Изменение правового регулирования порядка предоставления гарантий «северянам»: комментарий к постановлению Правительства РФ от 14.06.2011 № 466



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2011


М.В. Суслова,
Заместитель директора
Департамента анализа и прогноза развития
Здравоохранения и социально-трудовой сферы
Минздравсоцразвития России,
к.э.н.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 № 466*1 признано утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»*2. С принятием Постановления № 466 были сняты имевшиеся ранее противоречия между отдельными положениями Постановления № 76 и трудовым законодательством Российской Федерации.

Новый документ вступил в силу с 28.06.2011, по истечении 7 дней после его официального опубликования в «Собрании законодательства Российской Федерации» 20.06.2011 (№ 25, ст. 3602).

Напомним, что отмененное Постановление № 76 было принято в 1991 году в целях реализации решения Мурманской региональной профсоюзной конференции по социальным и экономическим проблемам Севера, состоявшейся в 1990 году, еще до вступления в силу основного «северного» закона – Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не говоря уже о Трудовом кодексе РФ, введенного в действие с 01.02.2002. В свое время оно сыграло большую роль в становлении гарантий для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а так-же в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.


*1 Далее – Постановление № 466.
*2 Далее – Постановление № 76.


Рассмотрим, какие же вопросы регулировались ранее Постановлением № 76, и может ли его отмена повлиять на снижение уровня гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятых в северных регионах.

Из 19-ти пунктов отмененного постановления, только три – 13, 14 и 15 носили нормативный характер; остальные же (пункты 1–9, 11, 12, 17–19), а также прилагаемый к постановлению Организационный план разработки нормативных документов по вопросам социально-экономического развития районов Севера, являлись порученческими и давно утратили свою актуальность.

Пункт 13 Пунктом 13 Постановления № 76 был впервые запущен механизм установления на уровне республик, краев, областей, автономной области автономных округов, входящих в состав РСФСР (с 12.12.1993, со дня принятия Конституции РФ – на уровне субъектов Российской Федерации) повышенных районных коэффициентов к заработной плате. Следует отметить, что до принятия Постановления № 76 размеры районных коэффициентов могли повышаться только соответствующими постановлениями на союзном уровне или на уровне РСФСР.

Итак, пунктом 13 было предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров коэффициентов. При этом затраты на установление коэффициентов в повышенных размерах должны были осуществляться за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов и местных бюджетов.

В 1991–1992 годах большинство органов исполнительной власти северных регионов воспользовалось своим право на введение районных коэффициентов в повышенных размерах, при этом повышенные коэффициенты применялись независимо от организационно-правовых форм организаций и источников их финансирования.

С 01.06.1993 вступил в силу вышеупомянутый Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статья 10 которого стала регулировать порядок установления районного коэффициента к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно действующей в том период (1993–2004 гг.) формулировке указанной статьи (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты лицам, работающим в указанных районах, устанавливался законодательным органом по представлению Правительства РФ. Частью второй данной статьи было установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный  коэффициент к заработной плате.

За период 1992–1997 гг. решениями Правительства РФ были повышены районные коэффициенты для следующих территорий: Республика Тыва, Республика Карелия, Республика Хакасия, Республика Алтай, Новосибирская область, Алтайский край, отдельные районы Архангельской, Пермской и Томской областей. При этом всеми решениями Правительства РФ районные коэффициенты устанавливались в одинаковых размерах для производственных и непроизводственных отраслей. В то же время в указанных постановлениях Правительства формулировка «единый районный коэффициент» отсутствовала.

Кроме того, в связи с тем, что введение единых районных коэффициентов к заработной плате в северных субъектах Российской Федерации в законодательном порядке не было реализовано, то, согласно статье 4 КЗоТ РФ, на территории Российской Федерации продолжали действовать нормы бывшего Союза ССР – соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением вышеназванных субъектов Российской Федерации, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства РФ).

Введение в действие в 2002 году Трудового кодекса РФ не повлекло за собой изменение размеров районных коэффициентов. Статья 316 «Районный коэффициент к заработной плате» Трудового кодекса РФ, в действующей в период с 01.02.2002 по 31.12.2004 редакции, предусматривала, аналогично статье 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», норму об установлении размера и порядка выплаты районного коэффициента к заработной плате (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) федеральным законом.

Учитывая, что пункт 13 Постановления № 76 не вступал в противоречие с действующим на тот период законодательством, в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, применялись как районные коэффициенты, установленные в централизованном порядке, так и районные коэффициенты, введенные в повышенных размерах в 1991–1992 гг. решениями бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов, на основании пункта 13 Постановления № 76.

Ситуация изменилась с 01.01.2005, а именно с даты вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанным Федеральным законом были внесены существенные изменения в Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и в главу 50 Трудового кодекса РФ, касающиеся порядка установления районных коэффициентов к заработной плате.

Согласно новым редакциям статьи 316 Трудового кодекса РФ и статьи 10 Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, Кодекс относит установление размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от источников их финансирования, к полномочиям Правительства РФ.

Одновременно впервые законодатель устанавливает в Трудовом кодексе РФ (часть вторая статьи 316) конкретный механизм повышения районных коэффициентов к заработной плате на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Норма аналогичного содержания включена также в статью 10 Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Как следует из новой редакции статьи 316 Трудового кодекса РФ и статьи 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», с 01.01.2005 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельно регулируя вопрос повышения районных коэффициентов для своих бюджетных учреждений, не имеют правовых оснований устанавливать повышенные районные коэффициенты к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и работников внебюджетных организаций. Аналогично муниципальные образования не могут устанавливать повышенные районные коэффициенты для работников указанных организаций.

Следует отметить, что рассматриваемое нововведение полностью соответствует концепции Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в новой редакции, отражая разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и работодателями по установлению и финансовому обеспечению государственных гарантий и компенсаций для  работающих на Севере.

С 01.01.2005 согласно статьям 1, 3 и 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) гарантии и компенсации для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и являются расходными обязательствами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На наш взгляд, из вышеназванных норм бесспорно следует вывод о том, что на региональном и  местном уровне законодательная и иная нормативная правовая база по установлению районных коэффициентов должна была быть приведена в соответствие с федеральным законодательством.

Одновременно до принятия соответствующего постановления Правительства РФ обязательными для применения работодателями внебюджетной сферы являются районные коэффициенты,  установленные централизованно.

 

Продолжение читайте в журнале
Кадры предприятия №9/2011

16.07.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста