С 2012 года Россия будет жить по прогнозу баланса трудовых ресурсов



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2011


Н.Н. Качанова,
экперт журнала
«Кадры предприятия»

Из Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ 22.07.2010, следовало, что модернизация и технологическое развитие экономики России невозможно без рационального использования и развития трудовых ресурсов. Решение этих задач относится к числу ключевых направлений социально-экономической политики. Проведение государственной политики в области развития трудовых ресурсов, занятости  населения, профессионального образования и подготовки кадров является одним из национальных приоритетов.  И в настоящее время в условиях экономического кризиса особую актуальность приобретает прогнозирование баланса трудовых ресурсов.

Прогнозные показатели баланса трудовых ресурсов позволят оценить уровень  сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Российской Федерации на долгосрочную перспективу, эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, осуществить планирование эффективного использования трудовых ресурсов, повысить эффективность государственной политики содействия занятости населения.

По состоянию на июль 2010 года разработка прогноза баланса трудовых ресурсов должным образом не осуществлялась и не была в достаточной мере согласована с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Функции по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов не были закреплены за соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Это притом, что действующие правовые акты оперируют понятиями «баланс трудовых ресурсов» и «прогноз баланса трудовых ресурсов» (статья 5.1 Федерального закона от 25.07.2002 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. на 21.04.2011),

Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р, Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 (с изм. на 28.12.2008), Методика оценка эффективности использования иностранной рабочей силы, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 17.-09.2007 № 604, др.

С учетом этого законопроектом предлагалось закрепить в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» положение, согласно которому к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относится, в том числе, разработка прогноза баланса трудовых ресурсов в порядке, определяемом Правительством РФ.

Почти год понадобился Правительству РФ на подготовку постановления, определяющего порядок разработки прогноза и распределения ролей между федеральными органами исполнительной власти.

03.06.2011 Правительство своим постановлением № 440 утвердило Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов.

Функция по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов осуществляется  Минздравсоцразвития России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации. Российский прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной и плановый 2-летний период будет разрабатываться с 2012 года. При этом субъектам Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации.

В Правилах разработки прогноза баланса трудовых ресурсов определены четыре цели разработки указанного документа:

  1. оценка сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу;
  2. определение структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;
  3. выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики;
  4. повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятие управленческих решений.

Прогноз баланса трудовых ресурсов будет разрабатываться в целом по Российской Федерации по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) на очередной год и плановый 2-летний период.

Основой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов являются:

а) данные отчетного баланса трудовых ресурсов;
б) данные о прогнозной численности населения Российской Федерации (демографический прогноз);
в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, очередной финансовый год и плановый период;
г) данные федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации;
д) экспертные оценки о потребности и возможном перераспределении рабочей силы между видами экономической деятельности вследствие происходящих структурных изменений в экономике.

Методику разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Минздравсоцразвития России должно разработать и утвердить в начале 2012 года (до 1 марта) по согласованию с Минэкономразвития России и Минобрнауки России.

Основными показателями прогноза баланса трудовых ресурсов определены:

  • общая численность трудовых ресурсов (численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, иностранных трудовых мигрантов, а также лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике);
  • численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;
  • численность иностранных трудовых мигрантов;
  • численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике;
  • общая численность занятых в экономике;
  • численность занятых в экономике по видам экономической деятельности;
  • численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства;
  • численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;
  • численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике;
  • иные показатели прогноза, которые могут определяться вышеуказанной Методикой.

Для разработки прогноза Минздравсоцразвития России:

а) не позднее 1 ноября текущего года разрабатывает предварительные результаты прогноза баланса трудовых ресурсов и направляет их на рассмотрение в Минэкономразвития Росси;
б) не позднее 10 декабря текущего года на основе предложений Минэкономразвития России осуществляет уточнение показателей прогноза и направляет его в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещает на официальном сайте Минздравсоцразвития России в сети Интернет.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №7/2011

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста