Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год

Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год

20.04.2015

Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №5 год - 2012

Е.А. Саркисянц,
Государственный советник
 Российской Федерации 1 класса,
Специалист по оплате труда,
к.э.н.

В рамках действующего разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда бюджетных учреждений каждый уровень власти самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда работников тех государственных и муниципальных учреждений, финансирование которых осуществляется из соответствующих бюджетов.

Эта норма корреспондируется с нормами Трудового кодекса РФ.

Так, в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
-  в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-  в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
-  в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для формирования единых подходов к регулированию заработной платы работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений в Трудовом кодексе РФ (статья 135) предусмотрено решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) принятие Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – Рекомендации).

Рекомендации являются особым видом правового акта – единственным нормативным документом, принимаемым РТК. В остальном нормотворческая деятельность РТК, как главного органа социального партнерства, заключается в принятии участия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ  социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (статья 351).

И действующим трудовым законодательством предусмотрен порядок направления федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей).

Решением РТК 27.12.2011 (протокол № 10) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год.

Рекомендации разработаны и утверждены в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы, и они призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам по труду субъектов Российской Федерации, профессиональным союзам и их объединениям, учреждениям бюджетной сферы в осуществлении мер по организации оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, и должны приниматься за основу Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и утверждении законодательных и нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Такие документы принимались РТК начиная с 2006 года.

Для чего утверждаются Рекомендации? Неужели для формирования систем оплаты труда учреждений бюджетной сферы на всех уровнях недостаточно норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, тем более что, в основном, Рекомендации повторяют нормы действующего законодательства по вопросу оплаты труда работников бюджетной сферы?

Полагаем, что принятие Рекомендаций является нормой Трудового кодекса РФ, которая обеспечивает дополнительный «заслон» для того, чтобы при принятии решений  соответствующими органами власти в области оплаты труда бюджетных учреждений не допускалось принятие условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

Как правило, органы исполнительной власти придерживаются решений, принятых на федеральном уровне и по установлению систем оплаты труда и по индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, но есть единицы, которые полностью пользуются своим правом самостоятельности, и, как уже отмечалось, для соблюдения единых подходов ежегодно РТК принимаются Рекомендации на очередной год.

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №5/2012 

Также по этой теме: