Cовершенствование организационной структуры — необходимое условие успешного развития компании



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2011


А.В. Ефремов,
Советник председателя
Совета директоров ОАО «БИНБАНК»,
член Национального союза кадровиков

Основы управления организациями в целом справедливы и в отношении банковской деятельности. Вместе с тем природа, содержание и механизм управления всегда зависят от природы и характера управляемого объекта (вида деятельности) и проявляются в особенностях, присущих только или преимущественно данной сфере управления. Свои особенности имеет и управление банковской деятельностью. При этом они не обязательно одни и те же в разных странах. Наоборот, управление банковской деятельностью в каждой стране может отличаться большими или меньшими уникальными особенностями.

Здесь нас будут интересовать, прежде всего, особенности, присущие банковской практике нашей страны. Однако чтобы такие особенности были понятны в должной мере, сначала необходимо выделить особенности самой банковской деятельности.

Банковская деятельность как  объект организационных изменений

Принципиальное своеобразие деятельности банков в любой стране состоит в том, что она непосредственно связана с таким вопросом первостепенной государственной важности, как регулирование денежного хозяйства и тем самым – как обеспечение здоровья финансов страны путем уменьшения или увеличения денежной массы в обращении, сжатия или эмиссии кредитных денег.

Это значит, что имеются рыночные денежные операции, которые банки не могут не выполнять и которые учреждениям не банковского профиля не могут быть доверены и дозволены (прием денег в депозиты от юридических и физических лиц, выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов и некоторые другие), операции, которые могут выполнять только банки, а также операции, которые банки могут проводить наравне с прочими хозяйствующими организациями (в отличие от двух первых групп операций эти последние не требуют наличия лицензии Центрального банка).


*1 Продолжение. Начало — в «Кадры предприятия» № 9/2011.


Уже из этого видно, насколько сложна структура деятельности банков. Данное обстоятельство накладывает весьма серьезные ограничения как на внутреннее, так и внешнее управление банками, в том числе объясняет предельную жесткость применяемого к ним государственного надзора и регулирования.

К особенностям банковской деятельности относятся также:

  • преобладание в ресурсах банков привлеченных и заемных средств, влекущее высокую ответственность за эффективное использование, прежде всего, средств вкладчиков и кредиторов;
  • чрезвычайная подвижность, изменчивость параметров функционирования финансовых рынков, вызываемая не только экономическими, но и политическими, социальными и иными причинами, требующая от сотрудников, прежде всего от управленцев, постоянной аналитической напряженности и высочайшей оперативности, причем не в ущерб качеству анализа и проведения операций;
  • необходимость постоянно и одновременно работать с самыми разнообразными клиентами, представляющими практически все сферы и отрасли хозяйства, противоречивые интересы и цели которых надо согласовывать, на самых разнообразных рынках, испытывающих отнюдь не совпадающие тенденции, со всем богатством существующих в каждый данный момент финансовых инструментов, с разнообразными валютами, что все вместе формирует комплекс управленческих проблем, зачастую кажущихся неразрешимыми;
  • нематериальный характер банковских продуктов и необходимость участия практически всех подразделений банка в производстве каждого такого продукта.

Перечисленные особенности банковской деятельности не обладают какой либо региональной спецификой. К ее особенностям, характерным для современной России, можно отнести:

  • короткий исторический срок существования российских банков, недостаток у них практического опыта, традиций;
  • очень небольшие сравнительно с ведущими рыночными странами размеры собственных капиталов банков;
  • недостаточная степень оснащенности банков современными техническими средствами коммуникации (для большинства наших банков они пока очень дороги);
  • в целом недостаточный уровень профессионализма руководителей и персонала банков;
  • необходимость работать и выживать в неблагоприятных условиях, наблюдающихся в течение последних десяти с лишним лет, среди которых можно назвать: экономический, инвестиционный, бюджетный, платежный и прочие кризисы, усиливавшие друг друга, в результате чего все большая часть банковской клиентуры оказывалась неплатежеспособной и не способной возвращать кредиты (или не желавшей этого делать, пользуясь общей обстановкой в экономике и обществе); отсутствие ясности с перспективами, которые ожидают экономику в целом, включая банковский сектор, хотя бы минимально необходимого и сколько-нибудь эффективного управления реальным сектором экономики с позиций общенациональных интересов, приоритетов и целей; отсутствие практически у любого клиента достоверной кредитной и иной банковской истории (у банков мало оснований доверять деловой добропорядочности многих своих клиентов); не очень высокий уровень доверия населения финансовым институтам вообще и банкам в частности; плохо исполняемое хозяйственное и уголовное законодательство; особую привлекательность банковской сферы для «простой» и организованной преступности.

Современные российские коммерческие банки работают в непростых условиях, что, так или иначе, отражается в их управлении, хотя не всегда в адекватных формах.

Банковское управление – это управление всеми процессами, характеризующими деятельность банка, всеми его отношениями – финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными и др.(1). Отсюда легко сделать вывод о том, какими именно объектами должен управлять банк, когда он управляет собой: привлечение ресурсов,  размещение ресурсов, собственный капитал, продуктовый ряд, маркетинг, оргструктуры, персонал, информационные потоки, внутрибанковские отношения, материально-техническая база, финансовые технологии, учет и отчетность, финансовые результаты, безопасность, связи с общественностью и другие, которые, в принципе, каждый банк может определить по собственному усмотрению.

Для управления банком действуют как принципы управления, общие для всех организаций, так и принципы, более характерные для деятельности именно банковских структур:


(1)См. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф.  А.М. Тавасиева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – С. 246


  • принцип неукоснительного соблюдения норм действующего банковского и иного законодательства, выполнения обязательных нормативов, устанавливаемых центральным банком;
  • принцип добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банков и их клиентов;
  • принцип максимизации удобств для клиентов;
  • принцип минимизации рисков, прежде всего, в отношении капиталов клиентов;
  • принцип неиспользования недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка;
  • принцип максимизации прибыли при:  а) минимальных общих затратах;  б) минимальной собственной доле в пассивах; в) минимальном размере не находящихся в обороте резервов;
  • принцип постоянной ориентации на инновации (обновление и совершенствование методов и технологий деятельности и управления).

Разные банки или их группы могут применять перечисленные принципы с теми или иными особенностями, формулировать для себя новые принципы в дополнение к общепризнанным.

Названные принципы можно найти в следующих документах, принятых или одобренных Ассоциацией российских банков: договор кредитных организаций об обязательствах перед клиентами (1999 г.), Кодекс этических принципов банковского дела (2002 г.) и Кодекс корпоративного поведения ФКЦБ(2) (2002 г.).


(2)Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации


Качество управления банками своей деятельностью

К вопросу качества управления банками своей деятельностью следует подходить с позиций разных заинтересованных субъектов: Центрального банка Российской Федерации, представляющего государство, международного сообщества, самих коммерческих банков и потребителей их услуг.

Подход Банка России к оценке банковского управления был зафиксирован системно в Положении ЦБ РФ от 23.12.1997 № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского
заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год» . В соответствии с данным подходом, оценка банковского управления делалась на основе проверки выполнения следующих критериев:

  1. соблюдение законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям;
  2. состояние бухгалтерского учета и отчетности;
  3. выполнение банком экономических нормативов;
  4. качество управления кредитной организацией, в т.ч. состояние внутреннего контроля:
  • адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций (участие органов управления в принятии решений, распределение обязанностей между руководителями, наличие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций);
  • оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в т.ч. инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам);
  • состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;
  • организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности;
  • организация работы по проведению проверок и ревизий;
  • организация контроля за деятельностью филиалов.

Банкиры и специалисты в области банковского дела не раз критиковали данное Положение ЦБ РФ за формальность заложенных в нем критериев оценки качества банковского управления.

Формальные требования к банковскому контролю содержатся также в Федеральном законе 27.10.2008 № 175-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

В частности, устав банка должен содержать сведения о системе органов управления и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; в банке должны работать органы управления; в случае создания, получения дополнительных лицензий и в некоторых других случаях банк должен представлять соответствующий бизнес-план; руководство банка должно удовлетворять определенным квалификационным требованиям и т.п.

Кроме того, остается необходимость выполнения обязательных нормативов (пруденциальных норм деятельности).

Здесь следует упомянуть Указание ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004 № 1379-У и Инструкцию ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И. В данных документах содержатся несколько групп показателей, в том числе «группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками». Фактически имеются в виду показатели прозрачности структуры собственности банков, организации системы управления рисками, организации службы внутреннего контроля. Эти вопросы имеют прямое отношение к проблеме управления банками. В то же время они далеко не полностью охватывают данную проблему. К тому же методика балльной оценки указанных параметров деятельности банков, предложенная в Указании № 1379-У, является, по мнению большенства специалистов, предельно формальной.

Международное сообщество в лице Базельского комитета по банковскому надзору(1) также оказывает влияние на банковский сектор наиболее развитых стран посредством издания рекомендаций к  различным сферам банковского управления.


(1)Базельский комитет является комитетом органов банковского надзора, основанным в 1974 г. председателями центральных банков экономически развитых стран Европы. В него входят руководители инстанций банковского надзора и центральных банков Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Его заседания обычно проходят в создавшем данный комитет Банке международных расчетов (Банк центральных банков) в Базеле (Швейцария), где размещается его секретариат.


Поскольку Россия является полноправным членом мирового сообщества, отечественное банковское сообщество вынуждено прислушиваться к этим рекомендациям, особенно банки из первой сотни, для которых немаловажно получение высоких международных рейтингов для получения межбанковских кредитов за рубежом. Центральный Банк России еще в 1998 году объявил о присоединении к принципам Базель-I (1988 г.), а в 2004 году – о намерении внедрить в России принципы Базель-II в 2008–2009 годах.

По заявлениям самого Комитета, его рекомендации отражают «наилучшую мировую практику» в области полномочий топ-менеджмента коммерческих банков, принципов формирования корпоративного управления банками, постановки системы внутреннего и внешнего аудита банков, а также взаимоотношения банков, аудиторов и регулирующих органов. На самом деле, по мнению многих экспертов(2), эти требования основаны главным образом на опыте американских банков.

Тем не менее представляется важным назвать здесь те обобщенные принципы Базельского комитета, которые непосредственно регулируют формирование организационной структуры банка:

  1. В банке должна быть создана система выявления, оценки процентных рисков и управления ими, а также должны быть описаны процедуры контроля и лимитирования этих рисков.
  2. Подразделения, ответственные за управление процентным риском, должны быть в достаточной степени независимы от бизнес-подразделений и подотчетны непосредственно топ-менеджменту.

(2)См., например: журнал «Бухгалтерия и банки», №3/2008.


  1. Топ-менеджменту следует поддерживать организационную структуру с четким распределением ответственности, полномочий, отношений подотчетности и обеспечением эффективного осуществления делегированных полномочий(1). Требования к качеству банковского управления сформулированы и отечественными специалистами в области банковского дела. Назовем здесь наиболее, на наш взгляд, важные(2).

1. Требования общего характера:

1. банк должен располагать целостной и непротиворечивой системой управления, включающей регламентацию принятия любых управленческих решений на всех организационных уровнях банка, в том числе регламентацию пересмотра (отмены, уточнения) управленческих решений, и регламентацию всех видов их реализации (всех видов исполнительской деятельности). Такая система управления должна быть зафиксирована в виде комплекта внутрибанковских нормативных управленческих документов – положений, инструкций, регламентов и др.;
2. система управления банком должна быть пруденциальной (осторожной, благоразумной, предусмотрительной). О наличии этого ее качества можно говорить, если банк:


(1) См.: Principles for the management of the interest rate risk. – Basel Committee on Banking Supervision. – http://www.bis.org/publ/bcbs29a.html (09.01.2009) и письмо ЦБ РФ от 13 мая 2002 г. № 59-T «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».
(2) См., Банковское дело. Управление и технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. А.М. Тавасиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – С. 253-255


  • проводит только те операции и сделки, в которых хорошо разбираются его руководители;
  • осторожно подходит к выбору новых сфер деятельности, не подвержен «модным веяниям»;
  • планирует только такие шаги, для осуществления которых у него имеются достаточные ресурсы (финансовые, кадровые и др.);
  • по возможности широко сотрудничает с другими кредитными организациями в сфере коммерческой деятельности, прежде всего кредитной;
  • регулярно анализирует все аспекты своей деятельности, располагая соответствующими методиками;
  • добровольно принимает все предусмотренные в его специальных нормативных управленческих документах необходимые меры для управления своими рисками (в частности, формирует соответствующие резервные фонды), не дожидаясь указаний Центрального банка;
  • ведет взвешенную кадровую политику;
  • проявляет сдержанность в отыскивании недостатков и «лазеек» в действующей нормативно-правовой базе;
  • работает с клиентами на основе открытости и гласности, а возникающие конфликты пытается урегулировать без помощи со стороны (располагая для этого собственной службой для разбора жалоб клиентов, работающей по фиксированным правилам);

3. банк обязан не нарушать законодательство во всей его полноте (любое отклонение от этого требования, зафиксировано оно какими-либо государственными органами или нет, следует рассматривать как свидетельство изъяна в управлении);
4. Банк обязан соблюдать положения нормативных актов общего значения, а также индивидуально ему адресованные распоряжения или предписания Банка России (любое отклонение от этого требования, зафиксировано оно Банком России или нет, следует рассматривать как свидетельство недостатков в управлении);
5. банк обязан вести бухгалтерский учет своей деятельности, представлять отчетность в Банк России и публиковать отчетность в открытой печати в соответствии с установленными правилами (любое отклонение от этого требования следует рассматривать как свидетельство недостатков в управлении);
6. банк обязан выполнять установленные Банком России экономические нормативы банковской деятельности (невыполнение этого требования более чем на одну очередную отчетную дату  следует рассматривать как свидетельство крупных недостатков в управлении банком);
7. банк должен иметь развитую систему планирования.

2. Требования к планированию и его информационно-аналитическому обеспечению:

  1. в банке должно быть специальное подразделение, на основе стратегического анализа (анализа факторов, которые будут существенно воздействовать на условия деятельности банка в ближайшем и/или более отдаленном будущем) занимающееся подготовкой проектов документов, в которых отражены концепция, цели и планы развития банка, и поддержанием их в актуальном (адекватном меняющимся условиям) состоянии;
  2. развитая система внутрибанковского планирования должна обеспечивать разработку и утверждение (документальную фиксацию): концепции (миссии) банка, рассчитанной на период, реально поддающийся прогнозированию; системы качественных и важнейших количественных целей деятельности или намерений банка («дерева целей» банка) на конкретный плановый период (к примеру, на год); системы политик банка применительно ко всем существенным объектам  банковского управления, т.е. системы целей банка, получивших уточненное качественное и количественное выражение (на тот же или меньший период); перечней практических мер (организационных, юридических, аналитических, финансовых, экономических, технических и технологических, кадровых и пр.) с указанием конкретных сроков, объемов и исполнителей, которых необходимо задействовать для реализации каждой из утвержденных политик банка и бюджета банка;
  3. банк должен располагать специальной службой и целостной технологией информационной поддержки (обоснования) всех принимаемых в нем управленческих решений;
  4. в процессе планирования и оперативного управления руководство банка и его основных подразделений должно располагать документально закрепленной и регулярно обновляемой по определенным правилам обоснованной информацией:
  • о характеристиках самого банка, включая: описание его слабых и сильных сторон, перечень внешних возможностей, способных обеспечить банку сравнительные с другими преимущества, список препятствий для деятельности банка; определение его специализации на текущий и предстоящий периоды (перечень операций и сделок, которыми банк занимается преимущественно или хочет заниматься); описание качеств, отличающих банк от конкурентов, а также ключевых ценностей, признаваемых всеми сотрудниками банка; определение принципов и пределов гибкого реагирования банка на те или иные возможные изменения условий его деятельности; сравнение фактических результатов деятельности с плановыми;
  • о рынках и отраслях, на которые распространяются интересы банка;
  • о клиентуре (как можно более подробные сведения).

3. Требования к оперативному управлению:

1. управленческие решения оперативного характера, принимаемые как высшим руководством банка, так и руководством его структурных подразделений, должны:

  • приниматься непременно на основе соответствующих нормативных документов, регламентирующих процесс управления (не должно быть ситуаций, не предусмотренных в таких документах);
  • соответствовать духу и букве утвержденных концепции, целей и планов банка (служба внутреннего контроля должна вести учет нарушений данного требования и выяснять их причины);
  • учитывать оперативную информацию, предоставляемую службой информационной поддержки управления (должно быть определено и зафиксировано, как учитывается указанная информация);

2. каждое подразделение банка должно располагать целостным пакетом регламентирующих документов, обеспечивающих правильное понимание стоящих перед подразделением задач, их качественное выполнение и контроль такого выполнения.

На качество управления банком можно взглянуть и с точки зрения клиентов. В последнее время все чаще звучит идея о партнерстве банка и его клиентов.

Данная идея предполагает, с одной стороны, глубокое изучение банком условий деятельности клиента, фактических и потенциальных его проблем, а с другой – знание клиентом возможностей и проблем банка. Что же нужно знать реальным и потенциальным клиентам о банке? В чем выражается для клиента качество банковского управления?

Во-первых, какие риски принимает клиент, обслуживаясь в данном банке. Во-вторых, насколько хорошие возможности для ведения бизнеса предоставляет банк (механизмы и условия проведения расчетов и платежей, кредитования, прочих банковских операций, оказания консультационных услуг). Другими словами, клиент оценивает качество банка (качество его управления) по таким критериям, как его надежность и устойчивость.

При этом под надежностью банка клиент закономерно понимает уровень гарантий сохранения, приумножения и возвратности своих денег, который может обеспечить банк; прежде всего, он имеет в виду платежеспособность банка и в какой-то мере – ликвидность его баланса, т.е. способность банка своевременно погашать свои денежные обязательства и превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для выполнения его обязательств в случае, если имеющихся в
наличии платежных средств для этого не хватает. Что касается устойчивости банка, то под этим подразумевается его способность стабильно обеспечивать свое равновесное состояние в условиях меняющейся экономической и правовой среды.

14.10.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста