Изменения законодательства о страховых взносах: содержание и последствия для работодателей



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2011


Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Анализ динамики редактирования изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Рос сийской Федерации, Фонд социального страхования Рос сийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» дает основа ния предполагать, что по скорости и количеству вноси мых изменений он может догнать часть вторую Налого вого кодекса РФ. Очередной блок изменений, вступивших в силу 01.01.2011, был внесен Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федераль ный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Рос сийской Федерации, Фонд социального страхования Рос сийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обя зательного медицинского страхования» и отдельные зако нодательные акты Российской Федерации».

Объектом настоящего исследования являются новые редакции и новеллы Федерального закона № 212-ФЗ, а так же иных федеральных законов, имеющих отношение к рабо тодателям.

Одной из первых новелл Федерального закона № 212-ФЗ, на которой представляется необходимым остановиться, является его новая статья 51, регулирующая вопросы пред ставительства в регулируемых Федеральным законом отно шениях, отсутствие которой вело к возникновению споров о правомерности представления интересов организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих как пла тельщики взносов и др., что в свою очередь осложняло при менение Федерального закона.

С 01.01.2011 вопросы представительства будут разре шаться в соответствии с названной статьей 51, в части 1 которой установлено, что плательщик страховых взносов может через законного или уполномо ченного представителя участвовать в отношениях, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обя зательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского стра хования и территориальные фонды обя зательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхова ние, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислени ем) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законо дательства Российской Федерации о страховых взносах, если участие пред ставителя в указанных отношениях не исключено данным Федеральным зако ном № 212-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 51 личное участие плательщика страховых взносов в таких отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страхо вых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.

Как следует из частей 3—9 статьи 51 полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть доку ментально подтверждены в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами, что, в частности, означает следующее:

  1. законный представитель плательщи ка страховых взносов — организации в своем представительстве основыва ется на требованиях закона или учре дительных документов организации. Законными представителями плательщика страховых взносов — физи ческого лица признаются лица, выступающие в качестве его законно го представителя в соответствии с гражданским законодательством Рос сийской Федерации. Их статус под тверждается такими документами, как свидетельство о рождении, решение суда об установлении опеки и назначе нии опекуна, др. В соответствии с час тью 6 анализируемой статьи действия (бездействие) законных представите лей плательщика страховых взносов, совершенные в связи с участием этого плательщика страховых взносов в отно шениях, регулируемых Федеральным законом № 212-ФЗ, признаются дейс твиями (бездействием) этого платель щика страховых взносов;
  2. уполномоченный представитель пла тельщика страховых взносов дейс твует на основании доверенности. Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов при знается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взно сов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Рос сийской Федерации о страховых взно сах. Доверенность уполномоченному представителю плательщика страхо вых взносов — организации выдается в порядке, установленном гражданс ким законодательством Российской Федерации. Доверенность же уполно моченного представителя плательщи ка страховых взносов — физического лица должна быть нотариально удосто веренной доверенностью или прирав ниваться к удостоверенной в соответс твии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 51 Федерального закона№ 212-ФЗ не могут быть уполномоченными пред ставителями плательщика страховых взносов:

  • должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, нало говых органов, таможенных органов, органов внутренних дел;
  • судьи, следователи и прокуроры.

На наш взгляд, существеннейшим образом скорректировано определение объекта обложения страховыми взно сами в части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ: теперь к выплатам и вознаграждениям, признаваемым объектом обложения страховыми взно сами, будут относиться выплаты и воз награждения, начисляемые платель щиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых дого- воров, а не начисляемые «по трудовым договорам и гражданско-правовым дого ворам». Какой цели достигает законода тель данной поправкой? Как очевидно, охватить понятием «объект обложения страховыми взносами» значительно большее число выплат и вознагражде ний, в том числе те, которые выплачи ваются в соответствии не с договорами, а, например, с коллективными договора ми, локальными нормативными актами, иными правовыми актами, а также на основании решений учредителей (учас тников) организаций, собственников имущества организации и т.д.

При этом им сделано соответствую щее уточнение перечня сумм, не под лежащих обложению страховыми взно сами, в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ: с 01.01.2011 не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — работодателей, компенсационные вып латы за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9); помимо доходов (за исключением опла ты труда работников), получаемых чле нами зарегистрированных в установлен ном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севе ра от реализации продукции, получен ной в результате ведения ими традици онных видов промысла, от обложения страховыми взносами также освобожда ются аналогичные доходы общин корен ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (дополненная редакция пунк та 4 части 1 статьи 9).

В новой части 41 статьи 14 Федераль ного закона № 212-ФЗ решен вопрос пропорционального определения разме ров страховых взносов для тех случаев, когда в расчетном периоде прекращается предпринимательская или профессио нальная деятельность. Согласно новой норме, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять пред принимательскую либо иную професси ональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, опреде ляется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в кото ром утратила силу государственная регистрация физического лица в качес тве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нота риуса, занимающегося частной практи кой. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календар ных дней этого месяца по дату государс твенной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предприни мателя, прекращения либо приостанов ления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Важным представляется и появив шееся в статье 15 Федерального закона № 212-ФЗ право плательщика страхо вых взносов в пределах расчетного пери ода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социаль ному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате ринством над суммой начисленных стра ховых взносов по указанному виду обя зательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обяза тельному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 2.1 ста тьи 15).

В соответствии с изменениями, вно симыми в пункт 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ, меня ются сроки представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхова ние в фонды обязательно медицинского страхования: с 01.01.2011 такой расчет должен представляться ежеквартально, но не до 1-го числа второго календарно го месяца, следующего за отчетным периодом, а не позднее 15-го числа тако го месяца. Неприятной и обременитель ной новеллой для работодателей стало дополнение пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ новой обязанностью, суть которой состоит в том, что вместе с указанным расчетом по начис ленным и уплаченным страховым взно сам плательщик должен представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивиду- альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

На 1 день увеличен и срок представле ния в Фонд социального страхования РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай вре менной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обес печения по указанному виду обязатель ного социального страхования, произве денным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхова ния РФ: согласно уточненной редакции пункта 2 части 9 статьи 15 Федерально го закона № 212-ФЗ такие расчеты с 01.01.2011 должны будут предоставлять ся не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным, а не до 15-го числа, как ранее.

Принципиальным образом, на наш взгляд, решен вопрос последствий при нятия физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Если до 01.01.2011 частью 6 статьи 16 Федерального закона № 255-ФЗ физи ческому лицу вменялось информировать о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предприни мателя еще до подачи заявления, то с 01.01.2011 физическое лицо, прекратив шее деятельность в качестве индивиду ального предпринимателя до конца рас четного периода, обязано в 12-дневный срок с даты государственной регистра- ции прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуаль ного предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регис трации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуаль ного предпринимателя включительно.

Согласно дополненной части 8 ста тьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае непредставления плательщиком страховых взносов в установленные сро ки расчета по начисленным и уплачен ным страховым взносам срок уплаты страховых взносов считается наступив шим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистра ции прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуаль ного предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Вопрос уплаты страховых взносов в случае отсутствия банков, например, в удаленных административно-территори альных образованиях, получил надлежа щее правовое регулирование в Феде ральном законе № 212-ФЗ с 01.01.2011 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ. Так, в соответс твии с новыми частями 51—53 статьи 18 при отсутствии банка плательщики стра ховых взносов — физические лица могут уплачивать страховые взносы через кас су местной администрации либо через организацию федеральной почтовой свя зи. В этом случае местная администра ция и организация федеральной почто вой связи обязаны:

  1. принимать денежные средства в счет уплаты страховых взносов, правиль но и своевременно перечислять их в соответствующие бюджеты государс твенных внебюджетных фондов на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому плательщи ку страховых взносов. При этом пла та за прием денежных средств не взи мается;
  2. вести учет принятых в счет уплаты страховых взносов и перечисленных денежных средств в соответствующие бюджеты государственных внебюд жетных фондов по каждому платель щику страховых взносов;
  3. выдавать при приеме денежных средств плательщикам страховых взносов кви танции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администраци ей, утверждается органами контроля за уплатой страховых взносов;
  4. представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов (долж ностным лицам) по их запросам доку менты, подтверждающие прием от плательщиков страховых взносов — физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов и их перечисление в бюджеты государс твенных внебюджетных фондов.

Денежные средства, принятые мест ной администрацией от плательщика страховых взносов — физического лица в наличной форме, в течение 5 дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной поч товой связи для их перечисления в бюд жет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствую щий счет Федерального казначейства.

В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средс тва, принятые от плательщика страхо вых взносов — физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федераль ной почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государс твенного внебюджетного фонда, указан ный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеуказанных обязаннос тей местная администрация и организа ция федеральной почтовой связи будут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федера ции. При этом применение мер ответс твенности не освобождает местную администрацию и организацию феде ральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджет соответствующе го государственного внебюджетного фонда денежные средства, принятые от плательщиков страховых взносов — физических лиц в счет уплаты и пере числения сумм страховых взносов.

Статья 18 дополнена частями 8—11, подробнейшим образом регламентирую щими порядок перечисления страховых взносов, пеней и штрафов, проведением сверок, контроля за совершением банка ми соответствующих операций. В соот ветствии с частью 8 статьи 11 Федераль ного закона № 212-ФЗ поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответству ющий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные пра вила устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию с Цент ральным банком РФ. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошиб ки в оформлении поручения на перечис ление страховых взносов, пеней и штра фов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государствен ного внебюджетного фонда на соответс твующий счет Федерального казначейс тва, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за упла той страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и прина длежности платежа, отчетного (расчет ного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов. По предложению органа конт роля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов в соот ветствии с частью 9 статьи 18 Феде рального закона № 212-ФЗ может быть проведена совместная сверка уплачен ных плательщиком страховых взносов.

Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается платель щиком страховых взносов и уполномо ченным должностным лицом органа кон троля за уплатой страховых взносов.

Орган контроля за уплатой страхо вых взносов на основании части 10 ста тьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ вправе требовать от банка копию пору чения плательщика страховых взносов на перечисление страховых взносов в бюджет соответствующего государс твенного внебюджетного фонда на соот ветствующий счет Федерального казна чейства, оформленного плательщиком страховых взносов на бумажном носите ле. Банк обязан представить в орган кон троля за уплатой страховых взносов копию указанного поручения в течение 5 дней со дня получения требования органа контроля за уплатой страховых взносов.

На основании заявления плательщи ка страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности пла тежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расче тов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов, руководствуясь час тью 11 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ принимает решение об уточ нении основания, типа и принадлежнос ти платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и прина длежности платежа, отчетного (расчет ного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается орга ном контроля за уплатой страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществля ет пересчет пеней, начисленных на сум му страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соот ветствующего государственного внебюд жетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня при нятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточне нии основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом реше нии об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса пла тельщика страховых взносов орган кон троля за уплатой страховых взносов уве домляет плательщика страховых взносов в течение 5 дней после принятия данно го решения.

Как следует из части 12 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ, выше изложенные правила применяются так же в отношении пеней и штрафов.

По-иному с 01.01.2011 будет решать ся вопрос об излишне уплаченных стра ховых взносах. Согласно дополненной части 6 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ теперь зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно (ранее зачет мог производиться только на основании письменного заявления плательщика страховых взносов). Такое регулирование порядка зачета сумм излишне уплаченных страховых взно сов не препятствует плательщику стра ховых взносов представить в орган кон троля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возвра те) суммы излишне уплаченных стра ховых взносов по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России. С уче том этого решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взно сов в счет предстоящих платежей пла тельщика страховых взносов на основа нии дополненной части 7 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ при нимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов или со дня получения заявления плательщика стра ховых взносов.

Принципиальным с точки зрения уста новления баланса между обязанностями плательщиков взносов и обязанностями контроля за уплатой страховых взносов является возложение на последних обя занности соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодатель ства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответс твии с ним нормативных правовых актов (пункт 1 части 3 статьи 29 Федерально го закона № 212-ФЗ).

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011"

 

 

Также по этой теме: