Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Отдел кадров    Создаем впечатление и учимся им управлять

Создаем впечатление и учимся им управлять

Создаем впечатление и учимся им управлять

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2005

О.А. Шипилова

 
психолог,
эксперт журнала «Кадры предприятия»

Если участнику деловой коммуникации не удается вести себя таким образом, чтобы сформировать у партнера положительный образ о себе, вряд ли он сможет рассчитывать на успех взаимодействия. Некоторая информация, которую мы считаем важной, остается вне восприятия нашего партнера, и наоборот, другие вещи, оставленные нами без внимания, воспринимаются как важные другими людьми. Например, выражение лица, интонацию или невольный жест — мы игнорируем, а наш деловой партнер, тем временем, делает свои выводы.
Для того чтобы наше взаимодействие было успешным, мы должны, в первую очередь, производить впечатление успешного человека, то есть создавать о себе определенный положительный образ, который и будет являться нашим имиджем.
Поскольку сфера наших с вами интересов лежит в области управления персоналом, поговорим об имидже HR-сотрудника. Но так как имидж делового человека, прежде всего, преследует цель создать положительный, выгодный образ в глазах окружающих, данная статья будет интересна всем, кто заинтересован в собственном совершенствовании.
Имидж (от англ. image — образ) — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может в некоторых случаях обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни<*>.

<*> Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. —С. 134—135.

Специалисты говорят о двух видах имиджа — личном (впечатлении, которое человек производит на окружающих) и имидже компании (мнении о компании, которое складывается в глазах общественности через средства массовой информации).
То есть, если говорить о человеке, имидж — это образ, который присутствует в сознании других людей относительно нас, это совокупность свойств и особенностей, приписываемых нам на основе демонстрируемого нами поведения и через другие средства передачи информации о нас.

Характеристика имиджа

Современными психологами экспериментально выявлено, что имидж обладает следующими характеристиками<*>:
1. Имидж всегда эмоционально окрашен и обращен к эмоциям, которые могут быть как положительными, так и отрицательными, но именно они являются основой для установления определенных отношений с носителем имиджа; то есть мы должны воздействовать посредством созданного образа на эмоциональное отношение человека, вызывая у него восхищение и одобрение.
2. Имидж всегда предметен (руководитель, фирма, товар, услуга); важно помнить, что имидж целенаправлен и несет в себе определенную информацию.
3. Имидж обращен к социальным установкам и стереотипам, а также опирается на ожидания личности или группы; при создании образа важно ориентироваться не только на то, каким вы сами хотите увидеть себя, но и на то, что бы хотели увидеть в вас окружающие люди, ведь от этого зависит ваш успех.
4. Имидж носит символический характер; то есть через определенные символы (внешние атрибуты, аксессуары, поведенческие паттерны) мы передаем информацию о себе.

<*> Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения. Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук. — М., 2001.

Соватеев А.В. структурно выделяет следующие компоненты имиджа:

-

личностный (психофизиологические особенности, тип личности, характер, личное обаяние, нравственные и коммуникативные качества);

-

социальный (уровень образования, статус, модели его ролевого поведения, нормы и ценности, стиль общения, связь с различными социальными группами);

-

профессиональный (стиль руководства, уровень специальной подготовки, профессионализм, опыт, владение формами и методами обучения и воспитания, развитые аналитические способности).

 

Личностный компонент имиджа

Физические параметры

Роль физической привлекательности в установлении социального контакта гораздо значительнее, нежели можно предположить на первый взгляд. Исследования психологов показали, что физическая привлекательность завышает способности и другие особенности личности. Например, физически привлекательному человеку скорее будут приписываться на бессознательном уровне такие характеристики, как доброта, нравственность, высокий интеллект и др. Об этом нужно помнить и работать над собой.

Характер

Мы все наделены неповторимым сочетанием индивидуальных качеств, и неправомерно сейчас описывать характер человека, производящего эффектное впечатление. Тем и важен ваш имидж, что он неповторим и говорит именно о вас, а не о «клонах успешных менеджеров». Что касается характера менеджера по персоналу<*>, то можно выделить следующие важнейшие качества:

-

лояльность, преданность;

-

открытость;

-

решительность, уверенность;

-

принципиальность;

-

ответственность.

 

<*> Подробно с темой психологических особенностей личности HR-сотрудника, что непосредственно связано с формированием его имиджа, вы можете ознакомиться в статье «Психологический портрет менеджера по персоналу», опубликованной в «Кадры предприятия» № 5/2005.

Обаяние

Быть обаятельным не означает носить обязательную улыбку. Ваше улыбающееся лицо не будет выглядеть естественным, если вы раздражены и при этом пытаетесь непринужденно улыбаться. При раздражении, злости, негативных эмоциях напрягаются множество мышц от шеи до кончиков пальцев, что не дает человеку вести себя естественным образом. Если вы раздражены, но вам нужно создать благоприятное впечатление о себе, постарайтесь внутренне успокоиться на физическом уровне.
Улыбка располагает и всегда вызывает такую же ответную реакцию. Попробуйте улыбнуться совершенно незнакомому человеку. И вы получите в ответ пусть смущенную, но тоже улыбку.
Интересно отметить, что В.И. Шепель, специалист в области социальной психологии, среди слагаемых обаяния выделяет такие, как терпимость к инакомыслию, умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей и психологическая андрогиния, то есть наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу.
«Платье и облачает, и разоблачает человека» — сказал испанский писатель Мигель Сервантес. Одежда — знаковая система. С ее помощью мы показываем не только то, кем мы являемся в данный момент, какое социальное и статусное положение мы занимаем, но и то, как мы относимся к деловому партнеру. Подумайте, например, о чем скажет вам ситуация, в которой работник на деловую встречу надел джинсы и короткий свитер вместо костюма с галстуком. О несерьезном отношении к этой встрече? Об отсутствии знаний делового этикета? Или о том, что это «свой в доску» парень? Внешние условия определяют требования, поэтому следует ориентироваться именно на них.
Работая над своей внешностью, помните, что существуют определенные стереотипы восприятия. Например, бородатость часто ассоциируется с закрытостью и недружелюбностью, а гладко аккуратно причесанные волосы у женщин — с деловитостью и пунктуальностью. Часто лысина у мужчин трактуется как наличие зрелости, опыта, а светлый цвет волос рассматривается как обладание мягким характером, темный, напротив, — твердым, решительным.
Пусть ваш костюм будет современным, приобретите дорогую обувь и аксессуары. Тратьте больше всего на те вещи, которые чаще всего вы носите на виду. Не пренебрегайте модной прической. И всегда помните, лучше пусть «парфюма» будет меньше, чем больше, иначе «шлейф» дорогих духов отпугнет от вас самых лояльных сотрудников.
Не забывайте об осанке! О какой уверенности можно говорить, если руки висят скованными вдоль тела, голова опущена, плечи наклонены вперед, здесь уже никакой костюм не поможет!
Открытый взгляд, голова чуть-чуть приподнята, плечи отведены назад, ваше тело расслаблено, и в то же время собрано. Может быть, не помешает делать утреннюю зарядку и заглянуть в тренажерный зал?

Невербальное поведение

Помните фразу «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»? Действительно, для того чтобы произвести первое впечатление на собеседника, достаточно всего лишь несколько минут. И как доказано психологами, в первый момент взаимодействия не так важно, что именно вы говорите, а как именно вы говорите и как вы при этом выглядите. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому основными параметрами оценивания становятся визуальные, то есть наблюдаемые характеристики.
Наша внешность и поведение часто говорят о нас гораздо больше, нежели самые тщательно спланированные и сказанные нами слова. Рассеянный взгляд, слабое рукопожатие, суетливая жестикуляция или нервное покашливание непременно скажут нашему собеседнику о том, о чем мы думаем сейчас больше всего — «когда же это наконец-то закончится», «я сейчас так не уверен в себе, что провалю любую сделку» или «я жутко волнуюсь». Даже люди, не обладающие знаниями в области невербальной психологии, на интуитивном уровне почувствуют, что что-то не так, если вы будете демонстрировать неконтролируемое невербальное поведение, говорящее о том, что вы лжете или пытаетесь что-то скрыть.
Давно известно, что информация, исходящая на языке тела, воздействует на собеседника гораздо сильнее, чем вербальное сообщение. Из чего следует вывод, что необходимо демонстрировать невербальное поведение, соответствующее вашему имиджу. Здесь следует упомянуть о такой важной составляющей, как конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего ощущения, чувств с тем поведением, которое мы можем наблюдать у данного человека.
Поэтому мало запомнить, что нельзя постоянно поправлять галстук, кашлять, и напротив нужно время от времени улыбаться собеседнику — необходимо развивать в себе чувство внутренней уверенности, которое будет исходить от человека в любом его действии.
Перечислим жесты, которых следует избегать:

1)

демонстрацией нервозности, неуверенности являются нетерпеливое постукивание по столу, частое покашливание, кручение авторучки в руках, когда руки прикрывают рот, когда человек часто снимает и одевает очки;

2)

напряженность выражается в крепко сцепленных руках, частом прикосновении к шее, для мужчин — в постоянном поправлении галстука;

3)

признаком закрытости будут скрещенные на груди руки, позы, когда все тело закрыто;

4)

выводы о скрытности и подозрительности могут быть сделаны на основании взгляда исподлобья, частом прикосновении к мочкам ушей, рту, носу;

5)

скука проявляется в машинальном рисовании на бумаге, рассеянном взгляде, жестах, при которых ладони поддерживают голову и т.д.

Уверенное, открытое поведения выражается через такие жесты и действия, как:

-

прямая спина, гордая осанка, прямой открытый взгляд;

-

расстегнутый пиджак, ладони на уровне груди, открытые к собеседнику;

-

во время взаимодействия — легкий наклон вперед к собеседнику.

 

Голос

Что касается голоса, то можно выделить несколько характеристик удачного голоса, например: низкий тембр, дружелюбный, мягкий, естественный, живой, интонационно богатый. Избегайте говорить голосом резким, дрожащим, очень высоким тембром, прерывистым, тихим или кричащим, монотонным.

Вербальный имидж

К собеседнику нужно обращаться по имени. Если имя не запомнилось с первого раза или забылось в процессе разговора, лучше переспросить его у собеседника, чем продолжать обезличенно обращаться к нему. Не беда, если не расслышали — попросите человека написать свое имя в блокноте.
Говорите всегда по существу, будьте конкретны и обсуждайте только то, в чем разбираетесь.
Старайтесь не использовать банальные выражения, следите за чистотой речи и не употребляйте слова-паразиты.
Говорите красиво, используйте возможности своего голоса, изменяйте темп речи, интонацию и делайте значимые паузы.

Социальный компонент имиджа

Так как весь человеческий ресурс компании доступен вам как никому другому, демонстрация преданности компании напрямую связана с идентификацией специалистов с организацией. Если вы хотите позиционировать себя, как лояльного преданного сотрудника, и тем самым, работать над лояльностью персонала, вам необходимо тщательно изучить корпоративную культуру, действовать в соответствии с ценностями компании, являясь как примером, так и объектом для приписывания таких свойств как «верный», «надежный», «осведомленный», «включенный в определенную социальную группу».
Что касается взаимодействия с руководством, то необходимо, чтобы топ-менеджеры компании серьезно воспринимали службу персонала. Для этого начните с позиционирования себя, как профессионала, с налаживания необходимой коммуникации с начальством. Предоставляйте вовремя информацию о проведенных исследованиях, будьте инициативны в инновационных предложениях. В силу своей профессии вы обладаете специфическим знанием и социальной восприимчивостью — пользуйтесь этим.
Поддерживайте ровные и доброжелательные отношения, но без панибратства, как с рядовыми сотрудниками, так и с руководящим персоналом компании. К пожеланиям и просьбам сотрудников будьте открыты и обязательно оповещайте их, если их просьбы не удается выполнить в сроки. Старайтесь знать тех людей, с которыми вам пришлось увидеться хотя бы раз, по имени. Тренируйте свою память и приветствуйте с улыбкой своих коллег.
Избегайте сплетен. Никогда не поддерживайте такие разговоры, иначе в следующий раз за вашей спиной будут обсуждать вас. И сохраняйте всю информацию о сотрудниках в секрете. Единожды подорвавши доверие коллег, вы вряд ли сможете восстановить его.
Демонстрируйте умение ладить с людьми, не допускайте развития трудных ситуаций социального взаимодействия с сотрудниками компании в сторону конфликтов и эмоциональных всплесков. Конечно, вы тоже обладаете лимитом терпения и ваши ресурсы не бесконечны. Быть может, в какой-то критической ситуации, когда хочется хлопнуть дверью и уйти, следует быть умнее и терпеливее, отнестись философски, дать время остыть собеседнику и себе и решать все вопросы на «холодную голову»? Это пойдет вам только на пользу и будет характеризовать вас как сдержанного и тактичного человека, умеющего контролировать свои эмоции.

Профессиональный компонент имиджа

Одной из составляющих публичного «Я» является «имидж среды», то есть созданный человеком в среде его обитания. То, как выглядит ваш кабинет и рабочее место, тоже имеет значение.
Обратите внимание, в каком состоянии находится ваше рабочее место, в порядке ли материалы, лежат ли рядом с договорами популярные журналы, и даже на то, какая картинка у вас на рабочем столе компьютера.
Аккуратно сложенные деловые бумаги, отсутствие лишних канцелярских принадлежностей, обозначенные папки, отсутствие на столе не относящихся к работе вещей, говорят о том, что вы собраны и аккуратны в своей работе.
Только не доводите до абсурда стремление к порядку, иначе можно превратиться в зацикленного зануду, что отнюдь не будет идти на пользу вашему имиджу.
Ваша лексика должна быть в меру насыщена профессиональными терминами, чтобы руководитель видел и чувствовал в вас профессионала. Используйте весь ваш профессиональный багаж, избегайте дилетантских высказываний, однако не усложняйте при объяснении то, что можно объяснить доступным языком. Не желательно перегружать речь заумными фразами и сплошными понятиями и категориями из теории управления персоналом.
Добросовестное выполнение своих функциональных обязанностей — одно из важнейших условий успешного формирования профессионального компонента вашего имиджа. Будьте «человеком слова», не берите на себя больше, чем действительно можете выполнить. При временных ограничениях, проектной работе, определении сроков сдачи отчета всегда оставляйте в запасе несколько дней, они вас смогут выручить.

Лидерские качества

Уже написано немало работ, посвященных теме лидерства, описана не одна теория личностных черт руководителя-лидера, заслуживающая внимания.
Однако конкретного портрета лидера так и не удалось получить — уж больно много противоречий выявилось при анализе психологических портретов выдающихся лидеров. Поэтому психологи чаще стали говорить не о личностных чертах, а о метанавыках, то есть компетенциях человека, позволяющих ему действовать определенным образом в разнообразных ситуациях.
Причем это не касается каких-то специфических профессиональных ситуаций или конкретной профессиональной области — это касается поведения успешного человека в общем. В числе качеств, являющихся обязательными компонентами лидерства, являются:

-

гибкость в решении проблем, творческий подход;

-

стратегическое и аналитическое мышление;

-

активность, деятельность, нацеленность на успешный результат, открытость новому опыту, ответственность за себя;

-

готовность к компромиссу, социальная точность (проницательность в межличностном взаимодействии);

-

эмоциональный интеллект, эмпатийные способности, навыки убеждения;

-

адекватность, самокритичность, эмоциональная устойчивость.

 

Алгоритм формирования имиджа

В принципиальном плане психологами выработан определенный алгоритм формирования имиджа<*>. С чего начать?

<*> Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие — СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. — С. 427.

Во-первых, важно выявить сложившиеся у аудитории представления об объекте, чей имидж предстоит сформировать.
Во-вторых, требуется определить конкретные предпочтения и ожидания аудитории, черты и характеристики, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендующий на позитивный имидж объект.
В-третьих, конструируется имидж данного объекта как ответ на предпочтения и ожидания аудитории.
В-четвертых, разрабатывается стратегия формирования имиджа и план действий.
В-пятых, производится непосредственное формирование имиджа, то есть перевод сконструированной модели в реальность; реализация стратегического и оперативного планов.
И, наконец, в-шестых, обеспечивается контроль над реализацией плана, замер промежуточных результатов, корректировка (при необходимости) как самой модели, так и стратегии и действий по ее воплощению в жизнь.
Также, при необходимости может проводиться мониторинг сформированного имиджа, деятельность по его поддержанию и модернизации.

* * *

Древнегреческий философ Сократ говорил: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».
Работайте над собой и не бойтесь открывать в себе новые возможности, совершенствуйтесь, ведь самопрезентация напрямую зависит от уровня вашей самооценки.
И для того чтобы создать свой положительный имидж, необходимо не только осознавать необходимость в этом, но и любить себя, и с открытостью и легкостью воспринимать свои недостатки.
И напоследок, несколько советов для внимательных читателей.
1. Перестаньте критиковать себя, отнеситесь к своим недостаткам как к возможности усовершенствования.
2. Будьте самодостаточны. Кроме вас никто не сможет сделать вас счастливым, возьмите на себя эту ответственность и начните строить свой новый образ.
3. Перестаньте жаловаться. Жалобы не преображают ситуацию, а лишь только усугубляют проблемные моменты. Ищите пути и тогда решение придет к вам.
4. Будьте проницательными и внимательными к другим, окружающие предоставляют нам множество информации о том, в каком направлении стоит совершенствоваться.

Также по этой теме: