Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственный менеджмент    Модель и организационная структура Российской системы управления образованием в 21 веке

Модель и организационная структура Российской системы управления образованием в 21 веке

Модель и организационная структура Российской системы управления образованием в 21 веке

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2005

Саркисов П.Д.

Редакция журнала получила ряд писем с просьбой раскрыть суть реформирования высшего образования в России "на европейский манер". В новом тысячелетии развитие человечества в значительной степени зависит от культурного, научного и технического развития. Есть все основания утверждать, что вопросы образования обусловливают решение проблем во всех направлениях менеджмента: управление качеством и управление знаниями, HRМ и PR, экология и управление инвестициями. Именно потому всех нас заботит проблема перехода России к новым образовательным стандартам. Не станет ли система образования "вместе с Европой" вариантом "европейская модель вместо российской"? За комментариями по этому вопросу мы обратились к нашему автору, ректору РХТУ им. Д.И. Менделеева Саркисову П.Д. Надеемся, что публикуемая статья прояснит многие "темные места" вхождения РФ в Болонский процесс. - Ред.

Уже более четырех лет европейское образовательное сообщество живет под знаком Болонского процесса. 19 июня 1999 года, через год после опубликования Сорбоннской декларации, министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы, подписали Болонскую декларацию. Они сформулировали ряд важнейших общих целей, достижение которых позволит создать к 2010 году единое и взаимосвязанное европейское пространство высшего образования.

На конференции в Праге 19 мая 2001 года участники подтвердили намерение стремиться к созданию общеевропейского образовательного пространства в 2010 году и расширили перечень целей и задач. 19 сентября 2003 года члены правительств, отвечающие за высшее образование в 33 европейских странах, встретились в Берлине, для того чтобы подвести промежуточные итоги, а также обозначить приоритеты и конкретные задачи дальнейшего формирования общеевропейского пространства высшего образования. В сентябре 2003 года в Берлине на конференции министров образования Россия подписала Болонскую декларацию. Это значит, что в единое европейское образовательное пространство теперь будет входить и наша страна. Кроме России в 2003 году под декларацией подписались Андорра, Босния, Герцеговина, Ватикан, Македония, Сербия и Черногория.

Суть процесса состоит в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского высшего образования. Уже сейчас в России возможно получение нового приложения к диплому о высшем образовании с отражением трудоемкости всех дисциплин (как в часах, так и в зачетных единицах - "кредитах"), как это не первый год делается в ряде стран. Главный смысл готовящихся нововведений - трансформация всей системы образования с ориентацией на индивидуализацию обучения. Уровень образования должен соответствовать спектру потребностей экономики и характеру задач, которые задает рабочее место.

Сейчас в России почти все выпускники с четырехлетним образованием продолжают обучение на последующих стадиях. Это не слишком рационально. Для одного вида деятельности (например, бухгалтерского учета) может оказаться достаточным четырех лет учебы в вузе. Для другой работы (например, хирурга) потребуется шесть лет обучения. Вхождение России в единое образовательное пространство не только является очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. Болонская декларация предполагает двухуровневое высшее образование. Студенты, проучившиеся три или четыре года, становятся бакалаврами, а проучившиеся еще один или два года - магистрами или специалистами. В настоящее время в России после трех лет обучения в вузе никто высшего образования не получает.

Важным моментом вхождения в правовое пространство Болонской декларации является переход к иной системе учета трудоемкости учебных курсов и успеваемости студентов. Согласно Болонской декларации студент получает академическую свободу и может слушать курсы наук последовательно в разных университетах Европы. При этом хотя бы один семестр он обязан провести в вузе другой входящей в Болонское соглашение страны, а для получения определенной квалификации набрать установленное число зачетных единиц, так называемых "кредитов", в одном или нескольких университетах. В России пока зачеты учебных программ ведутся по часам, и в каждом вузе количество часов свое. Единой системы нет. Отсюда и досдачи-пересдачи, если вы вдруг по каким-то обстоятельствам переходите не только из вуза в вуз или с факультета на факультет, но даже с вечернего отделения на дневное в том же институте. Система оценок знаний в Европе стобалльная вместо российской пятибалльной<*>.

В ряде отечественных вузов, например в РХТУ им. Д.И.Менделеева, уже действует шкала знаний, исходящая из 100 баллов.

В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений российского образования.

Первой из таких задач является создание многоуровневой системы высшего образования: "бакалавриат-магистратура". Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе началось как эксперимент в 1992 году, и по сравнению с некоторыми другими странами Болонского процесса Россия находится значительно ближе к ее полноценной реализации. Сегодня перед Россией стоит вопрос скорее о развитии этой системы образования, о ее распространении на все формы подготовки для всех специальностей. Одной из ключевых проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов являются поиск и принятие соответствующих решений относительно признания на рынке труда квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения.

Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов и их внедрением, которое планируется на 2006 год. Разработка системы оценки и признания качества образования, которую предстоит создать до 2010 года, связана с проблемой признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации. В основу новой правовой конструкции необходимо заложить общие принципы, признанные в других странах европейского сообщества, и выработать собственную систему сопоставимых показателей. Для этого независимые от органов управления образованием центры аттестации и контроля качества должны возникнуть в каждом регионе России. Кроме того, предполагается создание соответствующей внутривузовской системы с привлечением студентов как самых заинтересованных потребителей качественной образовательной продукции, а также оценки специалиста-выпускника работодателями и профессиональными сообществами, которая вместе с системой зачетных единиц станет одним из основных принципов аттестации и контроля качества.

Начало широкому общественному обсуждению проблем вхождения России в общеевропейское научно-образовательное пространство было положено в декабре 2002 года, когда по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета Министерство образования РФ провело первый международный семинар "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы".

Механизмом реализации новой концепции образования является введение зачетных единиц<*>. Сейчас проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц в двадцати вузах России, но повсеместно ввести систему "кредитов" в российской высшей школе и изменить российский диплом о высшем образовании мы пока не готовы. Должна быть выработана модель, совместимая с европейской системой кредитных единиц, учитывающая традиционные особенности российского образования. Не желая обижать коллег, все же замечу, что, например, сегодня при равной длительности курсов математического анализа объем знаний у студентов механико-математического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и учащихся физико-математического факультета Камчатского педагогического института сильно разнится.

Письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988ин/13.

Накопительная система начисления зачетных баллов (European Credit Transfer System, ECTS) предполагает возможность признания и накопления зачетных единиц, что позволяет свободно выбирать значительное число курсов при небольшой доле обязательных дисциплин, предоставляет, во-первых, возможность перевода с одного курса на другой, во-вторых, продолжение обучения после любого перерыва с учетом уже полученных "кредитов". Это особенно важно в условиях дальнейшего развития платных образовательных услуг и удобно для многих людей (например, становящихся родителями во время обучения).

Организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц характеризуется следующими особенностями:
-личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;
-большая свобода выбора студентами дисциплин;
-вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), индивидуально содействующих студентам в выборе персональной образовательной траектории
-полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;
-использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.


Образовательная траектория - последовательность выбираемых курсов.

В основу ECTS положены три элемента: информация о программах обучения и результатах работы студента, соглашение между вузами-партнерами и студентом, обозначение объема работы студента. Кредиты ECTS указывают на то, какая часть годовой работы приходится на данный учебный модуль. В ECTS 60 кредитов означают работу за академический год обучения, объем которого в часах в Европе колеблется от 1500 до 1800. Семестр, длительностью, как правило, 20 недель, означает работу студента объемом в 30 кредитов.

В Российской Федерации зачетной единицей, определяющей объем работы студента и преподавателя, является час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю - 54 часа при средней аудиторной нагрузке 27 часов за весь период обучения (за исключением физической культуры). Как и в Европе, такая мера работы студента характеризует в целом и по отдельным дисциплинам объем лекционных, семинарских занятий, количество лабораторных и практических работ, объем самостоятельной работы студента<*>.

В Европе в трудоемкость курса входит сдача экзаменов или иных испытаний. Поэтому потребуется некоторая коррекция российских стандартов.

Расчеты трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах производятся по указанным ниже принципам.

1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т. е. 1,5 зачетные единицы.

3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

4. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.

5. Один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и день на экзамен).

6. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: одна неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

7. Вводится большое количество дисциплин, изучаемых студентами по их выбору (пока что в России нет возможности переноса курсов по времени изучения и широкого выбора дисциплин в рамках избранной специальности).

По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования рабочий учебный план построен на трех группах дисциплин:
а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;
б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но в любой последовательности;
в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.


Дисциплины группы "в" создают предпосылки для так называемой "нелинейной" организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России.

В каждую из перечисленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в рабочих учебных планах специальностей, бакалавриата и магистратуры. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин "а", "б" и "в" устанавливаются ученым советом вуза (факультета) под контролем учебно-методического подразделения на основании действующих нормативных документов (Государственного образовательного стандарта или специального решения уполномоченного министерства России). Группа дисциплин "а" является базовой для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

Резюмирую. Система зачетных единиц является механизмом, позволяющим оценить в условных единицах измерения объем получаемых знаний, умений и навыков исходя из средней трудоемкости их получения при традиционной педагогической технологии очного обучения (лекции - семинары - практикумы, самостоятельная работа, контроль промежуточный и на выпуске).

Опыт практического использования российскими вузами различных систем зачета результатов обучения и аналитических разработок по отбору и адаптации этих систем к действующим нормам российской системы высшего профессионального образования свидетельствуют, что процесс введения системы зачетных единиц не должен сводиться к механической замене часа на зачетную единицу в качестве меры измерения трудозатрат.

Система зачетных единиц в настоящее время уже используется рядом российских вузов (например, РУДН им.П.Лумумбы) как одно из средств для введения нелинейной организации учебного процесса, перехода к системам непрерывного образования, решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с университетами других стран.

Очевидно, что введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего профессионального образования, применением новых технологий обучения (например, дистанционного обучения), а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах. Главные направления модернизации российского высшего образования - сокращение обязательной аудиторной нагрузки наряду с изменением методов преподавания и обучения. Главная цель - повышение качества знаний. Понятно, что названные цели предполагают существенные изменения в организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания. Все это, в свою очередь, определяется из приоритетности задач, стоящих перед национальной системой образования.

Какие же вопросы, характеризующие действующую сегодня систему российского образования, должны быть пересмотрены в рамках Болонской декларации?
Избыточная продолжительность цикла получения диплома о стандартном высшем образовании (сегодня в среднем пять лет).
Значительная перегрузка учебных планов (как правило, число преподавательских часов и прямая нагрузка студентов превышают двадцать пять или даже тридцать часов в неделю), что объясняет и высокую еженедельную загрузку студентов (лекции, семинары, коллоквиумы), практически не оставляющую времени на самостоятельные занятия.
Не стимулирующие преподавателя правила финансирования.

Очевидно, что в России намечается радикальный пересмотр философии преподавания - принятие ориентированного на студентов подхода, то есть переход от чтения лекций к поощрению независимых занятий и исследований студентов; это само по себе революция в философии преподавания, поскольку зачетные единицы не присваиваются просто за прослушивание лекций. Тенденции развития российской высшей школы можно описать так:

модернизация многоуровневой системы высшего образования (в качестве эксперимента уже реализуется с 1992 года);
введение системы зачетных единиц (ECTS): перемены в организации учебного процесса, возрастание роли дистанционного обучения;
изменение с переходом на систему зачетных единиц существующего Приложения к диплому (Diploma Supplement), дополнение перечня дисциплин их объемом, измеряемым в европейских единицах трудоемкости;


создание сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в государствах - участниках Болонской декларации (в рамках заключения соглашений между российскими и зарубежными вузами для получения двойных дипломов по всем 29 группам специальностей);


разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования (предстоит создать признанную другими странами государственно-общественную систему аттестации и контроля качества с центрами в регионах, в том числе в вузах, независимых от органов управления образованием; независимость может быть обеспечена участием в их работе самих студентов, представителей предприятий-заказчиков, профессионального и академического сообществ); внедрение системы TQM в процесс производства специалистов.

Конечно, все, что сказано о разработке и реализации программы вхождения России в европейскую систему образования, не несет избавления от сегодняшних проблем нашего образования. Необходимо улучшать образовательный менеджмент, обеспечивающий создание базы для повышения конкурентоспособности обучающихся в России студентов. Я полагаю, что обсуждение вопросов подключения Отечества к современным технологиям образования может мобилизовать усилия каждого желающего продолжить свое обучение после школы или получить новую специальность.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы