Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Инвестиционная оценка привлекательности предприятия в постиндустриальной экономике

Инвестиционная оценка привлекательности предприятия в постиндустриальной экономике

17.04.2014

Инвестиционная оценка привлекательности предприятия в постиндустриальной экономике

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2014

Зиборов В.А.,
кандидат технических наук,
научный руководитель
Межрегионального центра
социально-экономического развития
регионов России,
dozip@rambler.ru

Белякова В.А.,
кандидат экономических наук,
научный сотрудник
Межрегионального центра
социально-экономического развития
регионов России,
vera.belyakova@mail.ru

В статье рассматриваются недостатки методик, связанных с оценкой инвестиционной привлекательности предприятий, которые используются сегодня. Даются рекомендации, позволяющие повысить точность оценки развития предприятия, что снижает инвестиционные риски. Результаты анализа могут быть использованы инвесторами в ходе оценки инвестиционной привлекательности предприятий, а также биржевыми игроками при анализе перспективности акций предприятий.

 

Всё больше российских компаний становятся публичными и пытаются вести бизнес с учётом западных методик. Вопросы, связанные с первичным размещением акций как средства привлечения дополнительных инвестиций, актуализируются в современных условиях.

Привлекаются зарубежные и отечественные специалисты по оценке бизнес-активов. Анализ методик, применяемых при оценке инвестиционной привлекательности предприятий как в отечественной, так и в зарубежной практике, позволил сделать вывод, что все они сводятся к оценке текущего состояния, без учёта влияния научно-технического прогресса (НТП) и перспектив развития. В свою очередь, постиндустриальный период развития предъявляет свои требования к формированию и оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Информационная революция, происходящая в постиндустриальный период, коренным образом меняет условия функционирования предприятий посредством:
– открытия доступа через информационно-коммуникативные системы к глобальным  информационным базам;
– формирования мирового единого рынка через развитие транспортно-логистической системы;
– повышения информированности потребителя через открытие доступа к различным знаниям о характеристиках товаров и услуг;
– изменения инновационной политики лидеров рынка через отказ совершенствования морально устаревших технологий и акцентирования внимания на производстве товаров и услуг, обладающих большим объёмом потребительской и технико-технологической новизны.

Исследование современных условий мировой конкуренции показало, что лидерами рынка становятся предприятия, которые обладают механизмами быстрой трансформации получаемых знаний в новые характеристики используемых технологий и выпускаемых товаров.

Отсутствие методик оценки инвестиционной привлекательности, которые учитывали бы все особенности постиндустриального развития, приводит либо к недооценке НМА предприятия, либо к переоценке имеющихся материальных активов.

В частности, оценка восстановительной стоимости основных фондов в отечественной практике производится с помощью двух методов: индексного метода и метода прямой оценки. Оба метода не учитывают моральное устаревание техники и технологии, связанное с развитием НТП, просто индексируя стоимость по годам или приравнивая её к современным аналогам по цене. Анализ основных производственных фондов (ОПФ) по данным методикам не может показать, насколько конкурентоспособно предприятие на текущий момент и как будет сменяться техника в прогнозном периоде. В случае прогнозирования смены жизненных циклов техники возможно было бы оценить перспективность выпускаемой продукции и используемой технологии в настоящем и будущем. Для инвестора вопросы, связанные с перспективой развития предприятия, являются принципиальными.

Разные поколения техники, даже и выполняющие одну операцию, не могут быть приравнены по стоимости, иначе происходит завышение стоимости компании без реальной производственной мощности, с более низким уровнем производительности труда и соответственно более высокой себестоимостью производства. Если такое предприятие оценить по имеющимся методикам, то инвестиционная привлекательность этого предприятия на бумаге будет высокой, а рыночная стоимость по факту низкой.

Второй вопрос, связанный с оценкой предприятия, обусловлен наличием или отсутствием в бухгалтерском балансе заполненных статей «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок». Стоимость компании оценивается из двух составляющих: материальные и нематериальные активы. В современной экономике знаний материальная часть в стоимости компаний становится всё менее значимой.

Наличие нематериальных активов в балансе компании может говорить о следующем:
– компания имеет в своём активе уникальные запатентованные технологии, которые защищают её конкурентные преимущества;
– компания имеет определённые задачи и цели, а возможно, и целую стратегию по защите своей интеллектуальной собственности.

Дальнейший анализ покажет, за счёт каких источников были сформированы НМА компании. Это могут быть собственные разработки или купленные активы. Необходимо также оценить эффективность использования в деятельности компании её нематериальных активов.

Анализу должны подвергаться и сами патенты. В частности, необходимо определить, какое правовое поле они формируют, способно ли оно закрыть доступ на рынки конкурентам. Нужно понять, на территории какой страны они поданы и получены и по какому классу проходят. Наименьшей ценностью обладают российские патенты, так как они действуют только на территории РФ. Помимо этого необходимо проанализировать, по какому классу проходит патент, так как чем более он «зонтичный», общий, тем меньше возможностей его обойти конкурентам.

Третий важный вопрос при оценке инвестиционной привлекательности – это будущая конкурентоспособность предприятия и его эффективность на рынке. По текущим показателям, которые показываются в балансах предприятия, трудно понять, какие планы долгосрочного развития имеет оцениваемое предприятие. Наличие в бухгалтерских балансах заполненной статьи «Расходы будущего периода» может характеризовать следующее:
– экономическую, инновационную и инвестиционную культуру предприятия;
– перспективу его долгосрочного развития;
– устойчивое обеспечение производства новой продукцией;
– степень интенсивности развития производства с учётом тенденций НТП;
– введение в новую продукцию абсолютной и относительной новизны(1).

Расходы будущих периодов учитываются в бухгалтерском учёте в соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). В расходах будущих периодов могут указываться затраты на НИОКР, которые не связаны с производством текущей продукции, а ориентированы на создание и последующий выпуск будущей продукции. Сложность в том, что данные расходы происходят сейчас, а продукция, которая будет производиться с использованием результатов проведённого НИОКР, планируется к выпуску в будущем. Таким образом, эти затраты к текущей продукции не имеют никакого отношения. Они косвенно показывают, что предприятие имеет стратегию развития, активно работает над продукцией будущего, планирует успешно функционировать и дальше, что очень ценно для инвестора.

Сегодняшняя практика бухгалтерского учёта предусматривает списание затрат будущих НИОКР на текущую продукцию, что автоматически увеличивает её себестоимость и снижает  конкурентоспособность. Помимо этого данная практика позволяет налоговым органам предъявить претензию предприятию в уменьшении налога на прибыль за счёт включения в себестоимость затрат, не имеющих никакого отношения к текущей продукции.

Обобщая результаты анализа недостатков имеющихся методик оценки, укажем, что в них отсутствуют:
– прогнозы научно-технического развития в разрезе: общемировых достижений;
отраслевых достижений; достижений конкурентов;
– методики оценки жизненного цикла в разных спектрах: жизненные циклы спроса на товары и услуги, жизненные циклы технологий, жизненные циклы товаров;
– подходы к оценке стратегии патентной защиты, определения объёмно-правового поля для конкурентной защиты своих разработок;
– блоки по развитию и защите НМА с привязкой к конкретному этапу жизненного цикла продукции, технологии;
– привязки этапов жизненных центров с заинтересованными участниками по реализации проекта (вузы, НИИ, КБ, бизнес, властные органы, органы по защите прав потребителей, органы по стандартизации и метрологии).


(1) Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества. Относительная новизна определяется относительно выбранного признака.


Формирующаяся информационная экономика предъявляет свои требования к организации, функционированию и оценке эффективности бизнеса. Применяемые методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий нуждаются в значительных корректировках. В условиях нестабильности, непредсказуемости развития окружающей среды инвестор требует точности оценки развития предприятия, причем не только на сегодня, но и на перспективу. Прямых и портфельных инвесторов интересует перспективность, надёжность, конкурентоспособность бизнеса. Существующие методики не позволяют дать такую оценку, что повышает инвестиционные риски.

Литература
1. Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
2. Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Также по этой теме: