Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Отдел кадров    Об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно

Об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно

Об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2005

Ю.Н. Строгович

На вопрос отвечал
главный консультант
Управления конституционных основ
трудового законодательства и социальной защиты
Секретариата Конституционного Суда РФ
Опубликовано в номере: «Кадры предприятия» № 9' 2005

 

Прошу Вас дать разъяснения в части применения статьи 33 «Компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» Закона о Севере в редакции Федерального закона № 122-ФЗ .
Об организациях, финансируемых из федерального бюджета, в Законе расписано все четко. Как правильно применять часть 3 данной статьи?
В ней сказано, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем. Именно к числу последних наша организация и относится.
Значит ли это — что работодатель имеет право занизить компенсации расходов?
В нашей организации было принято изменение к коллективному договору в такой редакции:
«В связи с изменениями трудового законодательства с 01.01.2005 г., а именно ст. 325 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ):
1. Приложение № 7 Коллективного договора изложить в следующей редакции:
«Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта производится по тарифу железнодорожного плацкарта только работнику предприятия».
Производится доплата на каждого, не работающего члена семьи, следующего вместе с работником к месту использования отпуска и обратно, в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
2. Настоящие изменения вступают в силу с 01.01.2005».
Правомерно ли это?
В Закон о Севере были внесены эти изменения для того, чтобы снять дублирование некоторых положений ТК РФ. Не принесен ли работникам по настоящему законодательству ущерб? Подлежит ли возмещению ущерб в случае его нанесения и в каком порядке?

Подписчик «КП»
А.А. Заворохина,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Эксперт «КП»
Ю.Н. Строгович

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес в Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» целый ряд изменений, которые, в том числе, коснулись и такой существовавшей для «северян» льготы, как компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
До 01.01.2005 эта компенсация предоставлялась по основному месту работы всем лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающим членам семьи работников вне зависимости от того, осуществлялось ли финансирование организации из соответствующего бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации или местного) или организация не относилась к бюджетной сфере.
Теперь же, согласно новой редакции статей 1, 3, 4 и 33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи 325 Трудового кодекса РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем самостоятельно и осуществляются за счет его собственных средств.
Касательно непосредственно заданных вопросов, обратим внимание на следующее.
Во-первых, сам по себе вопрос о том, имеет ли право работодатель занизить компенсацию расходов, представляется не вполне корректным, поскольку закрепленной законом обязанности компенсировать все расходы в полном объеме у него теперь нет. Каждая организация, не относящаяся к бюджетной сфере, исходя, в числе прочего, из своего финансового состояния, заинтересованности в сохранении квалифицированных кадров, позиции и «твердости» профсоюза, самостоятельно определяет размер, условия и порядок компенсации расходов своих работников на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (заметим, что размер такой компенсации в принципе может остаться и неизменным, таким же, как и раньше). Более того, из приведенного выше текста новой редакции статьи 325 Трудового кодекса РФ, непосредственно не следует, что работодатель должен компенсировать еще и соответствующие расходы неработающих членов семьи работника (то есть, у него нет такой обязанности, но есть такое право).
Во-вторых, то, что изменение размера и порядка компенсации работникам Вашей организации, связанных с отпуском расходов в связи с изменениями в законодательстве, было осуществлено путем принятия изменения к коллективному договору, само по себе рассматриваться как неправомерное не может. Работодателю законом вообще предоставлено право самостоятельно решать эти вопросы. Коллективный же договор — это двусторонний акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса РФ).
В-третьих, утверждать, что произошедшими в законодательстве изменениями всем работникам всех без исключения внебюджетных организаций причинен ущерб, наверное, было бы слишком смело. В любом случае, если работник полагает, что его конкретные трудовые права в результате конкретных решений работодателя оказались нарушенными, он вправе обратиться в суд за их защитой в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (хотя в рассматриваемом случае шансов на «успех», наверное, нет).

Также по этой теме: