Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    За что дисквалифицируют руководителей?

За что дисквалифицируют руководителей?

За что дисквалифицируют руководителей?

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2005

А. Орлов

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, вступившем в силу с 01.07.2002, появилось новое административное наказание, которое может применяться к руководителям любого ранга.
Эта мера наказания сродни той, что уже давно применяется в отношении спортсменов, нарушающих правила спортивной игры. Теперь такое же наказание введено за нарушение игры предпринимательской.
Рассмотрим правила его применения.

Понятие дисквалификации

Итак, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях впервые в российском административном законодательстве ввел не применявшуюся ранее в российском праве меру наказания — дисквалификацию.
Статья 3.11 КоАП РФ определяет, что дисквалификация установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Что представляет собой эта юридическая конструкция? Дисквалификация основывается на двуединстве следующих административных мер:
1) лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Эта мера выражается в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом. При этом в его трудовую книжку вносится запись о том, какие должности он лишен права занимать. Такому лицу может быть запрещено занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности;
2) лишении права входить в совет директоров (наблюдательный совет).
Эти две меры тесно взаимосвязаны между собой, поскольку запрещение занимать определенные руководящие должности, соответственно ограничивает пределы осуществления предпринимательской деятельности, то есть дисквалифицированное лицо лишается права заниматься не любой предпринимательской деятельностью, а только отдельными ее видами.
Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации или позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством (например, должность генерального директора хозяйственного общества). Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Такими уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются:
руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредители (учредитель) юридического лица в случае дачи ими конкретных указаний исполнительному органу;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица;
учредители юридического лица, выступающего учредителем других юридических лиц, в случае опять таки, дачи ими конкретных указаний исполнительному органу материнского или непосредственно дочернего общества;
лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления;
руководитель либо должностное лицо юридического лица, осуществляющего внешнее управление другим юридическим лицом на основании соответствующего договора;
лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
То есть, дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим и иным категориям, которым такие права предоставлены действующим законодательством.
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет и может быть назначена судом только в качестве основного наказания. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена только в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В частности, указанная мера административной ответственности применяется за:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);
2) фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);
3) неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);
4) ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);
5) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);
6) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (статья 14.25).
Как видно, составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако в силу того, что по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с экономическими преступлениями, законом установлено такое строгое наказание.
С точки зрения управления персоналом, особого внимания заслуживают основания дисквалификации, указанные в пунктах 1 и 6 перечня.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает возможность применения дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Объектом данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.
Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем в организациях всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.
Законодательство о труде и охране труда конкретизирует и детализирует конституционные нормы. Среди них: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и другие; постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», от 11.04.2003 № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и другие.
Правонарушение, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ, может выражаться в действии либо бездействии, заключающихся в невыполнении или нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда в части неправомерного увольнения работников, нарушений правил охраны труда и т.д. Поскольку закон не устанавливает какой-либо градации или категории нарушений, то фактически любое из огромного количества нарушений трудового законодательства может явиться основанием для дисквалификации. Например, восстановление уволенного прогульщика по формальным основаниям может обернуться дисквалификацией руководителя.
Таким образом, количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень обширно. И представляется, что такой подход не оправдан, поскольку законодатели не определили степень тяжести нарушения. Следовательно, даже за незначительное нарушение теоретически может быть поставлен вопрос о дисквалификации руководителя.
Представляется, что законодатель должен был определить критерии классификации нарушения деяния в качестве тяжкого, либо повлекшего тяжкие и иные возможные последствия и тем самым исключить дисквалификацию за малозначительные нарушения трудового законодательства, например, за такие, как неправильное документальное оформление применения дисциплинарного взыскания, при условии, что применение этого взыскания обоснованно.
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ к ответственности может привлекаться должностное лицо, то есть работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда. Оно же является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи. Однако во втором случае речь идет о должностном лице, ранее подвергавшемся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
В заключение нужно отметить, что правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Ненадлежащее управление юридическим лицом

Статья 14.21 КоАП РФ в качестве основания для дисквалификации предусматривает такое административное правонарушение, как ненадлежащее управление юридическим лицом.
Объектом данного правонарушения выступают финансовые, экономические интересы юридического лица, финансовые интересы кредитора, корпоративный порядок управления, установленные Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, которыми регулируются вопросы управления юридическими лицами.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в ненадлежащем управлении юридическим лицом. Под управлением юридическим лицом понимается осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, то есть право без доверенности действовать от имени юридического лица, представлять интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, распоряжаться имуществом, открывать в банках расчетные счета, заключать договоры, в том числе и трудовые, совершать иные юридически значимые действия.
Ненадлежащее управление квалифицируется как неисполнение, несоблюдение установленных действующим законодательством, уставом, контрактом обязанностей. Оно может проявляться в необеспечении своевременного и качественного выполнения всех договоров и обязательств юридического лица; необеспечении своевременной выплаты заработной платы; совершении сделок с недвижимым имуществом предприятия вопреки интересам юридического лица; использовании бюджетных средств не по целевому назначению и др.
Как вытекает из содержания диспозиции, ответственность по статье 14.21 КоАП РФ наступает только в том случае, если использование полномочий по управлению организацией осуществлялось вопреки ее законным интересам или законным интересам ее кредитора и повлекло уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков.
Законными являются интересы юридического лица, не противоречащие целям деятельности организации. О том, что лицо использует свои полномочия вопреки законным интересам, можно говорить в том случае, если оно ненадлежащим образом (недобросовестно, неразумно) осуществляет возложенные на него обязанности, имеет личную заинтересованность в сделках, совершаемых организацией, действует в интересах чужой стороны или умышленно нарушает установленный порядок управления, подрывая авторитет и деловую репутацию юридического лица.
По юридической конструкции правонарушение образует материальный состав. Уменьшение капитала организации или возникновение убытков должны находиться в причинной связи с ненадлежащим управлением.
«Вопреки законным интересам» означает, что правонарушение может быть совершено только умышленно, то есть лицо заведомо знало, осознавало, что совершает действие, противоречащее законным интересам организации или ее кредиторов, предвидело возникновение убытков, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Правонарушителем здесь выступает лицо, занимающее руководящую должность в исполнительном органе управления (директор, управляющий) или входящее в совет директоров (наблюдательный совет).
Следует заметить, что диспозиция комментируемой статьи не содержит критерия, по которому можно было бы отличать ненадлежащее управление от других многочисленных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, и являющихся также фактом ненадлежащего управления юридическим лицом, например, незаконное получение кредита (статья 14.11), неправомерные действия при банкротстве (статья 14.11), фиктивное и преднамеренное банкротство (статья 14.12), нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14), нарушение законодательства об охране труда (статья 5.27) и т.д. В этих условиях квалификация правонарушения по статье 14.21 возможна только в тех случаях, когда отсутствуют специальные нормы.

Ответственность за неисполнение постановления суда о дисквалификации

Постановление суда о дисквалификации подлежит безусловному исполнению. Если лицо, в отношении которого избрана рассматриваемая мера наказания, продолжает работать после вступления постановления суда в законную силу, то оно подлежит ответственности на условиях, определенных статьей 14.23 КоАП РФ.
Объектом посягательства здесь являются экономические, финансовые интересы, деловая репутация, иные интересы юридического лица, интересы собственника, порядок корпоративного управления, установленные Гражданским кодексом РФ, вышеуказанными Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормативными правовыми актами (в зависимости от особенностей организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности).
Действия, наказываемые по части 1 статьи 14.23 КоАП РФ, характеризуются активностью и выражаются в осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом.
Управление юридическим лицом означает осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в исполнительном органе юридического лица. Дисквалифицированное лицо — это физическое лицо, которое лишено права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий функции по управлению.
Срок дисквалификации — отрезок времени, в течение которого лицо не имеет права осуществлять функции по управлению юридическим лицом. Как уже указывалось, дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 14.23 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) и выражается в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно в неприменении последствий прекращения его действия. Под неприменением юридическим лицом последствий прекращения трудового договора следует понимать неисполнение судебного постановления о фактическом прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Субъектом правонарушения выступает специальный субъект — дисквалифицированное должностное лицо, а также юридическое лицо.

Несовершенство норм о дисквалификации

Примечательно, что никаких особенностей применительно к каким-либо характеристикам субъекта, к которому может быть применен рассматриваемый вид административного взыскания, не установлено.
Как отмечалось выше, отсутствует и размер минимального ущерба, причиненного организации в связи с неэффективным управлением юридическим лицом. Это может привести к тому, что руководитель по инициативе заинтересованных лиц может быть дисквалифицирован даже за незначительное по размерам причинение ущерба.
Например, какой руководитель откажется от «дружественного» кредита без обеспечения? Но он может быть неожиданно востребован досрочно, а за несвоевременный возврат начислены санкции. Убытки налицо. И дисквалификация не за горами. И таких примеров — легион.
Возьмем, например, Трудовой кодекс РФ. Он содержит 424 статьи, большинство из которых содержат различные правоустановления. И за каждое нарушение теоретически руководителя можно дисквалифицировать либо создать искусственно ситуацию «вне игры».
Представляется, что необходимо сузить пределы применения санкции в виде дисквалификации, установив ответственность за существенный ущерб, а также возможно ввести признак неоднократности и грубости характера нарушения норм трудового права.
Возможны и иные ограничительные меры.
Отсутствие таких ограничений превращает благое дело в возможность беспредела со стороны лиц, заинтересованных в смещении руководителя, и подавляет волю и стремление руководителя организации к инициативе, превращая его в «перестраховщика», над которым висит уже не «дамоклов меч», а грозная «туча» таких «мечей».

Также по этой теме: