Новеллы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2011


Коментарий к Федеральным за конам от 08.12.2010 № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федераль ный закон «Об обяза тельном социальном страховании от несчаст ных случаев на произ водстве и профессио нальных заболеваний», от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода тельные акты Российс кой Федерации в связи с принятием Федераль ного закона «Об обяза тельном медицинском страховании в Россий ской Федерации», от 08.12.2010 № 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное соци альное страхование от несчастных случаев на производстве и профес сиональных заболева ний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Законодательство об обязательном социальном стра ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний модернизируется вслед за обновлением общего законодательства о социаль ном страховании.

01.01.2011 вступили в силу изменения, внесенные в Феде ральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на произ водстве и профессиональных заболеваний»* сразу двумя федеральными законами.

Первый блок изменений внесен в Федеральный закон № 125-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обяза тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Их можно разделить на две группы: технические и принци пиальные.

К техническим можно отнести сквозное исключение по тексту Федерального закона слова «контракт» как разновид ности трудового соглашения. Такое решение законодателя представляется непоследовательным, поскольку, напри мер, Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муни ципальной службе в Российской Федерации», принятый спустя 5 лет после вступления в силу Трудового кодекса РФ, оперирует понятием трудового (контракта) как основания осуществления гражданами деятельности на должностях муниципальной службы, то есть муниципальными служба щими. Отношения между государственным органом и госу дарственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О госу дарственной гражданской службе Российской Федерации» возникают и реализуются на основании служебного контракта. С учетом изло женного такая юридико-техническая, на первый взгляд, правка может обусловить постановку вопроса о страховании в соот ветствии с нормами Федерального закона № 125-ФЗ государственных служащих и муниципальных служащих, ответ на который будет постигаться через анализ норм данного Федерального закона и других федеральных законов в совокуп ности и их системной связи.

Как следовало из пояснительной записки к проекту федерального зако на «О внесении изменений в Феде ральный закон «Об обязательном со циальном страховании от несчастных случаев на производстве и професси ональных заболеваний», он был под готовлен с целью унификации объекта и базы для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ по дан ному виду обязательного социального страхования, с соответствующими объ ектами и базой, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий ской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова ния и территориальные фонды обяза тельного медицинского страхования».

Вносимые законопроектом измене ния уточняют понятия «объект обложе ния страховыми взносами», «база для начисления страховых взносов», «стра ховой тариф» и вводят понятие «зарабо ток застрахованного» по аналогии с нор мами, предусмотренными Федеральным законом № 212-ФЗ.

Так, в соответствии с новой редак цией абзаца тринадцатого статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ под страховым тарифом в целях данного Федерального закона понимается став ка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных воз награждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взно-сов в соответствии со статьей 20.1 данного Федерального зако на. В свою очередь, согласно абзацу девятнадцатому статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ под заработком застра хованного лица понимаются все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по сов местительству) в пользу застрахован ного, выплачиваемых по трудовым дого ворам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.

Изменение, вносимое в абзац пер вый пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ, представляется не вполне корректным, поскольку в резуль тате изложения первого предложения абзаца исключается регулирование вопроса расчета размера утраченного застрахованным заработка в части уче та всех видов оплаты труда как по мес ту основной работы, так и по совмести тельству, на которые были начислены страховые взносы. При этом вносимое в предложение первое дополнение полностью воспроизводит содержание второго предложения, и, таким обра зом, возникает дублирование норм. Проиллюстрируем сказанное с помо щью табл. 1.

Согласно новой редакции абзаца четвертого пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ при исчислении среднемесячного заработка застрахованного, направленного страхователем для работы за пределы территории Российской Феде рации, учитываются как суммы заработка по основному месту работы, так и суммы заработка, начисленные в иностранной валюте (если на них начислялись страховые взносы), которые пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Россий ской Федерации, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.

К группе принципиальных изменений следует отнести дополнение Федерально го закона № 125-ФЗ новыми статьями 201 и 202.

Согласно статье 201 объектом обложения страховыми взносами по обязатель ному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес сиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачи ваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым дого вором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграж дений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 202 данного Федерального закона. Из данной нормы вытекает следующая новация — перечень выплат, на которые не начисляются указанные взно сы с 01.01.2011, теперь будет определяться не в соответствии с постановлением Пра вительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О Перечне выплат, на которые не начисля ются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации», а в соответствии с нормами непосредственно Федерального закона № 125-ФЗ.

В этой связи представляется целесообразным не только проанализировать содер жание перечня сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами по обяза тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и про фессиональных заболеваний, но и сравнить его с ранее действовавшим.

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011"

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста