Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Инвестиционный менеджмент    Тем, кто обязан знать про DIN 69901, адресована книга С. Пайпе

Тем, кто обязан знать про DIN 69901, адресована книга С. Пайпе

Тем, кто обязан знать про DIN 69901, адресована книга С. Пайпе

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2005

Белковский А.Н

Мир полон больших и малых возможностей, но при этом упорно дарит нам огромные проблемы. Миры предпринимателя и управленца несколько уже, но и в них проблем хватает. Вряд ли я сильно ошибусь, если отнесу проблемы создания нового бизнеса и перевода предприятия в иную точку равновесия с внешней средой к тем вопросам, которые нашим читателям приходится решать не столь уж редко. Для их успешного решения достаточно давно создан проект-менеджмент.

Проектные организации - своего рода антагонисты рутинным структурам, поэтому они особенно эффективны, когда традиционные приемы управления не срабатывают, а организация не получает желаемого результата. "Мало обеспечить прибыль. Помимо прочего, компании должны развиваться", - справедливо указывает Ф.Котлер [1].

По мнению А.Е.Хачатурова, наибольшая необходимость в проектном менеджменте возникает у организации, ищущей нового, лучшего способа сопрягать собственные цели и внутренние процессы с меняющейся внешней средой, особенно если внутренняя среда организации тоже меняет "точку стабильности". Автор книги "Проектный менеджмент", немецкая ученая Сабине Пайпе [2], делает упор на другую область, в которой предприятия применяют управление проектами: осознанные изменения в организации при создании нового бизнеса, товара, услуги.

"Рынок становится все более быстрым и все менее предсказуемым. Жизненные циклы продукта и циклы внедрения инноваций становятся короче, а давление рынков усиливается. В этой связи на руководителей проектов возлагается все больше ответственности", - пишет фрау Пайпе.

Переменчивая, как сегодняшняя весенняя погода, конкурентная среда вынуждает нас непрерывно обновлять бизнес. Обдуманное обновление volens-nolens затрагивает все сферы деятельности организации, и специалисты настойчиво советуют не пренебрегать в этой важной работе методами проектного менеджмента - ведь "компании существуют, лишь покуда обладают реальной потребительской ценностью" [1].

Монография С.Пайпе "Проектный менеджмент", только что опубликованная на русском языке издательством "Дело и Сервис", содержит в себе ровно ту информацию, что заявлена на обложке. Книга наполнена весьма подробными описаниями алгоритмов и идеологии основных звеньев проектного менеджмента: планирования проекта, организации его контроллинга и красивому завершению проектной работы.

Благодаря тевтонской четкости авторского изложения и точному переводу прекрасного знатока немецкого языка и германского менеджмента А.Либмана, книга вышла простой, понятной и удобной в практическом использовании. Не потерялись в русском издании и поучительные, окрашенные мягким аллеманским юмором кейсы, описывающие злоключения и победы герра Майера и фрау Мюллер, на протяжении всей книги разрабатывающих (в специальных "врезках") товарную и управленческую инновации для выдуманной компании SoftWare GmbH: "Господин Кунц, Вы займетесь переносом данных в компьютер. Через месяц мы проверим, насколько правилен выбор нашего решения".

Наши соотечественники, столкнувшись с прекрасной необходимостью руководить проектом или получив почетную возможность участвовать в команде новаторов, смогут выбрать для выполнения поставленных целей подходящую типологию проекта, правильно распределить роли участников и спланировать работу. При некотором внимании к "Проектному менеджменту" им наверняка удастся не только успешно выполнить порученное новое дело, но и достойно отчитаться за работу перед заказчиком.

Выгодно отличает книгу С.Пайпе и акцент на технологиях "внутриорганизационного маркетинга". Наверняка каждому знакома безрадостная опустошенность, возникающая после хорошо и с душой выполненной работы, из-за низкой оценки руководством. Порой горечь конфликтов с коллегами ставит под сомнение ценность итогового успеха. Фрау Сабине внимательно просматривает возможность возникновения конфликтов и развития проектных кризисов, тактично подсказывая, как можно избежать непонимания коллег, неподчинения сотрудников или искаженных оценок со стороны руководства.

Пайпе заботливо предлагает читателям-практикам подробные планы действий на каждом этапе управления проектом, включая проведение текущих презентаций и отчетов. Особенно удобны, на мой взгляд, типовые таблицы проектных заданий, ресурсных оценок и форм отчетности, позволяющие в реальных проектах больше думать о сути работы, не тратя лишнего времени на измысление оформления.

Автор не забывает об очевидных приемах, которые каждый из нас не раз игнорировал. Трудно спорить с мыслью, что при планировании презентации важно не только быть готовым к уменьшению времени, отведенного тебе для доклада, но и припомнить правила пользования цифровым проектором. Да только о таких "мелочах" редко задумываются, пока не выйдет конфуз.

Книга "Проектный менеджмент" наверняка окажет помощь и при контроллинге проектов, причем не только руководителю работы, но и заказчику. Например, общее бюджетирование проекта и графическое представление его реализации объяснены четко и просто. (В этой области у недобросовестного бизнес-консультанта против внимательного читателя монографии С.Пайпе нет даже малой возможности напустить пыли в глаза). Внимательно рассмотрены в главах 3 и 5 несложные приемы анализа проектных рисков и оценки рентабельности проекта, что наверняка интересно многим практикам.

Терминологический язык книги не совсем обычен для российского читателя, больше привыкшего к англо-американскому тезаурусу. В определениях С.Пайпе следует германской системе стандартов DIN, познакомиться с которой интересно даже для обычного расширения кругозора. В частности, стандарт DIN 69901 регламентирует "замысел, который характеризуется совокупностью исключительных условий" и "совокупность руководящих задач организации, технических приемов и средств для его осуществления", то есть "проект" и "проектный менеджмент, или управление проектом".

Готовя русский перевод, издатели сделали текст интереснее. Многие из понятий, относящихся к специфике германского менеджмента, объяснены научным редактором в примечаниях и специальном глоссарии, что повышает полезность книги для читателя, не знающего немецкого языка. А.Либманом раскрыто соотношение многих германоязычных и англоязычных семантем, пояснена специфика немецких организационных культур. (Оказывается, на большинстве крупных предприятий Германии в соответствии с законодательством функционирует Betriebsrat - совет трудового коллектива, являющийся полноправным членом окружающей среды проекта наряду с конкурентами, покупателями, поставщиками и отраслевыми отделами).

Глупо утверждать, что рецензируемая книга свободна от недостатков. С.Пайпе иногда совсем не к месту использует product placement (большинство программ, рекомендуемых ею для проектирования и составления отчетности, вышли из стен Microsoft)<1>. Впрочем, этот недостаток снимает раздел, посвященный внедрению программного обеспечения управления проектами. Он набран на клавиатуре объективного практика.

<1> Что греха таить - я тоже писал рецензию в редакторе Word. - А.Б.

Некоторые разделы практикующим бизнесменам могут показаться излишне объемными, но не нужно забывать: книга именно за счет подробности и строгой постепенности изложения материала хорошо послужит студентам, пишущим курсовые и дипломные работы по проектному менеджменту, и пригодится любому, кто изучает этот курс в рамках образовательного upgrade.

Вопросам образования (управлению знаниями) уделяет немало внимания и фрау Пайпе. "Чтобы использовать приобретенный в проектах опыт, Вы должны заблаговременно об этом побеспокоиться и принять соответствующие меры. Запланируйте рабочие пакеты по сохранению знаний и опыта. Сохраняйте и анализируйте результаты по отдельным фазам.

В исследовании проекта определите полученный практический опыт, при этом подробно опишите проблему и выбранный Вами путь для ее решения. Используйте проектную документацию в обучении в качестве характерного примера. К окончанию проекта составьте в дополнение к обычной проектной документации более подробную, содержащую конфиденциальную информацию.

Опыт, приобретенный Вами в проектах, является капиталом Вашего предприятия, он не должен быть погребен в "золотых ящиках" руководителя проекта. Поэтому позаботьтесь о систематизированном завершении проекта, при этом не имеет значения, хорошо или плохо он прошел. Ведь на опыте можно учиться".

Книга С.Пайпе - тоже опыт, на котором можно и стоит учиться. Для нас-то при работе в реальном проекте скорее всего "имеет значение, хорошо или плохо он прошел"!

Также по этой теме: