Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Отдел кадров    Проверки работодателей: технология проведения

Проверки работодателей: технология проведения

Проверки работодателей: технология проведения

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №8 год - 2005

А.А. Никанов

юрист

В настоящее время, наверное, уже нет работодателей, которых бы не проверяли те или иные контрольно-надзорные органы. Большинство руководителей организаций уже знакомо с государственными инспекторами труда. Однако есть такие, которые считают, что поводов для появления в их организации представителей федеральной инспекции труда нет. Для них и предназначен этот материал.

Государственные органы, уполномоченные проводить проверки соблюдения трудового законодательства

Федеральная инспекция труда

В соответствии с частью первой статьи 353 Трудового кодекса РФ надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой органов, то есть совокупностью государственных территориальных органов.
В свою очередь данные территориальные органы носят название «государственная инспекция труда». В каждом субъекте Российской Федерации имеются свои государственные инспекции труда.
Руководство всей системой государственных инспекций труда в настоящее время осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Роструд и его территориальные органы (далее будем называть их общим термином — «федеральная инспекция труда») занимают одно из центральных мест в системе государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда имеет право осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

Государственные органы в сфере обеспечения технической безопасности

Необходимо также отметить, что в сфере надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства действует еще ряд государственных инспекций.
Так, государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В этой связи упомянем, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Прокуратура

Кроме этого, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Проверки, проводимые Рострудом и его территориальными органами

Полный перечень полномочий федеральной инспекции труда перечислен в статье 356 Трудового кодекса РФ.
Назовем лишь основные из них:


1)

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2)

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрения дел об административных правонарушениях;

3)

направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

4)

проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

5)

осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

6)

дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

7)

информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Права государственных инспекторов труда

Для выполнения возложенных на органы федеральной инспекции труда функций государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) наделены правами или, иначе говоря, полномочиями, перечисленными в статье 357 Трудового кодекса РФ.
Реализация государственными инспекторами каждого указанного в статье 357 Кодекса полномочия должна осуществляться с соблюдением установленных законодательством правил, обязательных не только для инспекторов, но и работодателей.
1. Право на посещение организаций в целях проведения проверок. Согласно абзацу второму части первой статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении контрольно-надзорной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время практически нет таких организаций, где не существовало бы службы безопасности или охраны (называться они могут по-разному). В большинстве случаев охрана ссылается на то, что на предприятии действует пропускной режим и по указанию руководства без соответствующего разрешения никто не допускается.
С точки зрения безопасности предприятия и трудового коллектива (особенно в связи с террористическими и иными угрозами, а также в целях сохранения промышленных и коммерческих секретов), такое указание для служб охраны, безусловно, является обоснованным.
Однако в подавляющем количестве случаев недопущение инспектора на территорию организации объясняется совершенно другими причинами.
Следует всегда помнить, что государственный инспектор труда — представитель власти, наделенный особыми полномочиями. Препятствование в проведении проверки является правонарушением и в соответствии с действующим законодательством подлежит наказанию.
Стоит также отметить, что довольно редко случается, когда инспектор заранее не предупреждает руководство организации о предстоящей проверке. Внезапная проверка — явление редкое, и вызывается обычно особыми обстоятельствами. Тем более к таким случаям стоит отнестись с особым вниманием и постараться не портить отношения с инспектором с первых минут проверки.
В основном внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:


1)

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2)

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3)

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по контролю в указанных случаях могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.
Необходимо обратить внимание на то, что инспектор наделен правом беспрепятственного посещения организаций только в целях проведения проверок. При этом он должен предъявить служебное удостоверение.


Практический совет. В тех случаях, когда инспектор заранее предупредил о предстоящей проверке, следует проинструктировать службы охраны и обеспечить свободный доступ инспектора на территорию организации (в случае пропускной системы — заблаговременно побеспокоиться о заказе пропуска или иных аналогичных документов). Недопущение инспектора на территорию организации с самого первого момента вызывает у него негативные эмоции и в психологическом плане настраивает его на отрицательное отношение как к руководству, так и в дальнейшем к результатам самой проверки.

Помимо неприятных эмоций для работодателя, недопущение инспектора на территорию организации грозит последнему административными санкциями. Действия работодателя в этом случае будут квалифицироваться как воспрепятствование осуществления должностным лицом служебных обязанностей. Столкнувшись с таким отношением, инспектор труда имеет право составить протокол об административном правонарушении. Протокол он может составить как на месте, так и обратившись в отделение милиции для принудительного доставления руководителя организации или иного представителя организации для составления протокола об административном правонарушении.
2. Право запрашивать и получать документы и информацию. Правом запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, государственные инспекторы труда наделены в соответствии с абзацем третьим части первой статьи 357 Трудового кодекса РФ.
Инспектор вправе запрашивать и получать любые документы, необходимые ему для проверки. С точки зрения проверки соблюдения трудового законодательства подобными документами являются акты, касающиеся трудовых отношений.
На практике довольно часто встречаются случаи, когда работодатели отказываются представить необходимые документы (особенно финансовые документы) на том основании, что они являются коммерческой тайной.
В этой связи представляется уместным напомнить положения статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
В соответствии с названной статьей к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся сведения:


1)

содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2)

содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3)

о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4)

о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5)

о численности, составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда,о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6)

о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7)

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8)

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9)

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10)

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11)

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Напомним, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правовое основание для затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
3. Иные права государственных инспекторов труда. Согласно части первой статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда также имеют право:


-

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

-

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

-

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

-

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

-

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

-

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-

выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

-

выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся в производстве соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении контрольно-надзорной деятельности обязаны соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Распространенные нарушения трудового законодательства

К числу наиболее распространенных нарушений трудового законодательства можно отнести незаконные увольнения и переводы работников; несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха; нарушения норм об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.
Нередко работодатель игнорирует требования законодательства в части взаимоотношений с профессиональными союзами. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Одной из обязанностей работодателя является необходимость рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.
Напомним также случаи, когда при принятии решения необходимо заручиться согласием профсоюзной организации или подключить ее к решению кадровых вопросов:


1)

по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. В случае, если данные обстоятельства могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев;

2)

при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

3)

при принятии таких решений, как привлечение к сверхурочным работам и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, установление очередности предоставления оплачиваемых отпусков, установление системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, определение систем нормирования труда, определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей, разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников, рассмотрение результатов расследования несчастных случаев на производстве для принятия решений, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве, увеличение, в исключительных случаях на отдельных объектах, продолжительности вахты до 3 месяцев, регламентирование рабочего времени и времени отдыха в пределах учетного периода и других, необходимо обеспечивать их согласование с профсоюзной организацией;

4)

перед принятием решения работодатель обязан направлять проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации, для получения мнения этого органа;

5)

для увольнения работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ необходимо получение мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации (статья 373 Трудового кодекса РФ);

6)

при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Но самым существенным нарушением в сфере трудовых отношений является несвоевременная выплата заработной платы.
Следует обратить особое внимание, что при выявлении задолженности по выплате заработной платы независимо от давности ее образования и причин возникновения, государственные инспекторы труда выдают предписания о ее погашении и устанавливают срок для исправления ситуации. Действия работодателя, направленные на исправление ситуации, могут быть признаны лишь смягчающими обстоятельствами. При этом выплаты должны быть произведены как работающим, так и уволенным работникам (независимо от даты увольнения).
К довольно распространенным видам нарушений в данной сфере относится несоблюдение требований статьи 136 Трудового кодекса РФ, устанавливающей порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Напомним, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В последнее время получило широкое распространение такая форма выплаты заработной платы, как перечисление денег на кредитные карточки. Обращаем внимание, что согласно Трудовому кодексу РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику. Исключение может быть сделано только тогда, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.
Еще один немаловажный момент — заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Таким образом, выплата заработной платы 1 раз в месяц является нарушением трудового законодательства. Следует иметь в виду, что это будет являться нарушением даже тогда, когда работник и работодатель договорились о таком порядке выплаты заработной платы в трудовом договоре либо в коллективном договоре.
Еще один вид нарушений — это неоплата работы, выполненной в условиях, отклоняющихся от нормальных. К таким работам Трудовой кодекс РФ относит выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и другие. Во всех этих случаях работнику должны производиться соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором или трудовым договором. Эти доплаты недопустимо заменять повышенным размером должностного оклада или тарифной ставки, что нередко имеет место. Для установления таких фактов государственный инспектор имеет право проверить приказы и распоряжения работодателя, сведения из отчетов о количестве отработанных сверхурочных работ и работ в выходные дни.
В ходе проверки инспектор обязательно выясняет причины для работы сверхурочно, в выходные и нерабочие дни, проверяет, каким образом ведется учет сверхурочных работ; получено ли согласие профсоюзного органа на привлечение к ним работников; не допускалось ли привлечение к работам в условиях, отклоняющихся от нормальных, беременных женщин и несовершеннолетних. В этих целях исследуются записи в нарядах, заявлениях работников на отгулы в переработанное время, сведения на проходной предприятия о пропуске работников в выходной день, ежедневные сводки о выпуске продукции.
На основании установленных данных в бухгалтерии по расчетным ведомостям проверяется правильность оплаты сверхурочных часов и работ в ночное время.
При проверке выполнения требований законодательства об оплате труда государственные инспекторы также выясняют, имели ли место случаи выплаты заработной платы в натуральной форме. Напомним, что доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
К сожалению не менее редкими остаются незаконные увольнения, а также факты незаконного отказа в приеме на работу, особенно беременных женщин.

Порядок инспектирования организаций

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Мероприятия по контролю проводятся на основании соответствующего распоряжения или приказа органа государственного контроля и надзора.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:


-

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

-

наименование органа государственного контроля (надзора);

-

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

-

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

-

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

-

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

-

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать 1 месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем 1 раз в 2 года.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:


1)

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2)

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3)

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4)

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5)

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6)

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Эти и другие правила, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. на 09.05.2005), должны в обязательном порядке выполняться государственными инспекторами труда.

Объекты проверки

При подготовке организаций к проверкам государственными инспекторами труда первый вопрос, который возникает у сотрудников кадровых служб, какие документы могут стать предметом проверки?
О документах, которые не могут составлять коммерческую тайну, уже было сказано. Предметом проверки также могут быть документы, определяющие порядок работы с такого рода документами, в том числе и трудовые договоры с работниками, допущенными к работе со сведениями конфиденциального характера.
Практически всегда в ходе инспекций проверяются трудовые договоры с работниками — их наличие и содержание (соответствует ли оно статье 57 Трудового кодекса РФ).
Следующими документами, запрашиваемыми государственными инспекторами труда, являются трудовые книжки работников и личные карточки работников (форма № Т-2). Перед проверкой целесообразно убедиться в наличии трудовых книжек на всех работников организации и правильности записей в них.
Сотрудникам кадровой службы также необходимо проверить, ознакомлены ли работники со всеми приказами (распоряжениями), изданными в отношении них (о приеме на работу, о переводах, о применении дисциплинарных взысканий, другими). Все эти приказы (распоряжения) также будут предметом проверки инспектором труда.
При наличии в кадровой службе трудовых книжек уволенных работников, ее сотрудникам имеет смысл проверить наличие всех документов, подтверждающих, что приняты все необходимые меры к тому, чтобы вручить этим работникам их трудовые книжки.
Проверке также могут подвергаться личные дела работников. Поэтому имеет смысл просмотреть и изъять из них лишние документы или их копии, если они не должны присутствовать в личном деле.
Проверяться могут документы по фактам наложения дисциплинарных взысканий, в частности, документы, подтверждающие, что работодатель истребовал от работника объяснения совершения дисциплинарного проступка, выдержал установленные законодательством сроки применения дисциплинарного взыскания, запросил мнение представительного органа (в случаях, когда это является обязательным), ознакомил работника с приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания в установленные сроки.
В ходе инспектирования проверяются также:


1)

письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»;

2)

поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников;

3)

документы, содержащие сведения об учете сверхурочных работ, табели рабочего времени, заявления работников на отгулы за отработанное сверхурочно время (а также в праздничные и выходные дни);

4)

документы, связанные с особенностями регулирования труда женщин, лиц с семейными обязательствами, несовершеннолетних (различные приказы (распоряжения), о предоставлении отпусков, отгулов, дополнительных выходных дней, другие;

5)

коллективный договор;

6)

правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные правовые акты.

 

Принятие решений по результатам проверок

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:


-

дата, время и место составления акта;

-

наименование органа государственного контроля (надзора);

-

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

-

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

-

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

-

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

-

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

-

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

-

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
Результаты проверок также отражаются в журналах учета мероприятий по контролю, которые ведутся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда.
Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.
Работодатель может быть привлечен к ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях — за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
С 12.08.2005 подобные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится еще ряд статей, связанных с нарушениями в сфере трудовых отношений.
Дела по перечисленным выше нарушениям рассматривают судьи, федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, вправе:


1)

главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2)

главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;

3)

главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;

4)

руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;

5)

руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6)

начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.

 

* * *

Решение о привлечении к административной ответственности, а также действия государственных инспекторов труда, совершенные в ходе проверок, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством.

 

Данный материал опубликован в журналах:
"Кадры предприятия", № 8, 2005
"Кадры предприятия", № 9, 2005

Также по этой теме: