Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    События    Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» как отражение новой социальной политики Российской Федерации

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» как отражение новой социальной политики Российской Федерации

27.04.2015

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» как отражение новой социальной политики Российской Федерации

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №5 год - 2012

Надя Крылов

И.В. Казакова,
эксперт журнала
«Кадры предприятия»

Правительство РФ, разочаровавшись в активности российских работодателей и эффективности принимаемых ими мер по повышению квалификации и производительности труда, своим постановлением от 07.12.2011 № 1011 в целях повышения престижа рабочих профессий, совершенствования профессиональных знаний и методов работы, а также содействия росту квалификации кадров возобновило практику профессиональных соревнований и учредило Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Конкурс будет проводиться ежегодно начиная с 2012 года с учетом результатов конкурсов на уровне субъектов Российской Федерации, по 5 номинациям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.03.2012 № 287 были утверждены Условия и порядок проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», Перечень номинаций конкурса на 2012 год и Порядок выплаты денежного поощрения призерам конкурса.

Цели, номинации и критерии
Согласно Условиям организации и проведения Всероссийского конкурса конкурс проводится ежегодно в соответствии с Порядком, утвержденными критериями отбора номинантов для участия в конкурсе и определения победителей и призеров конкурса, а также рекомендациями по проведению конкурса на федеральном и региональном уровнях.

Конкурс проводится Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей с учетом результатов конкурсов, проводимых на уровне субъектов Российской Федерации.

Основной его целью определено повышение престижа рабочих профессий, пропаганда  достижений и передового опыта участников конкурса, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям. Он направлен на совершенствование профессиональных умений и навыков работников массовых профессий, формирование позитивного общественного мнения в отношении труда рабочих и привлекательности обучения рабочим профессиям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда.

Конкурс проводится ежегодно по номинациям, перечень которых разрабатывается организационным комитетом по проведению конкурса в 2 этапа:
1) на уровне субъектов Российской Федерации;
2) на федеральном уровне.

Участие в конкурсе на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне является бесплатным.

Номинации конкурса определяются исходя из приоритетных задач профессиональной ориентации молодежи, популяризации рабочих профессий, повышения профессионального мастерства. При этом по одной из номинаций, ежегодно определяемой организационным комитетом, конкурс может проводиться с участием учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В 2012 году объявлены следующие номинации Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» на 2012 год:
1) Лучший сварщик;
2) Лучший электромонтер;
3) Лучший каменщик;
4) Лучший водитель большегрузного автомобиля;
5) Лучший горнорабочий очистного забоя.

Конкурс представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкурсных заданий на всех этапах его проведения, включая проверку теоретических знаний участников конкурса и выполнение ими практических заданий.

Уровень сложности практических работ и теоретических знаний должен соответствовать не менее чем 4-му разряду работ или другому показателю уровня сложности работ и квалификации рабочих по профессиям, предусмотренным номинациями конкурса.

Уровень сложности конкурсных заданий по номинации, проводимой среди учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, может быть понижен.

По каждой номинации конкурса определяются победители и призеры конкурса. Победители и призеры конкурса на федеральном уровне определяются из числа победителей региональных этапов конкурса и победителей отраслевых конкурсов профессионального мастерства по соответствующим номинациям.

Критерии определения победителей и призеров конкурса включают критерии допуска к участию в конкурсе, на основе которых осуществляется первичный отбор заявок участников и принимается решение о допуске к участию в конкурсе, и критерии оценки номинантов по результатам выполнения ими конкурсных заданий.

Критерии оценки должны содержать показатели, характеризующие уровень профессионального мастерства, знание трудовой и производственной дисциплины, норм охраны труда.

Конкурсные задания должны иметь четкое определение по содержанию и количеству выполняемых работ, учитывать особенности технологических процессов, соответствовать требованиям и нормам охраны труда, предусматривать нормы времени на выполнение работ.

Участники конкурса должны не только показать свои теоретические знания и выполнить практическое задание, но и правильно организовать рабочее место, продемонстрировать высокую культуру труда.

При несоблюдении условий и порядка проведения конкурса или нарушении правил охраны труда участники отстраняются от дальнейшего участия в конкурсе.

Участники конкурса
К участию в конкурсе допускаются работники, стаж которых составляет не менее 3 лет работы по профессии.

По решению организационного комитета в конкурсе могут принимать участие по номинациям, утвержденным на текущий год, учащиеся выпускных групп образовательных учреждений профессионального образования, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования.

Участие в конкурсе допускается при высоком качестве работы выполняемой конкурсантом, отсутствии нарушений трудовой дисциплины и требований охраны труда.

В конкурсе могут принять участие работники организаций, зарегистрированных в Российской Федерации независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, их филиалов по согласованию с создавшими их юридическими лицами.

Выдвижение номинантов на конкурс осуществляется на основе конкурсного отбора работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, либо первичной профсоюзной организацией, а также образовательным учреждением профессионального образования.

Организация, образовательное учреждение профессионального образования, выдвигающие номинантов для участия в конкурсе, в заявке на участие в конкурсе должна указать достоверные сведения об участнике конкурса и деятельности организации, образовательного учреждения.

Подготовка и проведение конкурса
Для организации и проведения конкурса, определения его победителей создается организационный комитет.

Председателем организационного комитета является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

В состав организационного комитета по проведению конкурса в 2012 году помимо Министра были включены:
– Сафонов Александр Львович – заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (заместитель председателя оргкомитета);
– Алёшин Николай Павлович – первый проректор по научной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, президент Национального Агентства Контроля Сварки;
– Биленкина Инна Петровна – заместитель Министра образования и науки РФ;
– Валеева Зиля Рахимьяновна – заместитель Премьер-министра Республики Татарстан;
– Гутенев Владимир Владимирович – первый вице-президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России»;
– Дадов Эдуард Султанович – исполнительный директор Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский союз строителей»;
– Данилов Алексей Николаевич – заместитель председателя Правительства Саратовской области;
– Духовницкий Олег Геннадьевич – заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ;
– Жарова Наталия Викторовна – директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
– Замосковный Аркадий Викторович – заместитель генерального директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики;
– Караваев Игорь Евгеньевич – статссекретарь - заместитель Министра промышленности и торговли РФ;
– Карагодин Максим Михайлович – заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Министерства экономического развития РФ;
– Кузьмина Нина Николаевна – заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России;
– Малахов Андрей Николаевич – заместитель губернатора Кемеровской области;
– Москвина Марина Валерьевна – директор по трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей;
– Мурыгин Алексей Сергеевич – заместитель губернатора Смоленской области;
– Мохначук Иван Иванович – председатель Российского независимого профсоюза угольной промышленности;
– Панов Роман Юрьевич – заместитель Министра регионального развития РФ;
– Сентюрин Юрий Петрович – статссекретарь, заместитель Министра энергетики РФ;
– Сергачев Валерий Александрович –  заместитель Губернатора Белгородской области – начальник департамента кадровой политики;
– Старовойтов Олег Игоревич – президент Российского автотранспортного союза;
– Султанов Расул Джамбекович – заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области;
– Сырокваша Анатолий Федорович – секретарь ФНПР, представитель ФНПР в Центральном федеральном округе;
– Ужанов Александр Евгеньевич – директор по информационной политике и коммуникациям ОАО «Холдинг МРСК»;
– Федин Виталий Викторович – генеральный директор ФГБУ «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России;
– Хитров Андрей Юрьевич – генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения
работодателей «Союз работодателей атомной энергетики, промышленности и науки России»;
– Цырлин Станислав Эдуардович – вице-президент по кадрам и системе управления ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;
– Ямалтдинов Фидус Аглямович – заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан.

Организационный комитет рассматривает представленные документы и материалы о результатах конкурса, проведенного в субъектах Российской Федерации, определяет состав номинантов для участия в конкурсе на федеральном уровне, победителей и призеров по соответствующим номинациям конкурса и подводит его итоги.

Конкурсные задания для участников конкурса на региональном и федеральном уровнях разрабатываются организационным комитетом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и доводятся Минздравсоцразвития России с критериями определения победителей и призеров конкурса до субъектов Российской Федерации.

В соответствии с решением организационного комитета Минздравсоцразвития России:
1) формирует согласно номинациям конкурса экспертные рабочие группы по профессиям из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, научных организаций для оценки результатов выполнения конкурсных заданий на федеральном уровне, рассмотрения документов и материалов, представленных субъектами Российской Федерации;
2) определяет субъекты Российской Федерации, производственные базы, на территории которых будет проведен федеральный этап конкурса, разрабатывает план мероприятий по проведению конкурса с указанием сроков его проведения, организует информирование субъектов Российской Федерации об условиях и порядке проведения конкурса;
3) направляет в субъекты Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, в другие учреждения и организации материалы об условиях и порядке проведения конкурса, рекомендации по организации проведения конкурса и документы, регламентирующие его проведение;
4) организует размещение в государственных средствах массовой информации сообщений об условиях и порядке проведения конкурса, информацию об опыте работы и достижениях победителей и призеров конкурса;
5) обеспечивает содействие в работе по организации конкурса на этапах его проведения, а также проведение церемонии награждения победителей и призеров федерального этапа конкурса.

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №5/2012 

Также по этой теме: