Новый перечень вредных и опасных производственных факторов



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №6 год - 2011


Е.В. Шестакова,
Генеральный директор
ООО «Актуальный
менеджмент»,
к.ю.н.

Работа с вредными и опасными производственными факторами предусматривает особенности организации труда в соответствии с трудовым законодательством. Например, согласно статье 213 Трудового кодекса РФ установлена обязанность к проведению медицинских осмотров, к обязательным условиям трудового договора в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ указываются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием  характеристик условий труда на рабочем месте, предусматривается возможность установления сокращенного рабочего времени (статья 92 Трудового кодекса РФ), ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 116 Трудового кодекса РФ), а также другие положения, связанные с предоставлением отпусков и иных льгот данным категориям работников. Вместе с тем в последнее время произошли некоторые изменения в законодательстве, а также сложилась определенная судебная практика, которые и будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Минздравсоцразвития приказом от 12.04.2011 № 302н планируется утвердить новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. В настоящее время вышеуказанный документ находится на регистрации в Минюсте. При этом до 1 января 2012 года будут действовать ранее действующие правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83.

Новый приказ от 12 апреля 2011 года предусматривает следующий перечень вредных работ:

  • работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по обслуживаниюподъемных сооружений;
  • работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках;
  • работы по охране и восстановлению лесов;
  • работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь;
  • работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением;
  • работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах;
  • работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение;
  • другие.

В целом новый перечень содержит 29 позиций, ранее перечень состоял из 31 позиции.

Правовое регулирование отдельных отраслей

Законодательные противоречия заключаются в наличии законодательных актов, регулирующих отдельные виды тяжелых видов работ в отдельных отраслях, нормативы по которым были утверждены еще в Советском Союзе. Однако законодательство не стоит на месте, но в отсутствие альтернативных норм вынуждает работодателей применять принятые давно нормы. Эти нормы работники оспаривают как не соответствующие трудовому законодательству. Примером такого судебного разбирательства является Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2010 № ГКПИ10-673. Работник обратился в судебный орган с иском о признании недействующими следующих документов:

  • постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.10.1986 № 382/22-69 «Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитенов»;
  • указания МПС СССР от 09.01.1987 № Г-196у «Об утверждении перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях Министерства путей сообщения СССР».

Однако производство по делу было прекращено в связи с тем, что данные нормы итак утратили силу. Вместе с тем оспаривание норм основывается на том факте, что они нашли фактическое применение при отсутствии отраслевого регулирования. Суд же исходил из того, что оспариваемые правовые акты не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь какихлибо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя.

Фактически работодатель может устанавливать повышенные доплаты и льготы при работе, связанной с тяжелыми и вредными условиями труда, но не спешит этого делать из-за экономических причин, а также в связи с тем, что данные затраты не могут быть отнесены в качестве расходов, поскольку не установлены в законодательстве.

Выдача молока

Ранее изменения в порядок осуществления работ, связанных с тяжелыми условиями труда, вносились в 2009 году и касались выдачи молока. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н утверждены Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, Правила бесплатной выдачи и рационы лечебно-профилактического питания, а также нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов. В соответствии с приказом рассчитывать на лечебно-профилактическое питание работники могут только в рабочие дни при условии занятости не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания с временной утратой трудоспособности без госпитализации. Кроме того, не допускается выплата денежной компенсации взамен лечебно-профилактического питания, а также одновременное получение лечебного питания и молока «за вредность».

Также целесообразно обратить внимание на сложившуюся судебную практику в части выдачи молока. Выдача молока может быть признана в целях отнесения на затраты при расчете налога на прибыль. Однако работодателю необходимо будет доказать, что работа связана с воздействием вредных факторов. В качестве примера из судебной практики можно назвать постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу № А19-12414/09, в котором суд встал на сторону компании, признав правомерным выдачу молока. Суд установил, что налоговый орган необоснованно исключил из расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль за спорный период, затраты заявителя, связанные с обеспечением работников бесплатным молоком, работа которых связана с воздействием вредных факторов. Аналогичная позиция была сформирована в постановлении ФАС Московского округа от 03.07.2008 № КА-А40/5780-08 по делу № А40-51440/07-87-313, в котором суд признал, что расходы по обеспечению молоком сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, являются документально подтвержденными и экономически оправданными и должны относиться к расходам на  обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством РФ.

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №6/2011


Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста