Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    Законодательное изменение порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: содержание и последствия

Законодательное изменение порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: содержание и последствия

Законодательное изменение порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: содержание и последствия

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2011

К Федеральному закону от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательом социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и к новой Редакции Федерального закона от 29.12.2006 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудос пособности и в связи с материнством»

В продолжение реформирования системы социаль ного и пенсионного страхования существенным изменениям подвергся и Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социаль ном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»**. Рассмотрим содержание новых редакций и новелл Федерального закона № 255-ФЗ, поя вившихся с 01.01.2011 в результате принятия Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страхо вании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и проанализируем их последствия.

Первое изменение в часть 2 статьи 1.1 Федерального зако на № 255-ФЗ носит юридико-технический и уточняющий характер: из системы актов законодательства исключен Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и приведены рек визиты Федерального закона «О страховых взносах в Пен сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль ные фонды обязательного медицинского страхования».

Одна из новелл заключается в увеличении количества дней временной нетрудоспособности, оплачиваемых за счет страхователей, то есть производящих выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхова нию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии 1) организаций — юридичес ких лиц, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранных юридических ли, компаний и других корпоративных образований, обла дающих гражданской правоспособнос тью, созданных в соответствии с законо дательством иностранных государств, международных организаций, филиалов и представительств указанных иностран ных лиц и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации, 2) индивидуальных пред принимателей, в т.ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств, 3) физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. С 01.01.2011 посо бие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоот ношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетру доспособности и в связи с материнством)* за первые 3 (а не 2, как прежде) дня вре менной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начи ная с 4-го (а не 3-го, как до 01.01.2011) дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС России.

С 01.01.2011 страхователи получили возможность осуществлять проверку сведений о страхователе (страховате лях), выдавшем (выдавших) работнику справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган по форме и в порядке, которые должны быть установ лены Минздравсоцразвития России.

Существенным образом дополнились и обязанности страхователя: теперь он помимо выплаты страхового обеспече ния при наступлении страховых случаев обязан выдать работнику в день прекра щения работы (службы, иной деятель ности) или по письменному заявлению работника после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сум ме заработка, и за текущий календарный год, на которую были начислены страхо вые взносы, по форме и в порядке, уста новленным Минздравсоцразвития Рос сии (см. далее). Корреспондирующее данной обязанности страхователя право работника сформулировано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 Федерального закона № 255-ФЗ как право беспрепятственно получать соответствующую справку о сумме своего заработка.

В соответствии с уточненной редак цией части 2 статьи 5 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам при наступлении страховых случаев, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социаль ному страхованию именно на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не просто обязательно му социальному страхованию. Аналогич но дополнена часть 2 статьи 7 Федераль ного закона № 255-ФЗ.

Существенно уточнен порядок выпла ты пособия по временной нетрудоспо собности в период простоя. Согласно новой редакции части 7 статьи 7 Феде рального закона № 255-ФЗ в случае вре менной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим прави лам. В связи с этой поправкой установ ленный частью 1 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ перечень периодов, за которые пособие по временной нетру доспособности не назначается, дополнен периодом простоя, за исключением слу чаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 Федерального закона.

Юридико-техническое, на первый взгляд, изменение части 2 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ, имеет более принципиальное значение: согласно уточненной редакции в случае, если работ ник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей и в 2 предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособнос ти, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы службы, иной деятель ности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельнос ти) по выбору работника и исчисляются исходя из среднего заработка, опреде ляемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятель ности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. При откло нении описанных условий занятости вопросы будут решаться в соответствии с новыми частями 2.1 и 2.2 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ, соглас но которым:

  1. если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах был занят у других страхователей (другого страховате ля), то пособия по временной нетру доспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачи ваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работ ника;
  2. если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соот ветствии с частью 2 статьи 13 Феде рального закона № 255-ФЗ страхо вателями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у стра хователя, назначающего и выплачива ющего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбо ру работника.

Согласно новой редакции части 5 ста тьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ с 01.01.2010 для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособнос ти, по беременности и родам работник представляет не только выданный меди цинской организацией листок нетрудо способности и документы, но и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятель ности) у другого страхователя (у других страхователей). Если же речь идет о выплате указанных пособий территори альным органом социального страхова ния, то наряду с листком нетрудоспособности и документами, подтверждающими страховой стаж, с 01.01.2011 должна будет представляться справка (справки) о сум ме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

Одновременно (в указанных в пунктах 1 и 2 случаях занятости у нескольких страхователей) работник при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из пос ледних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника представ ляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у дру гого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществлялась. Поскольку из Федерального зако на № 255-ФЗ не следует, что форма такой справки должна быть утверждена в нор мативном порядке, представляется, что работодатели могут определить ее форму самостоятельно. В качестве основы для разработки может использоваться следую щая форма:

Такая справка может быть составлена и по иной форме, например, учитывающей концепцию и структуру утвержденной Минздравсоцразвития России справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на кото рую были начислены страховые взносы (см. далее).

В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник помимо заявления о назначении посо бия, свидетельства о рождении (усынов лении) ребенка, за которым осуществля ется уход, и его копии либо выписки из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельства о рождении (усы новлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копии, справки с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при необ ходимости еще и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

В соответствии с новой частью 71 ста тьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетру доспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, работник может представить копию такой справки, заверенную в уста новленном порядке.

Законодатель предусмотрел регули рование и на случаи, когда работник не может представить справку в связи с прекращением деятельности бывши ми работодателями, по иным причинам. В соответствии с частью 72 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ в слу чае, если работник не имеет возможнос ти представить справку (справки) о сум ме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страховате лями) либо по иным причинам, страхо ватель, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган социального страхования страховщика, назначающий и выплачивающий посо бие в установленных случаях, по заяв лению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенси онного фонда РФ о представлении све дений о заработной плате, иных выпла тах и вознаграждениях работника у соответствующего страхователя (соот ветствующих страхователей) на осно вании сведений индивидуального (пер сонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма заявления работника, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запра шиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда РФ долж ны быть установлены Минздравсоцраз вития России.

Наиболее существенным изменением системы выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком является увеличение пери ода, за который рассчитывается средний заработок для исчисления указанных пособий: с 01.01.2011 он вместо 12 кален дарных месяцев составляет 2 календар ных года, предшествующих году наступ ления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпус ка по уходу за ребенком, в т.ч. время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхова телей). Согласно обновленной редакции части 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхова телей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Феде рального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выпла чивающего пособия. В случае, если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления ука занных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календар ные годы (календарный год) по заявле нию застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего зара ботка предшествующими календарными годами (календарным годом) при усло вии, что это приведет к увеличению раз мера пособия.

Очевидно, что в развитие новых норм Правительство РФ должно внести соот ветствующие изменения в утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 1100 Положение об исчис лении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и еже месячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан.

В соответствии с новой частью 1.1 ста тьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если работник в указанные периоды не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рас считанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже мини мального размера оплаты труда, установ ленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляют ся пособия по временной нетрудоспособ ности, по беременности и родам, ежеме сячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному раз меру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступле ния страхового случая. Если работник на момент наступления страхового слу чая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), сред ний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных слу чаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени работника. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть мень ше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, уста новленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государствен ных пособиях гражданам, имеющим детей».

В связи с увеличением периода, за который рассчитывается средний зарабо ток для исчисления пособий с 12 кален дарных месяцев до 2 календарных лет, в части 3 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ изменен и порядок опреде ления среднего дневного заработка: с 01.01.2011 средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за выше указанный период на 730.

Согласно дополненной редакции части 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по бере менности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соот ветствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхо вания Российской Федерации, Феде ральный фонд обязательного медицин ского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу дополненной части 3.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ сред ний заработок, исходя из которого исчис ляются пособия по временной нетрудо способности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребен ком, учитывается за каждый календар ный год в сумме, не превышающей уста новленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенси онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий ской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова ния и территориальные фонды обяза тельного медицинского страхования» на соответствующий календарный год пре дельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. В случае если назначе ние и выплата работнику пособий по временной нетрудоспособности, по бере менности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответс твии, средний заработок, исходя из кото рого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхо вателей. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по-прежнему исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умно жения среднего дневного заработка, рас считанного в вышеизложенном порядке, на 30,4.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 255-ФЗ тер риториальный орган социального стра хования страховщика в случаях, пре дусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 данного Федерального закона (утратив шему трудоспособность вследствие забо левания или травмы в течение 30 кален дарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности; также иным катего риям застрахованных лиц в случае пре кращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетру доспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможнос ти их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмот ренной Гражданским кодексом РФ), назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня представления застрахованным лицом соответс твующего заявления и необходимых документов. Чтобы не лишать застрахо ванных, не имеющих возможность пред ставить необходимые документы, права на пособия, законодатель предусмотрел дополнение статьи 15 Федерального закона № 255-ФЗ новой частью 2.1, согласно которой в случае отсутствия у застрахованного лица на день обраще ния за пособиями по временной нетру доспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (террито риального органа страховщика) сведе ний и документов; после представления застрахованным лицом указанной справ ки (справок) о сумме заработка произ водится перерасчет назначенного посо бия за все прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествующих дню представления справки (справок) о сум ме заработка.

Справки, содержащие неверные све дения о сумме заработка, из которого были исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, дополнили приведенный в части 4 статьи 15 Федерального закона № 255-ФЗ перечень оснований взыска ния сумм указанных пособий, излишне выплаченных застрахованному лицу.

Принципиальным нововведением является включение в Федеральный закон № 255-ФЗ новой статьи 15.1, устанавливающей ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, еже месячного пособия по уходу за ребенком. Согласно ее нормам физические и юри дические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащих ся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособ ности, по беременности и родам, ежеме сячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недосто верных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причи ненный ущерб в порядке, установлен ном законодательством Российской Федерации.

В статьях 2 и 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обя зательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регламенти руются вопросы, связанные с примене нием измененных норм Федерального закона № 255-ФЗ до 01.01.2011 и после указанной даты.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ за период до 1 января 2010 года, а для лиц, работа ющих по трудовым договорам в органи зациях и у индивидуальных предприни мателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 янва ря 2011 года средний заработок для исчисления пособий по временной нетру доспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребен ком в соответствии со статьей 14 Феде рального закона № 255-ФЗ «Об обязатель ном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федераль ного закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахован ного лица, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Феде ральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обяза тельного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и не превы шают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, установ ленную в 2010 году. В соответствии с час тью 4 статьи 8 названного Федерального закона база для начисления страховых взносов в отношении каждого физичес кого лица устанавливалась на 2010 год в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Сведения об указанных выпла тах и вознаграждениях в пользу работ ника за соответствующий период указы ваются в справке о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждени ях, представляемой страхователем.

При применении положений части 3.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции средний заработок, исходя из которого исчисляются посо бия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитыва ется за период до 01.01.2010 за каждый календарный год в сумме, не превыша ющей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, установ ленную Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Рос сийской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного меди цинского страхования и территориаль ные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

Наконец, согласно статье 3 Федераль ного закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ положения Федерального закона № 255-ФЗ в новых и вышерассмотренных редакци ях применяются при назначении, исчис лении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по ухо ду за ребенком по страховым случаям, наступившим после 01.01.2011. По страхо вым случаям, наступившим до 01.01.2011, пособия по временной нетрудоспособ ности, по беременности и родам, ежеме сячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Феде рального закона № 343-ФЗ за период после 01.01.2011, если размер соответс твующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ в редакции Федерального закона № 343-ФЗ, превышает размер соответствующего пособия, полагаю щийся по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011. Несложно представить, что понимая содержание указанной нормы, работники будут просить бухгалтерии работодателей, а иные застрахованные лица — территориальные органы, произ вести расчет причитающихся пособий по нормам Федерального закона № 255-ФЗ сразу в двух редакциях — действовав шей до 01.01.2011 и вступившей в силу после 01.01.2011.

На момент подписания номера в печать приказ Минздравсоцразвития России об утверждении формы справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и за текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и поряд ка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обраще ния за справкой, и за текущий календарный год, на которую были начислены стра ховые взносы, опубликован не был. Однако представление об основном содержании указанных документов можно составить на основе проекта приказа Минздравсоц развития России, размещенного на сайте Министерства.

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011"

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы