Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Консалт    Потребительская корзина в системе минимальных социальных стандартов

Потребительская корзина в системе минимальных социальных стандартов

Потребительская корзина в системе минимальных социальных стандартов

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2005

Е.А. Саркисянц

государственный советник
Российской Федерации
2-го класса, специалист
по оплате труда

Одним из социальных нормативов оценки уровня жизни населения Российской Федерации является прожиточный минимум. Он также является инструментом измерения уровня бедности и социальной стратификации общества и учитывается при установлении государственных гарантий и осуществлении ряда мер по социальной защите населения.
Под прожиточным минимумом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. на 22.08.2004) понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
В свою очередь, потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Общефедеральная потребительская корзина устанавливалась Федеральным законом от 20.11.1999 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с изм. на 31.12.2002). Изначально срок действия указанного Федерального закона был ограничен датой 31.12.2000 (статья 2). В последовавший после этого период пересмотр потребительской корзины не производился и при решении вопросов, связанных с осуществлением мер по социальной защите населения, законодательные органы государственной власти и федеральные органы исполнительной власти руководствовались нормами, рассчитанными в 1999 году.
Действие Федерального закона № 201-ФЗ неоднократно продлевалось, однако окончательно срок его действия истек 31.12.2004, и в 2005 году в связи с образовавшимся правовым «вакуумом» его нормы применялись, скорее, по умолчанию, чем в соответствии с законодательством (см. рис. 1).

Рис.1. Потребительская корзина с 2000 по 2005 гг.

Для устранения правовой неопределенности был разработан проект федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», который был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Несмотря на то, что прошло значительное количество времени, указанный законопроект так и остается проектом.
Вместе с тем определение потребительской корзины является основой для создания правовой базы для определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов. Региональные потребительские корзины устанавливаются с учетом природно-климатических, национальных традиций и местных особенностей.
Основными принципами формирования состава потребительской корзины являются:


1)

применение научных представлений о минимальных объемах потребления и перечне товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья;

2)

учет фактического состава, структуры и объема потребления в малоимущих семьях;

3)

влияние социально-экономических, демографических и других социальных факторов и услуг на различных территориях.

Рекомендуемый состав потребительских корзин для субъектов Российской Федерации сформирован по зонам, исходя из следующих основных факторов:


а)

природно-климатические и экономические условия, объекты производства продуктов (в регионах - производителях того или иного продукта данный продукт увеличивается);

б)

национальные традиции в потреблении населения;

в)

необходимость удовлетворения потребностей в основных пищевых веществах и энергии соответствующих групп населения;

г)

сложившаяся структура потребления семьями с низкими доходами;

д)

более высокая энергетическая ценность продуктовых наборов для населения, проживающего в районах Крайнего Севера.

В связи с тем, что подготовка нового законопроекта по определению потребительской корзины затянулась, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I и II кварталы 2005 года Правительством РФ не устанавливалась. Это, бесспорно, будет иметь правовые последствия. Однако на текущий момент, представляется, что проект нового федерального закона сможет предложить такой подход к «наполнению» потребительской корзины, который позволит исправить сложившуюся ситуацию и в будущем более оперативно и эффективно решать вопросы, связанные с определением прожиточного минимума.
В частности, в законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине. Учитывая необходимость повышения качества питания, его положения предусматривают повышение пищевой и биологической ценности потребительской корзины за счет:


-

увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;

-

снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) и картофелю.

Учитывая, что перечень потребляемых населением непродовольственных товаров (одежды и обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии), а также сроки их износа за прошедший период практически не изменились, их минимальный набор в натуральных единицах измерения, включаемый в потребительскую корзину, сохраняется в прежних объемах потребления.
Зонирование территории Российской Федерации по особенностям потребления продовольственных товаров, ориентировочные наборы продуктов питания, а также сведения об их химическом составе, дифференцированные по зонам, разработаны специалистами Института питания РАМН.
Например, рекомендуемый состав продуктовых наборов для жителей северных районов обеспечивает повышенную потребность в энергии и в среднем на 13— 16% выше, чем в более теплых районах страны. Вместе с тем, в набор южных районов включены бахчевые, как распространенные и дешевые виды продуктов; сокращено потребление свинины (в 14 и 16 зонах) за счет увеличения говядины и баранины, что соответствует фактической структуре потребления в большинстве южных регионов страны.
Такой же подход применен при подсчете количества необходимых непродовольственных товаров. При продолжительной и суровой зиме в субъектах Российской Федерации, расположенных в Сибири и на Севере, гардероб должен предусматривать в качестве верхней зимней одежды меховое пальто. А вот в гардеробе населения, проживающего в теплой зоне, меховые изделия уже не предусмотрены, а верхняя одежда представлена демисезонной курткой.
Принятие нового федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» не ведет к автоматическому изменению региональных потребительских корзин. Поэтому изменение численности малоимущих семей, расходов на выплату ежемесячных адресных пособий на детей и оказание государственной социальной помощи может произойти после принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.
Предусмотренные в потребительской корзине нормы потребления услуг в новой потребительской корзине не изменяются, поскольку позволяют обеспечить минимальные потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении. Рост тарифов на услуги учитывается при расчете величины прожиточного минимума на основе актуализированной потребительской корзины.
Однако в новой корзине предусмотрено изменение структуры потребления услуг. В целях обеспечения доступа малообеспеченных граждан к культурным ценностям, в проекте федерального закона в минимальный набор услуг включены отдельной строкой услуги культуры. Объем указанных услуг определен в размере 5% от общей величины расходов на услуги с учетом стоимости нормативного числа посещений.
В стоимостном выражении предлагаемая законопроектом актуализированная потребительская корзина (в потребительских ценах I квартала 2005 года) больше, чем ранее действовавшая: в расчете на душу населения на 84 рубля или на 3,3%; в том числе для трудоспособного населения — на 72 рубля или на 2,7%; для пенсионеров — на 100 рублей или на 4,8%; для детей — на 117 рублей или на 4,4%.
В указанных расчетах использовались доли численности населения основных социально-демографических групп населения в общей численности населения, рассчитанные по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в том числе трудоспособного населения — 61,3%, пенсионеров — 20,5%, детей — 18,1%.
С учетом прожиточного минимума до 1 января 2005 года:


-

предоставлялось государственное ежемесячное пособие на ребенка согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

-

оказывалась государственная социальная помощь малоимущим гражданам согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

-

финансировались пособия по безработице безработным гражданам и стипендии в период их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начиная с 2005 года, финансовое обеспечение ежемесячных пособий на ребенка и государственной социальной помощи отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации с исключением из источников их финансирования средств федерального бюджета, а размеры пособий по безработице и стипендий безработным гражданам в период их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости не увязываются с величиной прожиточного минимума, так как минимальная и максимальная величины пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ в рублях.
При введении нового состава корзины произойдет рост величины прожиточного минимума и увеличение численности населения с доходами ниже черты бедности. Так было в 2000 году при введении действовавшей до 31.12.2004 корзины.
Вместе с тем, ожидаемое повышение с 2005 года величины прожиточного минимума в результате актуализации минимальной потребительской корзины может привести к соответствующему увеличению показателей бедности примерно на 5 процентных пунктов.
Действие проекта федерального закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 в связи с истечением 31.12.2004 срока действия Федерального закона от 20.11.1999 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
В заключение необходимо отметить еще один момент.
По оценке, численность детей в малоимущих семьях в связи ростом величины прожиточного минимума, исчисленного на основе актуализированной потребительской корзины, может возрасти до 17,3 млн человек, или примерно на 600 тыс. человек по сравнению с 2004 годом. При определении динамики численности детей в малоимущих семьях учитывались следующие факторы:


-

относительная устойчивость доли детей в семьях, имеющих право на получение пособия на ребенка, в общей численности детей до 18 лет (58%);

-

рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (на 6,7%) и их доли в общей численности населения (на 1,2 пункта) при увеличении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 3,6%;

-

снижение численности детей в возрасте до 18 лет (на 2—3% в год).

По расчетам, исходя из фактически сложившегося среднего размера ежемесячного пособия на ребенка, дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату указанного пособия могут ориентировочно составить:

600 тыс. чел. х 85,5 руб.х 12 мес. = 615,6 млн руб.

Финансирование государственной социальной помощи малоимущим гражданам согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. на 22.08.2004) будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации в пределах сумм, предусматриваемых в бюджетах субъектах Российской Федерации на эти цели. Для этого Правительство РФ своим постановлением от 12.08.2005 № 511 внесло соответствующие изменения в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 № 192.

Также по этой теме: