Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственный менеджмент    Возможности применения опыта организации и управления деятельностью технопарков Китая в сибирском регионе России

Возможности применения опыта организации и управления деятельностью технопарков Китая в сибирском регионе России

Возможности применения опыта организации и управления деятельностью технопарков Китая в сибирском регионе России

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2007

Горшков Е.Г.

Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского

Организация технопарков в России является новой формой развития научно-технического потенциала страны. Применение мирового опыта может значительно облегчить организацию и управление научно-производственными комплексами России. Принимая во внимание, что для сибирского региона необходимо укреплять взаимоотношения с Китаем и искать экономическую нишу в межгосударственных экономических отношениях с Поднебесной, необходимо понимать особенности развития технопарков Китая и Сибири, видеть отличия и примечать находки соседей [1]. Это актуально и в силу активных миграционных процессов на территории Сибири, что ставит вопрос о необходимости закрепления высококвалифицированных кадров [2].

Последней в Китае государственной стала политика реформ и открытости. В различных областях науки и производства были достигнуты значительные успехи. В России государственная политика стимулирования развития науки и производства находится на стадии формирования, хотя последнее время ознаменовано появлением условий для их активного развития [3].

Восьмидесятые годы прошлого столетия определили новый этап в развитии научно-технического прогресса, когда освоения новых и наукоемких технологий охватили весь мир. Для Китая важным ориентиром стало развитие своих новых технологий. Для России вопрос звучал иначе – закрепить прежние достижения в наукоемких сферах.

Весной 1986 года правительством Китая была утверждена Государственная программа развития науки и техники. В качестве первоочередных направлений развития наукоемких отраслей были определены микроэлектроника и информатика; аэрокосмическая; оптико-волоконная; генная инженерия и биотехнология; новые энергосберегающие технологии; природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды; медицинское оборудование. В России до настоящего момента законодатель не смог окончательно сформировать юридическую и идеологическую базу для развития науки и техники, что является одним из основных ограничений при создании технопарков.

Для сибирского региона России характерно развитие наукоемких технологий в нефтехимии, нефтепереработке, цветной металлургии, электроэнергетике, машиностроении и приборостроении для нужд военно-промышленного комплекса. Получение преференций от государства при создании технопарков в Сибири положительным образом повлияло бы на скорейший рост и развитие этих отраслей.

Примером стимулирования развития научно-технического потенциала является Китаем льгот для национальных технопарков. Китайская народная республика поощряет участие фирм в развитии технопарков вне зависимости от форм их собственности. Так, предприятия и организации, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% от его обычной величины. Фирмы, продукции которых идет на экспорт в размере 70% и более, платят только 10% подоходного налога. Вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента разрешения работы в национальных технопарках. Предприятия освобождаются от экспортных налогов при реализации своей продукции на внешние рынки. Если возведение новых производственных и научных корпусов осуществляется за счет собственных денежных ресурсов, не взимается налог на строения. На развитие и освоение инфраструктуры  научно-производственных комплексов правительство Китая ежегодно выделяет льготные займы и инвестиции [4]. Кроме того, в целях поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, местные администрации также вырабатывают дополнительные льготные положения.

Таким образом, при создании схожих условий в сибирском регионе государство может применить аналогичные льготы для отечественных научно-производственных комплексов.

Государственной программой Китая предусматривается проведение фундаментальных исследований, а также разработка новых технологий на базе развития традиционных отраслей производства. Уже к 1995 году по итогам работы технопарков было зарегистрировано свыше тысячи научно-технических достижений, в том числе 560 разработок получили мировое признание, 73 разработки удостоены государственных премий, 266 разработки запатентовано за рубежом Китайской народной республики, при этом отмечается постоянный рост инновационных разработок. В сибирском регионе России нет даже доступной информации по названным вопросам, что позволяет подозревать отсутствие выполненных в технопарках разработок.

Основное назначение китайских технопарков - стимулирование наукоемких сфер производства, требующих инновационных решений, и продвижение продукции на внешний и внутренний потребительский рынок. Также преследуется цель привлечение в страну инвестиций и передовых технологий, создание благоприятных условий для научно-технических достижений и  производство продукции на собственной промышленной базе.

Основная стратегическая задача институционального управления китайскими технопарками - развитие выбранной специализации и налаживание межотраслевых связей между парками. Следствие - предотвращение дублирования деятельности научно-производственных комплексов. По мнению правительства Китайской народной республики, указанный выбор стратегии развития технопарков приведет к их форсированному развитию, что окажет значимое влияние на повышение эффективности экономики и технического развития промышленности страны в целом. Для достижения этих целей активно распространяется научно-техническая информация, полученная в результате выполнения государственных и частных заказов технопарками.

Примерно половину всех доходов китайские интеллектуально-производственные комплексы получают от заказов частных компаний, тем самым повышается научно-технологический уровень местной национальной промышленности. Для Сибири указанная постановка вопроса также актуальна. Направления, по которым в будущем необходимо развивать научно-производственные комплексы Сибири, – это выбор специализации и разграничение сфер деятельности технопарков, поскольку в данном случае рыночная конкуренция вредна и может привести к снижению концентрации научного и производственного потенциала созданных структур [5]. Некоторые полагают, что создание технопарка может строиться на принципах самодостаточности для территорий. Данная позиция хороша для развитого, реально существующего комплекса. Сибири сейчас важнее специализация и разграничение сфер деятельности технопарков.

Анализа опыта организации и управления деятельностью технопарков Китая в применении к Сибири служит основанием для создания единообразной модели сибирского технопарка как интеллектуально-производственного комплекса. Его характеристики:
— развитие выбранной специализации технопарков;
— налаживание межотраслевых связей между технопарками и предотвращение дублирования деятельности научно-производственных комплексов;
— открытое распространение научно-технической информации, полученной в результате выполнения государственных и частных заказов технопарками;
— государственная политика стимулирования развития науки и производства в рамках технопарков;
— формирование и развитие правовой базы деятельности технопарков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачнадзе А.М. Азия и Россия. –  М: Коринф, 2001 г. –  636 с.
2. Федорцев Д.В. Россия и «китайский синдром» 21 века // ЭКО. –  2005. –  № 10. – С. 134-140.
3. Митыпов Е. Восточно-азиатская интеграция: плюсы и минусы для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 10 . – С. 99-101.
4. Ли Цзяньминь. Китай как инвестор российской экономики // ЭКО. –  2005. –  № 9. –  С. 105-111.
5. Михеев В. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. –  2004. –  № 7. – С. 48-57.

Также по этой теме: