экологическими методами), а также вопросы социальной ответственности (как производные из принципов, соглашений и регламентов, так и идентифицированные самостоятельно).

Разработка заявления о видении и кодекса поведения

Организация должна разработать заявление о видении социальной ответственности, основанное на анализе среды, в которой она работает, и проблем, с которыми организация главным образом имеет дело или хочет иметь дело. Это должно сопровождаться кодексом поведения. В Австралии, например, действует национальный стандарт AS 8002–2003 Organizational codes of conduct (Организационные кодексы поведения).

Работа с заинтересованными сторонами

Организация должна идентифицировать заинтересованные стороны, включая:
— находящиеся в рамках организации;
— являющиеся внешними по отношению к ней;
— включенные в цепочку создания ценности.
При обращении к социальной ответственности существующие отношения могут действовать в качестве отправной точки, но для того, чтобы устанавливать новые отношения со стороны организации, необходимо принять новые методы (консультации, обязательства, диалог) и она должна будет обращаться к новым предметам (проблемы СО, ценности, ожидания).
Специальное внимание необходимо уделить не только сторонам в пределах ценностной цепочки, но и тем, с кем организация еще не имеет формальных отношений, – гражданам, неправительственным организациям, СМИ. Обязательства перед ними – это ключ к увеличению эффективности действий социальной ответственности и разработки будущих шагов, предпринимаемых для улучшения ее выполнения. В процессе этого выполнения должен поддерживаться диалог с уместными внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Они могут быть вовлечены или заняты в действиях организации, связанных с СО.
Разработка стратегии – это формирование стратегического выбора, установление политики, целей и программ.
Принимая во внимание идентифицированные принципы/проблемы, организация определяет собственные обязательства и политику для СО. Чтобы их выполнить, организация устанавливает цели и программы.

Выполнение программы

Организации имеют собственные внутренние структуры менеджмента. Они могут, но не обязаны, соответствовать стандартам ИСО. В проекте уже сейчас обращено внимание на то, что интегрирование социальной ответственности в существующие основные процессы, системы менеджмента или структуры является существенным моментом, чтобы достигнуть избранной политики и целей.
Организация должна определить сам этот процесс и индикаторы эффективности результата для главных процессов, в которые СО будет интегрирована.
Важно обратить внимание на национальные требования выполнения СО, находящиеся в пределах организационных границ. В этом плане существует потребность установить определенные процедуры и документацию поддержки. Заинтересованные стороны должны быть вовлечены в этот процесс, чтобы гарантировать, что организация выполняет не только ее собственные ожидания.

Мониторинг, оценка выполнения и последовательное улучшение

Организация должна вести постоянный мониторинг своих действий СО и рассматривать ее продвижение и направление. Она также должна продолжать работу в направлении последовательного улучшения. Последнее должно быть очень прозрачным процессом, чтобы увеличить доверие к организации. При этом она должна ориентироваться не только на внешних партнеров, но и на внутренних (типа служащих). Процессы и действия должны быть изучены, их результаты оценены и подвергнуты анализу. Гармонизация индикаторов эффективности, которые измерены (изучены), будет полезна для прозрачных связей. Там, где это применимо, непрерывное улучшение должно быть определено как критический шаг или стадия во всех главных процессах и индикаторах эффективности.
Продвижение процессов, действий и планов относительно СО должно быть интегрировано в структуру менеджмента организации и системы менеджмента качества. Людям и отделам необходимо дать ответственность и полномочия, чтобы осуществить СО. Ее признание должно быть включено в существующие системы HR (подбора персонала).

Отчетность

Обмен информацией – это средство обеспечения прозрачности и потому ключевая часть всех действий социальной ответственности. Обмен информацией также принимает форму отчетности. Вопросы имиджа и репутации – часть этого процесса обмена информацией. Существует потребность в прозрачности, подотчетности и предпочтительно стандартизации в вопросах отчетности и другого обмена информацией с внутренними и внешними заинтересованными сторонами.
Обращается внимание на тот факт, что стандартизация в «терминологии», обращенной к корпоративному обмену информацией, может быть очень полезна, хотя определенные организации или страны могут потребовать обмена информацией, приспособленного к их специфическим нуждам. Обязательство высшего руководства в этом вопросе должно быть видимым и ясно различимым.

Практическая помощь

Предполагается, что этот подраздел будет содержать инструменты практической помощи, обращенные к различным проблемам, упомянутым выше. Цель – необходимо продемонстрировать их содержание через примеры возможных действий. Они могут быть также включены в отдельные пункты.
Приложение А в проекте носит информативный характер и включает указание на отдельные наиболее важные международные соглашения по СО.
По мнению отечественных специалистов, социальная ответственность может иметь различные формы и проявляться поразному. Системный взгляд на вопросы корпоративных отношений позволяет утверждать, что политика СО – не более чем инструмент согласования интересов бизнеса и общества и, как и любой другой инструмент, может применяться разными способами [4; 5].
Практически с момента принятия решения о разработке нового стандарта российские организации и эксперты проявляли к нему интерес. Различные организации выступали с инициативами по созданию российского технического комитета для участия в деятельности рабочей группы ИСО. Наконец в конце 2005 г. инициативу по созданию секретариата взяла на себя компания ОАО «ВиммБилльДанн Продукты Питания» и приказом Ростехрегулирования № 1526 от 22.11.2005 был создан Технический комитет 471 «Социальная ответственность».
В состав экспертов ТК 471 вошли представители Ростехрегулирования, его научных учреждений, Федеральной антимонопольной службы, крупных коммерческих компаний и общественных организаций, среди которых ТПП РФ, РСПП (Р).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. New work item proposal – Social Responsibility. Reference number: ISO/TMB N 26000. 01.10.2004.
2. ISO/WD 26000 Guidance on Social Responsibility. Reference number: ISO /TMB/WG SR N 55. 28.03.2006.
3. Ефремова Г.А. Мы все – стейкхолдеры // ЭкспертУрал. 22–28 мая 2006.– №19(236).С.24–26.
4. Самосудов М.В. Еще раз к вопросу о социальной ответственности бизнеса // Акционерный вестник.–2006.–№ 4(31).
5. Ефанова И.Б. Стандарты в области корпоративной социальной ответственности – очередное увлечение или требование времени? // Вестник технического регулирования.–2004.–№ 11(12), ноябрь.


Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы