Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Опыт    Иновационные подходы к управлению охраной труда

Иновационные подходы к управлению охраной труда

Иновационные подходы к управлению охраной труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №4 год - 2011

О.П. Фролов,
ученый секретарь Федерального
государственного учреждения
«ВНИИ охраны и экономики труда»,
к.э.н., засл. экон. РФ

Управление охраной труда как системой обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, не может рассматриваться изолированно, т.к. она тесно связана с состоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства, лечебно-профилактического обслуживания и обеспечения коллективной и индивидуальной защиты работающих, с уровнем образования и информационным обеспечением.

Следует отметить, что управление охраной труда в Российской Федерации переживает непростое состояние в настоящее время. К сожалению, абсолютные показатели остаются достаточно высокими. По данным Роструда за 2010 год, в целом по стране в результате несчастных случаев на производстве погибло свыше 3000 работников. На производстве гибнет в среднем 9 работников ежедневно. По причине неудовлетворительной организации производства работ происходит каждый четвертый несчастный случай. По видам экономической деятельности лидируют строительный комплекс, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Анализ причин заболеваемости в стране показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда. Число занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, ежегодно увеличивается и приближается к 30%.

Много нерешенных проблем по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса. Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом в 2010 году по малым предприятиям более чем в 2 раза превышает среднее значение данного показателя по России. Для решения проблем охраны труда необходимо расширение сети аккредитованных организаций по проведению аутсорсинга в малом бизнесе. Рекомендации по данному вопросу нами подготовлены и направлены для рассмотрения в Минздравсоцразвития России.

Важнейшими экономическими факторами, определяющими изменение показателей, для оценки эффективности системы управления охраной труда являются:

  • повышение производительности труда, а следовательно и экономических результатов  деятельности за счет создания комфортных условий труда, например, путем обеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Комплекс мер по повышению производительности труда включает:

— совершенствование системы управления охраной и безопасностью труда;
— оргнизацию на постоянной основе комплексной оценки рабочих мест с позиции требований эргономики, санитарно-гигиенических нормативов и государственных нормативных требований по охране труда;
— создание АРМ по условиям труда и внедрение системы сертификации организации работ по охране труда;
— приобретение современных средств индивидуальной и коллективной зашиты, приборов контроля вредных и опасных веществ в рабочей зоне и др.;

  • увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний.

Условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний.
Потери рабочего времени вследствие производственных травм у пострадавших с утратой трудоспособности оказывают существенное влияние на результаты экономической деятельности. В 2010 году около 40% от общего числа пострадавших, частично утративших трудоспособность были переведены с основной работы на другую на 1 рабочий день и более в соответствии с медицинским заключением, из них одна треть женщин;

  • снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарногигиенические условия труда, монотонность работы и т. п. являются немаловажными причинами увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб организации, т. к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика;

 

  • экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Существующие в Российской Федерации льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, требуют больших денежных средств, а создание для бизнеса условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

 

Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени не отработан четкий экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Основные задачи заключаются в том, чтобы:

  • выявить и использовать основные факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность управления охраной труда;
  • проанализировать направления формирования экономического механизма управления охраной труда;
  • провести исследования динамики и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний по основным видам экономической деятельности;
  • обосновать распределение функций управления охраной труда среди субъектов управления;
  • определить приоритетные направления программы действий по совершенствованию охраны труда в организациях электроэнергеттики и основные мероприятия по их реализации.

 

По оценке экспертов МОТ ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, травматизмом в результате несчастных случаев на производстве составляют 4% ВВП страны. От объема ВВП Российской Федерации за 2009 год (39,0 трлн рублей) 4% составляют сумму в 1,56 трлн рублей. В расчете на одного застрахованного (62 млн человек) это 25 тыс. рублей.
Эту цифру, по-видимому, социальные партнеры организаций всех видов экономической деятельности должны принимать во внимание при формировании мероприятий коллективных договоров и целевых программ.

В экономические потери входят затраты на предотвращение смертельного травматизма при несчастных случаях, расходы из федерального бюджета и внебюджетных средств вследствие роста инвалидности по причине трудовых увечий и профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности по причине производственных травм, расходы работодателей на компенсации за работу во вредных и(или) опасных условиях труда, на средства индивидуальной и коллективной защиты и др.

Дополнительные расходы, вызванные неблагоприятными условиями труда на производстве, приводят к ежегодной потере средств, связанных с расходами по назначению досрочных пенсий, выплате больничных листов в случае временной нетрудоспособности, расходами Фонда социального страхования Российской Федерации на реабилитацию больных, средства обязательного медицинского страхования в результате высокой заболеваемости работников и др. Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний страна несет большие социальные издержки.

Одним из главных вопросов по снижению травматизма и сокращению нерациональных затрат на охрану труда, безусловно, является повышение эффективности управления охраной труда, в том числе ее экономической части. Задача этого направления — разработка экономических основ охраны труда, а также оценка проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда на базе современных методов исследований; обоснование достаточности и целесообразности расходов на эти цели, с одной стороны, и анализ причиненного ущерба — с другой.

Результаты анализа статистических сведений и практика работы госинспекций труда свидетельствуют, что увеличение относительной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций (чаще всего — дополнительных дней к отпуску).

По мнению специалистов Международной организации труда, сложившийся в России механизм компенсаций является одним из серьезнейших препятствий к улучшению ситуации с безопасностью труда. То, что сотрудники не всегда стремятся к улучшению условий труда, что привело бы к потере льгот, отмечают и многие работодатели и результаты научных исследований.

Прежде всего, важно любыми имеющимися у нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено статьей 210 Трудового кодекса РФ. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих, а прежде всего достижением четкого понимания работодателем выгодности этого приоритета для его бизнеса.

Особого внимания, безусловно, требует реализация мероприятий, связанных с реформой системы социального страхования, включая пенсионное обеспечение работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, а именно:

  • разработка методологии, стандартов и регламентов системы страхования рисков нанесения вреда здоровью работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей на основе предварительного и последующего менеджмента профессионального риска, который включает в себя выявление, оценку и устранение риска;
  • разработка и утверждение порядков выявления/ранжирования риска и устранения/уменьшения выявленных рисков;
  • разработка механизма компенсации ущерба здоровью и(или) имуществу работника, нанесенного в процессе труда, по принципу индивидуальной экономической ответственности как работодателя, так и работника;
  • совершенствование системы скидок и надбавок к страховым тарифам, связанных с проведением страхователем мероприятий по улучшению условий труда, с учетом использования критериев динамики показателей профессионального риска.

 

В проблеме стимулирования работодателя-страхователя значительное место занимает справедливое установление страхового тарифа. Это не решается в полной мере в настоящих условиях при  дифференцированных тарифах, поскольку изначально не полностью учитывается реальный уровень профессионального риска на конкретном предприятии. При расчете размера тарифа для класса по действующей методике учитывается только финансовый фактор (интегральный показатель, исчисленный как отношение затрат на страховое обеспечение к фонду оплаты труда). Назрела необходимость создания механизма комплексной оценки профессионального риска.

За последние годы в организациях различных видов экономической деятельности работодатели стали больше использовать систему социальной ответственности бизнеса. Особое внимание наряду с заключением коллективных договоров в организациях уделяется механизму экономического обеспечения целевых программ по улучшению условий и охраны труда, который может быть применен как на корпоративном, муниципальном, так и на федеральном уровне.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №4/2011

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы