Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Опыт    Актуальные задачи управления охраной труда работников

Актуальные задачи управления охраной труда работников

07.12.2015

Актуальные задачи управления охраной труда работников

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2012

О.П. Фролов,
Заслуженный экономист
Российской Федерации,
к.э.н.

Поиск новых подходов к управлению охраной труда как на федеральном, так и на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере. Сегодня субъектами трудовых отношений наряду с государством стали бизнесмены, работодатели, представляющие различные виды экономической деятельности, формы собственности и организации производства.

Государство платит высокую цену, измеряемую человеческими жизнями и утратой здоровья трудящихся, за каждую тонну угля, нефти, чугуна, стали, сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, за каждый станок.

Недопустима экономия на здоровье работников, на защите их от воздействия вредных производственных факторов, и в этой связи базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда становится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Анализ причин заболеваемости в стране показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда на рабочих местах.

Несмотря на наметившуюся положительную динамику снижения случаев профессиональных заболеваний, Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастных случаев, отравлений и травм) в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах. В целом по стране непосредственно на производстве в результате несчастных случаев гибнет 9 работников ежедневно. По причине неудовлетворительной организации производства работ происходит каждый четвертый несчастный случай. По видам экономической деятельности лидируют строительный комплекс, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и связи.

По данным Росстата, потери фактически отработанного времени – из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени – составляют 92,5 млн человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года свыше 750 тыс. человек.

Система управления охраной труда и в международном сообществе, по оценкам экспертов МОТ, не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям, в связи с чем проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников от сложных сочетаний профессиональных, экологических и природно-климатических рисков особенно актуальна.

Безопасный труд обеспечивается на рабочем месте
Рабочее место является основным звеном производственного процесса, где сосредоточены материально-технические элементы производства и осуществляется трудовая деятельность человека. От того, как организован труд, зависит использование применяемых орудий труда, качество выпускаемой продукции, себестоимость, а также общая культура производства.

Организация рабочего места имеет целью создать оптимальные условия для высокопроизводительной работы.

Достойное место работы, ее социальная полезность, правовая защищенность, справедливое вознаграждение за результаты труда, профессиональный рост и уверенность в будущем являются важнейшими слагаемыми качества трудовой жизни, составляющими совокупность свойств, характеризующих условия труда и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.).

Наша экономика имеет колоссальные резервы для повышения своей эффективности и обеспечения народосбережения. Для решения поставленной Президентом РФ задачи создать в ходе модернизации экономики страны до 2025 года 25 млн рабочих мест нового качества необходимо пересмотреть требования к условиям и безопасности труда.

Задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.

Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий необходима реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической деятельности.

Указанные процессы должны сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.

Модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приведет к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

В охране труда при решении задач обеспечения безопасности работника в процессе трудовой деятельности находят применение различные методы, позволяющие создать необходимый уровень безопасности. Внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и другие мероприятия позволяют освободить персонал от работ в опасных зонах. Нормализация рабочей зоны достигается путем исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к нормативным значениям. Приспособлению работников к соответствующей производственной среде способствуют обучение, индивидуальная защита.

Используют различные мероприятия обучения, позволяющие лучше усвоить необходимый объем знаний по безопасности.

В оценке качества рабочего места важная роль принадлежит профессиональному отбору лиц, пригодных к определенным профессиям. Задачами являются в разных случаях: отсев лиц, непригодных для данной работы; выбор наиболее пригодных среди желающих приступить к работе; советы по перспективности той или иной профессии для данного лица.

Для того чтобы создать экономический стимул, необходимо увязать возможности управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оплаты труда.

Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и в зависимости от этого состояния строить соответствующую систему компенсаций.

По данным Росстата, фактические расходы на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда в 2010 году только в ведущих видах экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь) составили 102,6 млрд рублей.

На досрочные пенсии за работу во вредных условиях ежегодно расходуется около 300 млрд рублей.

Основываясь на результатах анализа состояния работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, можно сказать, что отношение работодателей к вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда изменилось, но темпы проведения этой работы в целом по Российской Федерации продолжают оставаться невысокими, особенно в организациях среднего и малого бизнеса. По информации руководства Роструда, за последние 3,5 года аттестацию рабочих мест прошли всего 0,7% частных и государственных предприятий.

Сложившая ситуация свидетельствует о том, что у работодателя в сформировавшейся системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. Мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.

Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что  работники, формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.

В то же время со стороны государства не уделяется должного внимания в повышении заинтересованности работодателя в улучшении условий труда на рабочих местах. Так, в статье 210 Трудового кодекса РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» сказано: «...проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

Такой налоговой политики у государства пока нет, и это не позволяет реализовывать провозглашенные принципы.

Хотя очевидно, что в качестве мер следовало бы предпринять практические шаги по налогообложению, в частности, снизить или освободить от налога ту часть прибыли, которая направляется в качестве инвестиций на мероприятия по ликвидации рабочих мест, отдельных производств и цехов с неисправимо тяжелыми и вредными характеристиками по условиям труда работников. Эта мера позволила бы работодателю обновлять основные производственные фонды более быстрыми темпами, создавать рабочие места на новых производственных площадках.

Кстати, до принятия Налогового кодекса РФ существовал механизм, когда освобождалась от налога та часть прибыли, которая направлялась на обновление основных производственных фондов и на укрепление материально-технической базы.

Повышение эффективности управления охраной труда
В деле контроля за состоянием охраны труда общеэкономические вопросы безусловно важны, но в условиях рынка на первое место выходят вопросы извлечения максимальной прибыли  предприятий и коммерческие интересы работодателя. Напрашивается вывод, что эффективность экономического стимулирования деятельности по улучшению условий и охраны труда будет скорее всего зависеть от того, насколько вводимые методы повлияют на конечный результат деятельности бизнеса.

Высокая стоимость человеческой жизни – то главное звено, которое влияет на уровень безопасности труда на производстве. Наша страна считается одной из опасных стран в мире с точки зрения риска насильственной смерти.

К таким выводам пришла группа ученых французского Национального института  демографических исследований.

Правовой основой методики денежной оценки жизни человека с точки зрения самого человека, подвергаемого риску гибели, является право человека на жизнь, провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека, в Конституции Российской Федерации.

Однако в России не существует официально признанной адекватной методики определения стоимости человеческой жизни, которая необходима для расчетов компенсаций и материальной помощи жертвам всевозможных катастроф и терактов. Необходимость денежной оценки человеческой жизни обосновывается тем, что повышение безопасности людей в быту, на производстве, на транспорте, как, собственно, и во всех сферах жизнедеятельности, требует выделения средств на нейтрализацию опасных факторов и минимизацию рисков.

Физический смысл экономического эквивалента жизни среднестатистического человека представляет собой сумму среднедушевых располагаемых денежных годовых доходов населения страны в расчете на одного умершего...

Ежегодные потери порядка 60 млрд рублей связаны со смертностью, обусловленной производственным травматизмом, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемостью, в сумме свыше 22 млрд рублей – с временной утратой трудоспособности по причине производственных травм и профзаболеваний. Страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают 25 млрд рублей. Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате временной нетрудоспособности работающих, реабилитации пострадавших и предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников ежегодно составляют более 30 млрд рублей.

Приходится констатировать, что в России сложилась противоречивая, с позиций правовой и экономической точек зрения, ситуация в области охраны труда и социального страхования.

В существующих отношениях сложно сочетать интересы отдельного работника, предприятия (работодателя) и общества.

Принципиально в объективной оценке страховых взносов должны быть заинтересованы все основные участники и организаторы социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 9/2012»


Также по этой теме: