Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2010

Д. Л. Щур

главный редактор журнала
«Кадры предприятия», к.э.н.

В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых не обходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 

Минздравсоцразвития России своим письмом № 205Н от 01.04.20101 утвердило Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Этим же письмом Департаменту заработной платы, охраны труда и социального партнерства поручено ведение реестра аккредитованных организаций, оказывающих услу­ги в области охраны труда (далее — реестр).

Начина с 01.10.2010 организации, оказывающие дан­ные услуги могут осуществлять свою деятельность в этой сфере только после прохождения аккредитации (еще раз напомним, что это требование не распространяется на отдельных специалистов, оказывающих такие услуги по гражданско-правовым договорам).

Перечень услуг в области охраны труда, дл  оказания которых необходима аккредитация  (далее - Перечень), включает в себя:

  • осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, числен­ность работников которого не пре­вышает 50 человек;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • обучение работодателей и работни­ков вопросам охраны труда.

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется  в целях:

  • подтверждения компетентности орга­низаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;
  • подтверждения полномочий органи­заций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтвержде­ние наличия у них необходимой материально-технической базы;
  • обеспечения гарантий ответствен­ности организаций перед заинтере­сованными лицами — получателями услуг в области охраны труда.

Согласно установленному вышеназ­ванным нормативным правовым актом порядку аккредитация  организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, основывается на принципах:

  • открытости и доступности правил аккредитации;
  • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккреди­тацию;
  • недопустимости ограничения конку­ренции и создания препятствий к аккредитации;
  • обеспечения равных условий организациям, претендующим на получе­ние аккредитации.

Аккредитация осуществляется в уве­домительном порядке.

Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, указанных в Перечне, представляет в Минздравсоцразвития России заявление в произвольной форме.

В этом заявлении указываются:

  • полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наиме­нование юридического лица в соот­ветствии с записью в Едином госу­дарственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;
  • почтовый адрес места нахождения организации (с указанием индекса);
  • государственный регистрационный номер юридического лица;
  • сведения о документе, подтверждаю­щем факт внесения записи о юриди­ческом лице в ЕГРЮЛ (дата, номер, кем выдан);
  • идентификационный номер нало­гоплательщика;
  • сведения о документе, подтвержда­ющем факт постановки организации на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан);
  • вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация . Согласно разъясне­нию Минздравсоцразвития России данная информация приводится в точном соответствии с формулиров­кой, указанной в Перечне услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;
  • сведения о наличии в уставе органи­зации в качестве одного из видов деятельности «оказание услуг в области охраны труда». В качестве подтверждения заявитель вправе при­ложить к заявлению копию устава организации или выписку из устава, содержащие запись о наличии ука­занного вида деятельности;
  • сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охра­не труда, а также справочной доку­ментации по охране труда. В качестве подтверждения наличия справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда, по мнению Минзрасоцразвития России, заявителем могут быть указаны сведения о наличии регулярно обновляемой справочной правовой системы, а также реквизитов (номер и дата заключения) договора по ее обслужи­ванию и периодичности обновления.

Далее следуют не столь однозначные требования по указанию:

  • сведений об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о призна­нии организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккреди­тации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;
  • сведений об отсутствии решения о приостановлении деятельности орга­низации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Феде­рации об административных правонарушениях, на день подачи заявления.

Данные нормы, скорее всего, конс­труировались по аналогии с требованиями к условиям допуска организаций к участию в торгах, указанным в Феде­ральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл государственных и муници­пальных нужд». Данная процедура полу­чила четкую регламентацию в письме ВАС РФ от 19.07.2006 № С1-7/ОКУ-788 «О применении пункта 3 статьи 12 Феде­рального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ» . Так, в частности, «одним из условий допуска является представление ... све­дений, в том числе о наличии или отсутствии процедуры банкротства или ликвидации в отношении конкретного участника размещения заказа. Такими данными располагает только арбитраж­ный суд, следовательно, суд и должен предоставить необходимые сведения в форме справки за подписью председателя суда или его заместителя.

Сведения о приостановлении деятельности участника ... заявитель может получить в службе судебных приставов (стать 32.12 КоАП), сведения о нали­чии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам — в налоговом органе».

Однако в вышеназванном письме было отмечено, что запросить от арбитражного суда сведения, указан­ные в пункте 3 статьи 12 Закона, вправе только государственный заказчик (упол­номоченный орган), но не участники торгов, т. е . в любом случае — не сама организация.

Возвращаясь к анализу норм Правил аккредитации организаций, оказываю­щих услуги в области охраны труда, обратим внимание читателей на то, что вышерассмотренные нормы представляют собой определенные ограничения, которые в соответствии с ч. 3 статьи 55 Конституции РФ могут быть ограниче­ны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в цел х защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства. Если в отношении условий допуска организаций к участию в торгах такие ограничения введены Федераль­ным законом, то в отношении организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, эти нормы вводятся при­казом Минздравоцразвития России, что не согласуется с общим принципом, заложенным в Конституции РФ.

Вероятно, именно по этим причи­нам в письме Минздравсоцразвития России от 20.07.2010 № 22-3/10/2-6080, разъясняющем порядок аккредитации указано, что данные сведения не требуют документального подтверждения . Таким образом, представляется, что заявитель просто должен указать на отсутствие в отношении него вышеописанных проце­дур на день подачи заявления. И только в случае, если при проверке обнаружится несоответствие сведений установленным требованиям, заявителю будет отказано в аккредитации.

Далее организация, предполагающая осуществление функции службы охра­ны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работ­ников которого не превышает 50 чело­век, в дополнение к вышеперечислен­ным сведениям указывает в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государс­твенного образца, и стаже их практичес­кой работы в области охраны труда.

В качестве сведений о наличии у заявителя соответствующих специалис­тов, имеющих высшее профессиональ­ное образование, подтвержденное документом государственного образца, необходимый стаж практической рабо­ты в заявляемой области рекомендуется указывать сведения о персонале заявителя, включающие фамилию, имя, отчество сотрудника, его должность, ссылку на то, находится ли данный сотрудник в штате организации или является внештатным экспертом, обра­зование сотрудника (наименование учебного заведения, специальность, год окончания), стаж работы в заяв­ленной области. Кроме того, заявитель может указать сведения о специальной подготовке, переподготовке и повыше­нии квалификации указанных специа­листов (где проводилась, номер и дата протокола, свидетельства, аттестата и т.п.). Заявитель наряду с указанием све­дений в заявлении также вправе прило­жить копии соответствующих докумен­тов (дипломов, штатного расписания и др.), содержащие упомянутые сведения о его персонале . В целях ускорения про­цесса обработки поступающих сведений рекомендуется представлять их, по воз­можности, в табличной форме.

Организация, предполагающая осу­ществление функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестующая организа­ция), указывает в заявлении:

  • сведения о наличии соответствую­щих специалистов, их образовании и стаже практической работы по про­ведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аккредитованной испыта­тельной лаборатории, осуществляющей измерительные и оценочные работы, предусмотренные действую­щим порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда , включая инструментальную оценку физических, химических производс­твенных факторов, оценку тяжести и напряженности трудового процесса, оснащенной аттестованным испыта­тельным оборудованием и поверенны­ми средствами измерений, включа оборудование и средства измерения, предназначенные для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электроматнитные пол и излучения различной природы, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальна , обща ), аэрозоли (пыли), освещение, аэрационный состав воздуха) и химических факторов (химические вещества, смеси, в т. ч . некоторые вещества биологической природы (антибиоти­ки, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа);
  • сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, соответствующего требованиям действующего законодательства, а также о системе учета и хранения результатов работ, выполненных при аттестации рабочих мест по условиям труда.

Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий определе­ны ГОСТ Р 51000.4-2008, утвержден­ным приказом Ростехрегулировани от 25.12.2008 № 740-ст. Правила аккреди­тации испытательных лабораторий (цен­тров) в целях подтверждения их ком­петентности, обеспечения доверия к их деятельности и создания условий для признания результатов этой деятельности установлены постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по серти­фикации и испытательных лаборато­рий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия» (вместе с Положением об аккредита­ции органов по сертификации и испы­тательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтвержде­нию соответствия). В соответствии с указанным постановлением орган по аккредитации испытательной лаборатории — это определяемый Правительс­твом РФ федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В соответствии с подпунктом 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве по техничес­кому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294, полномочия по про­ведению в установленном пор дке работ по аккредитации возложены на Ростехрегулирование. В этой связи в качестве компетентных органов (систем) аккредитации, осуществляющих аккре­дитацию испытательных лабораторий и, соответственно, выдающих указанным лабораториям надлежащие документы об аккредитации, могут быть признаны Ростехрегулирование (система аккредитации ГОСТ-Р) и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию испытательных лабо­раторий в соответствии с предоставлен­ными полномочиями.

При этом область аккредитации испытательной лаборатории должна охватывать оценку всех производствен­ных факторов, предусмотренных Пра­вилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и Порядком проведения аттеста­ции рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Соответствующие определения, классификация производственных факторов определены гигиеническими критериями и Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В качестве сведений об аттестован­ном измерительном оборудовании и поверенных средствах измерения, пред­назначенных для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электромагнитные поля и излучения различной природы, иони­зирующие излучения, производствен­ный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозо­ли (пыли), освещение, аэрационный состав воздуха) и химических факто­ров (химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препара­ты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа), рекомен­дуется указывать:

  • наименование средства измерения, страну-изготовителя;
  • тип (марку) средства измерения;
  • заводской номер оборудования или средства измерения;
  • номер государственной регистрации в государственном реестре средств измерения;
  • номер и срок действия сертификата соответствия;
  • год выпуска и год ввода в эксплуа­тацию;
  • реквизиты свидетельства о поверке (номер, дата выдачи, срок действия свидетельства о поверке и наимено­вание органа, выдавшего свидетель­ство о поверке).

В целях ускорения процесса обра­ботки поступающих сведений о средс­твах измерения рекомендуется представлять их в табличной форме.

В качестве источника сведений о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ и его соответствия требованиям действу­ющего законодательства к заявлению может быть приложена копи руко­водства.

Сведения о системе учета и хранения результатов работ, выполненных при аттестации рабочих мест по условиям труда, излагаются в заявлении (либо в прилагаемой справке, состав­ленной в произвольной форме).

Что касается организации, осуществляющей функции по проведению обучения работодателей и работников вопро­сам охраны труда (далее — обучающая организация) — она в дополнение к базовому перечню сведений указывает в заявлении:

  • сведения о документах (номер, дата, кем выданы), подтверждающих пра­во осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполни­тельной власти;
  • сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопро­сам охраны труда, а также об учебно-методических материалах, использу­емых при проведении обучения;
  • сведения о кадровом составе обучаю­щей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30% преподавателей, рабо­тающих в организации на штатной основе, от общего числа преподава­телей, их образовании;
  • сведения о технических средствах обучения, включая технические средс­тва обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в про­цессе обучения;
  • сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране тру­да и проверки знаний требований охраны труда.

Сведения о документах, подтверж­дающих право осуществления образова­тельной деятельности в области охраны труда, выданных в установленном поряд­ке уполномоченным органом исполни­тельной власти, должны содержать рек­визиты (номер, дата, кем выданы) соответствующих документов.

К заявлению может быть приложен перечень программ обучения, утверж­денных руководителем обучающей организации, а также копии соответс­твующих программ.

Сведения о наличии технических средств обучения, включая техничес­кие средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, рекомендуется изла­гать в форме перечня указанных средств.

Сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда излагаются в заявлении (либо в прилагаемой справке, состав­ленной в произвольной форме).

Заявление заполняется на бланке организации, подписывается руководи­телем организации и заверяется печа­тью организации.

К заявлению прилагаются:

  • копия выписки из ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в нало­говом органе.

В качестве справочной информации заявитель по желанию может также сообщить о себе дополнительные сведения (например, номера контактных телефонов и факсов организации, ответственных должностных лиц, адре­са сайта и электронной почты органи­зации в сети Интернет, коды организа­ции в соответствии с утвержденными общероссийскими классификаторами, сведения о добровольной сертифика­ции и аккредитации; информация о вступлении в состав саморегулируемой организации и др.).

Заявитель также вправе предоставить вместе с заявлением копии докумен­тов, содержащих сведения, указанные в Правилах аккредитации.

Все представленные копии документов должны быть заверены подписью руководителя заявителя и печатью заявителя.

Требовать от заявителя представления других документов, помимо выше­перечисленных, не допускается.

Заявление вместе с копиями предус­мотренных документов представляется заявителем в Минздравсоцразвития России непосредственно или направляется почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.

Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения следующих сведений в реестр аккредито­ванных организаций, оказывающих услу­ги в области охраны труда:

а) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наимено­вание заявителя, его организационно-правовая форма;
б) почтовый адрес места нахождения заявителя;
в) государственный регистрационный номер заявителя;
г) идентификационный номер налого­плательщика, дата постановки заявителя на учет в налоговом органе;
д) вид услуги в области охраны труда, на оказание которой осуществляется аккредитация;
е ) дата поступления заявления и его регистрационный номер;
ж) сведения, установленные дл обуча­ющих и аттестующих организаций, а также организаций, предполагаю­щих осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, числен­ность работников которого не пре­вышает 50 человек.

Также по этой теме: