Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    Анализ проекта новых правил аттестации рабочих мест по условиям труда

Анализ проекта новых правил аттестации рабочих мест по условиям труда

Анализ проекта новых правил аттестации рабочих мест по условиям труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №5 год - 2011

О.П. Фролов,
к.э.н.,
засл. экон. РФ

 

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ прямой обязанностью работодателей является создание безопасных условий труда. Задача государства — устанавливать минимальные гарантии и контролировать их обеспечение, гарантии более высокого уровня — итог коллективных переговоров. Аттестация рабочих мест по условиям труда становится основой, краеугольным камнем проводимых в сфере охраны труда реформ и является первым шагом при проведении оценки рисков. По результатам аттестации назначаются либо отменяются компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда.

До настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007.

В госинспекции труда работодателями предоставляется информация по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях. Так, в Российской Федерации за 2009 год в 10 тыс. организаций с количеством работников свыше 1 тыс. человек была проведена аттестация 538 тыс. рабочих мест с количеством работников 768 тыс. человек, занятых на этих рабочих местах.

Уровень проведения аттестации рабочих мест самый высокий в Уральском федеральном округе — 98% от общего количества рабочих мест и самый низкий — Северо-Западный федеральный округ — 57%, причем в таких областях, как Калининградская, он составил 22%, в Новгородской — 27,8%. По данным Роструда около полумиллиона работников заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными классами условий труда и (или) не соответствующих по  обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

Следует отметить, что как многие бизнесмены, так и эксперты по трудовым отношениям иначе как способом зарабатывания денег компаниями, предоставляющими услуги аттестации, не называют. Так, бизнес-ассоциации «Опора России» и «Деловая Россия» аттестацию рабочих мест ставят в список особо затратных статей для бизнеса.

Действующий порядок аттестации и аккредитации фирм, занимающихся аттестацией, исследуется экспертами в рамках института оценки регулирующего воздействия, и по ним проводятся публичные консультации с бизнесом. В ходе проведенных в феврале общественных слушаний в которых приняли участие представители Минздравсоцразвития России и организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, было отмечено, что государство должно отслеживать, как соблюдаются минимальные гарантии, в том числе по режиму работы, по характеру предоставления СИЗ, компенсациям за работу во вредных условиях труда. Появилась необходимость в актуализированной системе аттестации рабочих мест.

Требования к аттестующим организациям должны возрастать, что необходимо для формирования сообщества независимых профессионалов в области аттестации рабочих мест. Необходимо осуществлять проверки компаний, вошедших в реестр, на предмет качества оказываемых услуг, а недобросовестные организации будут удаляться с рынка. Кроме того, к ответственности будут привлечены и те организации, которые не имеют аккредитации, но продолжают оказывать услуги по аттестации, делая вид, что они только замеряют, а результаты оформляет сам работодатель.

Сама по себе аттестация рабочих мест, то есть подтверждение соответствия рабочих мест санитарным, профессиональным и прочим нормам, малопопулярна. По данным Координационного совета по охране труда и проблемам управления профессиональными рисками, только 10% предприятий, в основном с иностранными инвестициями, проводят аттестацию рабочих мест в полном объеме и на достаточном техническом и организационном уровне, половина же предприятий подходит к аттестации формально и под давлением трудинспекций. За непрохождение аттестации, которая по закону является обязательной, работодатели несут административную ответственность, но размеры штрафов невелики. Должностное лицо может быть оштрафовано на 1—5 тыс. руб., юридическое лицо — на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении специалистам компании грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Переаттестация из-за проблем в порядке аккредитации соответствующих структур крайне затратная процедура, по сути это неофициальный налог на рабочие места: в среднем стоимость аттестации рабочего места в компании оценивается в сумму около 2—2,5 тыс. руб. Специалисты натаивают на уточнении порядка аттестации, включая вопросы методики оценки травмоопасности, процесс обоснования установления скидок и надбавок, права и возможности аттестующей организации, трактовки определений и терминов и др.

На начало 2011 года число рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, по предварительным данным превысило 30%. Минздравсоцразвития Рссии уже несколько лет предлагает внедрить систему управления профессиональными рисками, суть которой в том, что работодатель платит меньший тариф в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если у него много «хороших» рабочих мест, и, наоборот, платит больше, если условия труда не соответствуют нормам.

Результаты аттестации должны быть использованы и для оценки профессионального риска, и поэтому очень важно до конца 2011 года внести поправки к Трудовому кодексу, которые введут в сферу охраны труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах.

В феврале Минздравсоцразвития России на своем сайте обнародовал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и предполагает уже с июля 2011 года ввести новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако эти сроки, на наш взгляд, являются условными, так как принятие приказа требует углубленной проработки и дополнительного согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект новых правил аттестации Минздравсоцразвития России предполагает более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также устанавливает более жесткие условия для аттестующих. Одно из главных новшеств порядка проведения аттестации — ввод в аттестационную комиссию дополнительного независимого эксперта: документ определяет, что в комиссию входит представитель профсоюза, а не только  представители работодателя и аттестующей организации, как в действующем порядке. Так, по данным опроса в целом бизнес вряд ли будет удовлетворен изменениями порядка аттестации: ее может проводить только организация, аккредитованная при Минздравсоцразвития России, в документе прямо указано, что она должна быть «неаффилированным лицом по отношению к работодателю.

Предлагаемый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению, оформлению и использованию результатов аттестации. Его требования распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей–физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Результаты аттестации используются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, о компенсациях;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • установления скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования принятия решения о приведении в соответствие наименований должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации на основании договора гражданско-правового характера.

При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

  • класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • класса условий труда по травмоопасности;
  • обеспеченности работников СИЗ.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует  государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №5/2011

 

Также по этой теме: