Изменения порядка налогообложения и компенсации расходов, связанных со служебными командировками



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2005


юрист

В текущем году произошли некоторые изменения в законодательстве, определяющем порядок налогообложения и компенсации расходов, связанных со служебными командировками.

О порядке обложения налогом на доходы физических лиц расходов, связанных со служебными командировками

В январе текущего года Высший Арбитражный Суд РФ принял решение, имеющее принципиальное значение для работника и работодателя. Казалось бы, какое отношение имеет арбитражный суд к трудовым отношениям? Однако поскольку с получением работником от работодателя вознаграждения за труд связаны непосредственно налоговые правоотношения, то вмешательство арбитражного суда в разрешение сложного вопроса по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц становится понятным.
В Высший Арбитражный Суд РФ обратилось ОАО «Газпром» с заявлением о признании недействующим письма Министерства РФ по налогам и сборам от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками», как не соответствующего пункту 1 статьи 11, статье 210, пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с указанным письмом суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» и от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», приказом Минфина России от 12.11.2001 № 92н «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран», подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. По мнению заявителя, указанное положение письма Министерства РФ по налогам и сборам противоречит пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, согласно которому при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Свое заявление ОАО «Газпром» обосновало тем, что законодательство, в силу которого устанавливаются нормы суточных, не включаемых в налогооблагаемый доход, не исчерпывается названными постановлениями Правительства РФ. Общий порядок установления норм суточных и ограничения их размера предусмотрены трудовым законодательством: в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ порядок и размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, не превышающие размер, установленный таким договором или актом.
Федеральная налоговая служба (правопреемница Министерства РФ по налогам и сборам), обосновывая свое несогласие с требованием о признании недействующем письма № 04-2-06/127, ссылалась на то, что к законодательству Российской Федерации, в соответствии с которым установлены нормы, в пределах которых суточные не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, относятся постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и от 02.10.2002 № 729. Согласно названным нормативным правовым актам нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации установлены в размере 100 рублей.
Довод заявителя о том, что для организаций, не финансируемых за счет средств федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером, Федеральная налоговая служба назвала необоснованным, поскольку это нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом в части установления налоговых льгот. Кроме того, Федеральная служба, ссылалась на то, что оспариваемое письмо не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку содержит информацию относительно общеустановленных норм суточных и не противоречит законодательству о налогах и сборах, непосредственно прав заявителя оно не затрагивает, так как касается вопроса налогообложения доходов физических лиц.
Противоречий Налоговому кодексу РФ в письме № 04-2-06/127 не усмотрел и Минфин России, указав, что нормы суточных установлены постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и от 02.10.2002 № 729, а также подчеркнув разъяснительный характер оспариваемого письма.
Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, нашел заявление ОАО «Газпром» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Письмо Министерства РФ по налогам и сборам № 04-2-06/127 содержало признаки нормативного правового акта, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. На дату принятия данного письма (17.02.2004) право Министерства РФ по налогам и сборам издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции было установлено пунктом 11 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783. На момент обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного письма оно отменено не было.
Письмо было адресовано налоговым органам и направлено на установление единообразного порядка обложения суточных налогом на доходы физических лиц, который по указанию Министерства РФ по налогам и сборам был доведен до нижестоящих (подчиненных) налоговых органов. Этот момент, по мнению Суда, отличает данное письмо от разъяснений по конкретным вопросам налогоплательщиков.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы образовывали единую централизованную систему налоговых органов с обязательным подчинением нижестоящих лиц и органов вышестоящим органам и должностным лицам. Поэтому оспариваемым письмом было установлено обязательное для налоговых органов правило поведения, подлежащее неоднократному применению. В то же время оно содержало указание о правилах обложения суточных налогом на доходы физических лиц, соблюдения которых должностные лица налоговых органов вправе и должны были требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов).
Налогоплательщик (налоговый агент) является лицом, зависимым от поведения должностного лица налогового органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления и уплаты налога. Следовательно, неисполнение положений указанного письма налоговыми агентами является основанием для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ.
Основываясь на этом, Суд пришел к выводу, что письмо Министерства РФ по налогам и сборам № 04-2-06/127, как являющееся обязательным к исполнению налоговыми органами в отношениях с налогоплательщиками (налоговыми агентами), затрагивало права и законные интересы последних в предпринимательской и иной экономической деятельности. По сути, письмом опосредованно устанавливалось правило поведения также и для налогоплательщиков (налоговых агентов).
Таким образом, Судом было установлено, что указанное письмо распространялось на неопределенный круг лиц и затрагивало права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследуя содержание оспариваемого письма Министерства РФ по налогам и сборам, Суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Между тем законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены; общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством.
Так, согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.
В настоящее время размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, для организаций, финансируемых из федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729. Однако, как отметил Суд, данный документ не может быть применен для целей статьи 217 Налогового кодекса РФ по следующим основаниям.
В пункте 1 названного постановления прямо установлено, что оно применяется только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, этот документ принят в целях упорядочения финансирования и расходования средств федерального бюджета. Таким образом, данный нормативный правовой акт имеет иную сферу применения, чем та, на которую указывает Министерство РФ по налогам и сборам в оспариваемом письме. При этом, как следует из пункта 3 постановления от 02.10.2002 № 729, установленные размеры возмещения расходов, связанных с командировками, ограничивают только размер финансирования из федерального бюджета на указанные цели, но не ограничивают величину производимых работникам выплат, если они согласованы с работодателем. В этом случае расходы, превышающие установленные размеры, возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, Суд пришел к выводу, что установленный постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемой в целях налогообложения дохода физических лиц. При превышении указанного размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде налога на доходы физических лиц, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Нормы суточных для целей налогообложения установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Однако в целях исчисления налога на доходы физических лиц это постановление также не может быть применено, поскольку оно принято в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в состав расходов по налогу на прибыль включаются суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход суточные в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, Правительство РФ в силу прямого указания Налогового кодекса РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
Однако в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога. В статье 217 Налогового кодекса РФ такая отсылка к нормам главы 25 того же Кодекса отсутствует. В данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Таким образом, указание в оспариваемом письме Министерства РФ по налогам и сборам на то, что налогом на доходы физических лиц облагаются суммы суточных, выплаченные сверх норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, Суд признал противоречащим Налоговому кодексу РФ.
Суд нашел убедительным и довод заявителя о том, что в соответствии со статьей 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком. Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Между тем, в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Основываясь на этом, Суд установил, что взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения, является неправомерным.
Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте. При этом баланс интересов бюджета, работодателя и работника достигается тем, что при выплате суммы в размере, большем, чем прямо установлено в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ Правительством РФ, работодатель не может уменьшить на эту сумму свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в отличие, например, от расходов на оплату труда.
Суд нашел необоснованными доводы Федеральной налоговой службы о том, что позиция заявителя нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, а также порядок предоставления льгот, установленный Налоговым кодексом РФ, поскольку следует учитывать, что равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым, и признает убедительными доводы заявителя о том, что равенство налогообложения в данном случае означает не равенство сумм облагаемых или не облагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов.
Равный порядок налогообложения заключается в том, что при получении доходов, отвечающих критериям облагаемых доходов, они подлежат налогообложению у всех налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных законом, а при получении выплат, отвечающих критерию доходов, не подлежащих налогообложению, такие выплаты налогообложению не подлежат.
Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ для всех налогоплательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению.
В соответствии с данным порядком любой налогоплательщик, получающий выплаты, которые по своему характеру являются суточными, то есть компенсационными выплатами, направленными на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства, и которые выплачены в пределах размеров, установленных в соответствии с действующим законодательством, не обязан уплачивать с указанных выплат налог на доходы физических лиц.
Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством размер суточных для работников всех организаций определяется положениями, не носящими индивидуальный характер и направленными на неоднократное применение.
В то же время, поскольку организации могут иметь различный источник финансирования, порядок установления размера любых расходов за счет такого источника должен определяться с учетом положений специального законодательства. Особенности установления расходов, осуществляемых из бюджетов всех уровней, предусмотрены действующим бюджетным законодательством. Именно наличием различных источников финансирования и специальных норм, регламентирующих порядок расходов средств за счет соответствующих бюджетов, обусловлены особенности формы и субъекта, утверждающего объем таких расходов.
При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.
Тем не менее, такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных в соответствии с действующим законодательством (статья 168 Трудового кодекса РФ), должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. Из этого обязаны исходить все организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при установлении норм суточных.
При этом следует учитывать, что и постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 не ограничено право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы суточных в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ в большем размере, чем предусмотрено указанным постановлением, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доходы деятельности, а также за счет экономии.
Таким образом, Суд пришел к выводу, что данный нормативный правовой акт ограничивает только размер расходов на командировки, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не ограничивая их размера, если они покрываются за счет других источников, и не ставя организации, финансируемые из федерального бюджета, в неравное положение с другими организациями при применении статьи 168 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, Суду были представлены убедительные доказательства того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством также устанавливают размер суточных для организаций, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, выше установленного указанными постановлениями, тем самым, подтвердив, что и государственные служащие, работающие в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, не ставятся в неравное положение по сравнению с работниками организаций, не финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.
Основываясь на вышеизложенном, а также исходя из того, что согласно подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, налоговых агентов, установленные данным Кодексом, или иным образом противоречит буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса РФ, и руководствуясь статьями 167—170 и 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд РФ своим решением от 26.01.2005 № 16141/04 признал письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками» не соответствующим Налоговому кодексу РФ и не действующим полностью.
Это означает, что суммы суточных, выплаченных работникам сверх нормы, установленной постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и от 02.10.2002 № 729, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Поясняя значение принятого Высшим Арбитражным Судом РФ решения, Минфин России в своем письме от 21.03.2005 № 03-05-01-04/62 на частный запрос указал следующее.
Пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не полежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.
При этом указано, что при оплате работодателем расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно и ряд других расходов, связанных с командировкой. То есть, еще раз указывается, что в отношении таких расходов как суточные, в отличие от расходов на проезд, по найму жилого помещения и иных, законодательством должны быть установлены соответствующие нормы.
Статьей 168 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что «в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:


-

расходы по проезду;

-

расходы по найму жилого помещения;

-

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

-

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации».
То есть, Трудовой кодекс РФ не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных). Таким образом, Трудовой кодекс РФ лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.

О новых нормах расходов на выплату суточных при загранкомандировках для исчисления налога на прибыль организаций

В середине текущего года также были внесены изменения в указанное в предыдущей части настоящего материала постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. С 01.01.2006 нормы расходов организаций на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, установленные указанным постановлением, должны применяться с учетом изменений, внесенных постановлением Правительством РФ от 13.05.2005 № 299 (табл. 1).

Таблица 1

Нормы расходов организаций на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, применяемые с 01.01.2006

Страна

Нормы (долларов США)

 

при направлении в командировку на срок до 60 дней включительно из Российской Федерации и других стран

при направлении в командировку на срок свыше 60 дней из Российской Федерации и других стран <*>

Австралия

60

42

Австрия

66

46

Азербайджан

57

40

Албания

67

47

Алжир

65

46

Ангола

80

56

Андорра

62

43

Антигуа и Барбуда

69

48

Аргентина

64

45

Армения

57

40

Афганистан

80

56

Багамские Острова

64

45

Бангладеш

67

47

Барбадос

68

48

Бахрейн

66

47

Белоруссия

57

40

Белиз

59

41

Бельгия

64

45

Бенин

66

46

Бермудские Острова

69

48

Болгария

55

39

Боливия

63

44

Босния и Герцеговина

60

42

Ботсвана

64

45

Бразилия

58

41

Бруней

57

40

Буркина-Фасо

72

50

Бурунди

74

52

Вануату

68

48

Великобритания

69

48

Венгрия

61

43

Венесуэла

64

45

Вьетнам

63

44

Габон

70

49

Гаити

61

43

Гайана

67

47

Гамбия

62

43

Гана

66

46

Гватемала

68

48

Гвинея

66

46

Гвинея-Бисау

91

64

Германия

65

46

Гибралтар

69

48

Гондурас

75

53

Гренада

92

64

Греция

58

41

Грузия

54

38

Дания

70

49

Джибути

75

53

Доминиканская Республика

59

41

Египет

60

42

Замбия

68

48

Заморские территории Франции

65

46

Зимбабве

57

40

Израиль

70

49

Индия

62

43

Индонезия

69

48

Иордания

62

43

Ирак

81

57

Иран

62

43

Ирландия

65

46

Исландия

70

49

Испания

62

43

Италия

65

46

Йемен

66

46

Кабо-Верде

64

45

Казахстан

55

39

Каймановы Острова

69

48

Камбоджа

68

48

Камерун

69

48

Канада

62

43

Катар

58

41

Кения

66

46

Кипр

59

41

Киргизия

56

39

Китай

67

47

Китай (Гонконг)

67

47

Китай (Тайвань)

67

47

Корейская Народно-Демократическая Республика

65

46

Колумбия

65

46

Коморские Острова

86

60

Конго

85

60

Демократическая Республика Конго

76

53

Коста-Рика

63

44

Кот-д'Ивуар

74

52

Куба

65

46

Кувейт

59

41

Лаос

64

45

Латвия

55

39

Лесото

61

43

Либерия

78

55

Ливан

73

51

Ливия

70

49

Литва

57

40

Лихтенштейн

71

50

Люксембург

61

43

Маврикий

63

44

Мавритания

67

47

Мадагаскар

64

45

Макао

67

47

Македония

60

42

Малави

66

46

Малайзия

60

42

Мали

70

49

Мальдивы

67

47

Мальта

61

43

Марокко

58

41

Мексика

64

45

Мозамбик

68

48

Молдавия

53

37

Монако

65

46

Монголия

59

41

Мьянма

65

46

Намибия

61

43

Науру

60

42

Непал

65

46

Нигер

78

55

Нигерия

72

50

Нидерланды

65

46

Никарагуа

68

48

Новая Зеландия

65

46

Новая Каледония

60

42

Норвегия

79

55

Объединенные Арабские Эмираты

60

42

Оман

62

43

Пакистан

69

48

Палау, остров

63

44

Панама

64

45

Папуа - Новая Гвинея

68

48

Парагвай

57

40

Перу

63

44

Территория под управлением Палестинской национальной администрации

70

49

Польша

56

39

Португалия

61

43

Пуэрто-Рико

72

50

Республика Кирибати

75

52

Республика Корея

66

46

Руанда

72

50

Румыния

56

39

Сальвадор

68

48

Самоа

64

45

Сан-Марино

65

46

Сан-Томе и Принсипи

74

52

Саудовская Аравия

64

45

Свазиленд

65

46

Сейшельские Острова

71

50

Сенегал

70

49

Сент-Люсия

69

48

Сербия и Черногория

60

42

Сингапур

61

43

Сирия

62

43

Словакия

59

41

Словения

57

40

Содружество Доминики

69

48

Соломоновы Острова

56

39

Сомали

70

49

Судан

78

55

Суринам

69

48

Соединенные Штаты Америки

72

50

Сьерра-Леоне

69

48

Таджикистан

60

42

Таиланд

58

41

Танзания

66

46

Того

65

46

Тонга

54

38

Тринидад и Тобаго

68

48

Тунис

60

42

Туркменистан

65

46

Турция

64

45

Уганда

65

46

Узбекистан

59

41

Украина

53

37

Уругвай

60

42

Фиджи

61

43

Филиппины

63

44

Финляндия

62

43

Франция

65

46

Хорватия

63

44

Центральноафриканская Республика

90

63

Чад

95

67

Чехия

60

42

Чили

63

44

Швейцария

71

50

Швеция

65

46

Шри-Ланка

62

43

Эквадор

67

47

Экваториальная Гвинея

79

55

Эритрея

68

48

Эстония

55

39

Эфиопия

70

49

Южно-Африканская Республика

58

41

Ямайка

69

48

Япония

83

58

 

<*> Указанные нормы также применяются при направлении в командировку работников загранучреждений Российской Федерации, филиалов (представительств) российских организаций за границей в пределах страны, где находится указанное загранучреждение, филиал (представительство), независимо от срока командировки.

 

 

Также по этой теме: