Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Опыт    Основы управления охраной труда

Основы управления охраной труда

11.08.2014

Основы управления охраной труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2012

О.П. Фролов,
к.э.н., заслуженный экономист
Российской Федерации

Поиск новых подходов к управлению охраной труда как на федеральном, так на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере. Экономическая реформа, наряду с расширением прав предприятий, привела к созданию новых форм хозяйствования – сегодня субъектами трудовых отношений наряду с государством стали бизнесмены, работодатели, представляющие различные виды экономической деятельности, формы собственности и организации производства.

Принято считать, что гражданское общество формируют три основных начала – личность, общество и государство, граждане которого объединены властью государства к упорядоченному, цивилизованному, культурному состоянию, благодаря чему в стране существует мир и порядок.

Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность экономики.

Важнейшими принципами Лиссабонского договора, который стал базовым документом для стран Европейского союза, является защита граждан этих стран по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и достижение полной занятости, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды и здоровья населения, социальная справедливость и т.д.

В последнее время вопросы формирования полноценного гражданского общества, сохранение здоровья нации, создание условий для безопасного труда находятся в центре особого внимания Общественной палаты, Федерального собрания, Правительства РФ и Президента РФ.

Россия в основном преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

Вместе с тем. как показывает международная и отечественная практика, уровень производственной опасности для профессиональной деятельности людей не только не уменьшается, но постоянно расширяется. По оценке специалистов Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения, существуют более 150 классов профессиональных рисков и приблизительно 1000 видов, которые являются источником постоянной реальной опасности для 2000 различных профессий.

Согласно оценкам МОТ в мире ежегодно происходит 270 млн несчастных случаев на работе, из них 350 тысяч – со смертельным исходом. При этом регистрируется около 160 млн профессиональных заболеваний.

Предприниматели зарубежных стран с развитой экономикой давно убедились, что охрана труда – один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. В нашей стране охрана труда, безусловно, должна войти в число приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.

Жизнь и здоровье людей на производстве подвергаются постоянной опасности в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений.

Сегодня государство платит высокую цену, измеряемую человеческими жизнями и утратой здоровья трудящихся, за каждую тонну угля, нефти, чугуна, стали, сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, за каждый станок.

В результате комплекса мер, реализованных органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, а также профессиональными союзами, в сфере условий и охраны труда за последние годы произошло дальнейшее снижение уровня производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, вместе с тем в нашей стране ежедневно погибает 9 человек.

Особую тревогу и озабоченность вызывает состояние условий труда работающих. Почти каждый третий работник в России трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Ежегодно растет доля таких работников в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи.

Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по России требует выработки отвечающих реалиям времени новых концептуальных подходов с использованием программно-целевого метода управления условиями и охраной труда.

Проблемы управления охраной труда, направления повышения его эффективности  рассматриваются в научных работах А.М. Елина, Б.Г. Збышко, А.Ф. Зубковой, Н.Ф. Измерова, В.В. Куликова, Н.К. Кульбовской, Н.Н. Карнауха, В.Г. Макушиной, Н.П. Пашина, Э.В. Петросянца, В.Д. Роика, А.Л. Сафонова, А.П. Соловьева, Ю.Г. Сорокиной, В.В. Трумеля, В.Н. Шлыкова, Г.З. Файнбурга и других авторов.

Однако до сих пор не сформирован эффективный экономический механизм, заинтересовывающий и обязывающий не только работодателя и органы государственной власти, но и работника обеспечивать безопасный труд на каждом рабочем месте без производственных травм и профессиональных заболеваний.

Проблема повышения экономической ответственности за создание безопасных условий труда приобретает особое значение в связи с утверждением Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой подчеркивается, что развитие демографических процессов без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны и прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Аспекты государственной политики в сфере управления охраной труда в рыночных условиях необходимо рассматирвать с точки зрения комплексного анализа состояния охраны труда, экономического подхода к оценке качества рабочего места, культуры охраны труда, а также на основе инновационных приоритетов повышения эффективности управления охраной труда в увязке с социальными проблемами.

 

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №2/2012

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы