Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от юриста    Отстранение от работы: процедура и порядок оформления

Отстранение от работы: процедура и порядок оформления

Отстранение от работы: процедура и порядок оформления

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №4 год - 2003

Глушко В.И.


юрист

IV. Выявление в соответствии с медицинским заключением противопоказаний
для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором

Основание. Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний. Такие противопоказания могут быть выявлены в ходе медицинских осмотров, проводимых как по инициативе работодателя (в силу требований законодательства), так и по инициативе работников.

В отношении 1-й категории осмотров, рассмотренной в предыдущем разделе, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минздрава России от 14.03.1996 № 90 работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии, а его копия в 3-дневный срок пересылается работодателю. Это заключение и является основанием отстранения работника от работы (недопущения к работе).

Вместе с тем, в силу требований части второй статьи 72 Трудового кодекса РФ работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

То же следует сказать и в отношении 2-й категории медицинских осмотров, но за некоторыми исключениями. Как уже отмечалось ранее, осмотры этой категории проводятся с целью охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения заболеваний). Неудовлетворительные результаты осмотра работника (например, наличие инфекционных заболеваний) в данном случае означают, что выполнение работником трудовой функции может привести к распространению инфекционного заболевания. Для этого случая законодательство предусматривает индивидуальное решение. Так, согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. на 10.01.2003) лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. В данном случае не работодатель принимает решение об отстранении работника от работы, а уполномоченное должностное лицо органа государственной власти, что дает основания относить данное основание отстранения к обстоятельствам, указанным в абзаце 6 статьи 76 Трудового кодекса РФ.

Сотрудники пищеблока общеобразовательных учреждений, у которых в результате осмотра перед началом смены выявлены гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся порезы, ожоги, ссадины, а также катары верхних дыхательных путей, к работе не допускаются, а переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44).

В общественном питании аналогичная ситуация. Так, в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31) не допускаются к работе по производству кондитерских изделий с кремом (подготовке сырья для крема, приготовлению крема, отделке тортов и пирожных, приготовлению рулетов), приготовлению холодных закусок, готовых блюд работники, имеющие порезы, ссадины, ожоги, гнойничковые заболевания кожи рук, открытых частей тела, а также с ангинами и катаральными явлениями верхних дыхательных путей. Работники с указанными заболеваниями направляются на лечение. Лица, которым в связи с легкой степенью заболевания не выдаются больничные листы, с их согласия переводятся на другую работу.

Рассмотрим еще один пример. В соответствии с Инструкцией МПС России от 01.05.1998 № ЦУВС-552 «О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад», если в результате медицинского осмотра будет установлено, что имеет место недостаточный отдых, а также другие обстоятельства, имеющие большую вероятность утомления организма и снижения профессионально значимых психологических функций (готовности к экстренным действиям, скорости переключения внимания, надежности работы в состоянии утомления, стрессоустойчивости), работник направляется к психологу локомотивного депо и (или) ответственному дежурному для решения вопросов отстранения от рейса и временного трудоустройства.

Если результаты предрейсового (на автотранспортных предприятиях) или предполетного осмотра и осмотра перед сменой (в авиапредприятиях) свидетельствуют о наличии заболеваний, утомлении работника, недостаточном предсменном отдыхе, последствиях нервно-психологических нагрузок (умственного перенапряжения, перенапряжения анализаторов, эмоциональных перегрузок, стресса), работодатель также обязан отстранить работника от рейса (смены, полета) до устранения заболеваний, изменения состояния работника.

Не лишним будет напомнить и о том, что предрейсовые, предполетные, предсменные осмотры проводятся с целью предотвращения допуска к работе работника в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. В каждом конкретном случае решение о дальнейших действиях отстраняемого работника (временный перевод, направление на клиническое обследование и для получения листка нетрудоспособности, направление работника на отдых и т.д.) принимается в соответствии с нормативными правовыми актами отрасли и локальными нормативными актами организации.

Решение об отстранении работника от работы (о недопущении к работе) работодатель будет принимать на основании заключения медицинского работника, но не о противопоказаниях работы для работника, а об неудовлетворительном состоянии здоровья работника, не позволяющем надлежащим образом выполнить трудовую функцию.

Время. Если медицинское заключение содержит противопоказания к выполнению трудовой функции работником, и он нуждается в предоставлении другой работы, то срок отстранения составляет время до оформления работодателем перевода работника.

В случае, когда речь идет об отстранении от работы (недопущении к работе) в связи с временным нарушением здоровья, вместе с тем не предусматривающем лечение работника и оформление листка нетрудоспособности, то срок отстранения (недопущения к работе) истекает после достижения положительных результатов санации. Что же касается отстранения работников, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, то в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» время отстранения работника определяется постановлениями главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

V. Требования органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами

К числу органов и должностных лиц, уполномоченных требовать отстранения от работы, в первую очередь следует отнести суд. Так, согласно статье 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 01.07.2002, только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение о временном отстранении обвиняемого от должности. В соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Такое постановление направляется по месту работы обвиняемого и должно быть исполнено работодателем. Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Вторым, не менее могущественным в настоящее время органом, является федеральная инспекция труда. Согласно статье 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Кроме того, они вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об отстранении от должности виновных в указанных нарушениях в установленном порядке.

Правом направлять работодателям требования об отстранении от работы наделен ряд иных специализированных инспекций и надзоров и их должностных лиц. Так, согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 № 938) Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместители, старшие государственные инспектора и государственные инспектора имеют право давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и тепловых установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.

Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 (с изм. на 08.05.2002) государственным инженерам-инспекторам гостехнадзора предоставляется право давать обязательные предписания (постановления, представления) юридическим лицам, должностным лицам и физическим лицам об устранении нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов гостехнадзора, в том числе об отстранении от работы работников из-за неудовлетворительного знания правил, норм и инструкций по промышленной безопасности.

Как уже отмечалось ранее, согласно части 2 статьи 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями по вынесению мотивированных постановлений о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Еще один момент, на который руководству организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, следовало бы обратить внимание — это статья 36 названного Федерального закона, предусматривающая, что работники указанных организаций должны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Согласно приказу Минздрава России от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» документом, в котором фиксируются положительные результаты гигиенической аттестации, является медицинская книжка. При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана о производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр Госсанэпиднадзора уведомляет об этом работодателя, а последний принимает соответствующие меры. Следует отметить, что законодательство не предусматривает обязанности работодателя по отстранению от работы работника, не прошедшего гигиеническую подготовку и аттестацию. Вместе с тем, допуск таких работников квалифицируется как нарушение санитарных правил и влечет наступление ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, обеспечить соблюдение требований и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и трудового законодательства работодателям весьма проблематично. Однако выход из этой ситуации существует, и о нем рассказывается в следующем разделе настоящей публикации.

В области финансового надзора и контроля правом ставить перед руководством подконтрольных организаций вопросы об отстранении ответственных работников от должности наделено контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации. Так, согласно Положению о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 888, управление имеет право в случаях выявления нарушения законодательства, фактов хищений денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений, ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях. Таким же правом наделен Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России (Положение о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Россий-ской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 31.03.1998 № 53).

Требовать от работодателей отстранения работников от работы может только сравнительно небольшое количество органов государственной власти и их должностных лиц. Получив от какого-либо органа требование об отстранении работника, работодателю следует убедиться в том, что:

а) указанное требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством;

б) требование оформлено надлежащим образом.

Здесь будет уместным напомнить о судебной практике по применению статьи 38 ранее действовавшего КЗоТ РФ, которой определялся порядок отстранения от работы с приостановкой выплаты заработной платы. Как разъяснялось в Обзоре судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ (от 15.07.1994), рассматривая споры о законности отстранения от работы, суды не всегда проверяют, действительно ли предложение об отстранении от работы исходило от уполномоченного на это органа, было ли предложение оформлено надлежащим образом и, в зависимости от этого, насколько упомянутое предложение обязательно для исполнения администрацией. Рассматривая дело об отстранении работника от занимаемой должности на основании представления следователя, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что документ (представление следователя), на основании которого произведено отстранение, не отвечает требованиям закона. В соответствии со статьей 153 действовавшего в тот момент УПК РСФСР следователь в случае необходимости отстранения работника от должности с приостановкой выплаты заработной платы должен был вынести мотивированное постановление, подлежащее санкционированию прокурором или его заместителем, и только это постановление могло быть основанием для отстранения работника от работы. Работодателю же было направлено представление, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных работником нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем его пребывании в занимаемой должности. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения работника от работы.

Из приведенного определения следует, что при разрешении споров о законности отстранения от работы работника необходимо тщательно проверять, что из себя представляет документ уполномоченного органа. Если в документе прямо содержится требование об отстранении работника от работы, и он отвечает установленным требованиям (то есть оформлен в виде специального документа — постановления, предписания), то такой документ является основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы. Если же в документе, полученном работодателем, содержится предложение, просьба или рекомендация решить о вопрос о возможности пребывания работника в занимаемой должности, о возможности его допуска к выполнению работ, то работодатель самостоятельно принимает решение, руководствуясь при этом частью первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, а также иными статьями Кодекса и положениями нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Аналогично следует поступить работодателю, если ему направлено предписание об устранении нарушения законодательства, но не требование об отстранении работника от работы.

Период, на который работник отстраняется от работы в вышерассмотренных случаях, должен быть определен в актах, послуживших основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы — в постановлениях, предписаниях и иных документах уполномоченных органов. Он может быть определен как конкретной датой, так и совершением определенных действий (например, устранением нарушения, пр.).

VI. Иные случаи

К иным случаям, предусмотренным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, в первую очередь, нужно отнести случаи отстранения государственных служащих. Так, согласно статье 14 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (с изм. на 07.11.2000) государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на 1 месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей. Отстранение государственного служащего производится распоряжением руководителя, имеющего право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы.

Порядок отстранения государственного служащего конкретизируется в федеральных законах, определяющих основы государственной службы в различных органах. Например, согласно пункту 9 статьи 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. на 05.10.2002) работник прокуратуры, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на 1 месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.

Отстранение производится на время служебных проверок. Порядок их проведения преимущественно регулируется ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждена приказом МВД России от 14.12.1999 № 1038 (с изм. на 16.11.2001) сотрудник может быть временно отстранен от должности в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. Отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности служебной проверки. Основанием для принятия такого решения является факт грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. Отстранение от должности производится по инициативе начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, которому предоставлено право приема на службу. До решения вопроса о восстановлении в должности сотрудник, временно отстраненный от должности, выполняет поручения по службе начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Основания и условия отстранения данной категории служащих также определяются уставами и положениями о дисциплине.

Государственный служащий федеральной государственной службы может быть в установленном порядке отстранен от исполнения своих обязанностей на период проведения проверки в том случае, если он не представил в установленные сроки сведения о доходах и имуществе, а также если представил недостоверные или неполные сведения (Указ Президента РФ от 15.05.1997 № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»).

В числе федеральных законов, предусматривающих иные случаи отстранения работника от работы, следует также назвать Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изм. на 21.03.2002), частью 3 статьи 6 которого предусмотрено, что выборные должностные лица потребительского общества, которые нарушают права пайщиков, данный Закон, уставы, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребитель-ской кооперации, могут быть отстранены от должности, в том числе с приостановкой выплаты им заработной платы, советами союзов, членом которых является данное потребительское общество, по представлению правлений указанных союзов. Выборные должностные лица союза потребительских обществ, которые нарушают права пайщиков, указанный Закон, уставы, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребитель-ской кооперации, могут быть отстранены от должности, в том числе с приостановкой выплаты им заработной платы, советами союзов, членами которых являются потребительские общества союза, по представлению правлений указанных союзов. В таких случаях совет союза, принявший решение об отстранении от должности выборного должностного лица потребительского общества или выборного должностного лица союза, обязан организовать проведение общего собрания потребительского общества или общего собрания представителей потребительских обществ союза в течение 30 дней со дня принятия такого решения. Правление потребитель-ского общества или правление союза вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации отстранять от должности нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих наносящие ущерб организациям потребительской кооперации злоупотребления руководителей созданных потребительским обществом или союзом организаций.

Отстранение от работы также возможно в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Его статьей 13 установлено, что в случае введения чрезвычайного положения при наличии определенных в Федеральном конституционном законе обстоятельств, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

  • отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

Еще один Федеральный закон — от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изм. на 07.08.2000) — предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (статья 5).

Несколько особняком стоит Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 02.12.2002. Его нормами предусмотрено, что руководитель организации-должника может быть отстранен от должности определением арбитражного суда, выносимым на основании ходатайства временного управляющего (в случае нарушения руководителем организации-должника (статья 69) требований данного Федерального закона, а также ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц (в случае ненадлежащего исполнения руководителем организации-должника плана финансового оздоровления или совершения руководителем организации-должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц (часть 2 статьи 82).

Случаи отстранения работников от работы предусматриваются иными, помимо федеральных законов, нормативными правовыми актами. Например, постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» установлено, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан вносить руководителю организации предложения об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.

Законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также могут устанавливаться случаи отстранения работника от работе. Например, законодательством субъектов Российской Федерации о муниципальной службе устанавливаются следующие основания отстранения муниципального служащего от должности: нарушение служебной дисциплины, совершение дисциплинарных проступков, непредставление муниципальным служащим сведений об имуществе в установленные сроки, представление неполных или недостоверных сведений, получение от правоохранительных органов, органов государственной налоговой службы, судебных органов либо иных государственных органов и органов местного самоуправления информации о несоблюдении муниципальным служащим ограничений, установленных законодательством. Отстранение муниципального служащего производится на период проведения проверки причин непредоставления сведений или предоставления недостоверных, неполных сведений об имуществе, а также для проверки информации о несоблюдении ограничений по муниципальной службе. Проверка осуществляется в срок, установленный актами муниципального образования. Как правило, он составляет 1 месяц с последующим возможным продлением до 2-х месяцев. Отстранение муниципального служащего в случае совершения дисциплинарного проступка производится на время, указанное в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но на период, не превышающий 1-го месяца. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей производится должностным лицом, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность муниципальной службы и освобождать его от замещаемой муниципальной должности. На период отстранения муниципального служащего на него (с его согласия) может быть возложено временное исполнение должностных обязанностей по другой муниципальной должности при условии обеспечения невозможности создания отстраненным муниципальным служащим препятствий для установления истины.

В предыдущем разделе настоящей публикации уже говорилось о сложностях отстранения от работы отдельных категорий работников, не прошедших гигиеническую аттестацию. Федеральное законодательство не предусматривает возможности предъявления требований об отстранении таких работников уполномоченными органами. Но зато этот пробел восполняется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, например, в соответствии с Временным порядком организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 № 118, работодатель обязан при нарушении санитарных правил на объекте отстранить от работы лиц, не прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию с учетом профиля осуществляемой деятельности. Санитарными правилами для предприятий торговли, реализующих алкогольную продукцию, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 30.12.1998 № 23, установлено, что работники предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции должны проходить гигиеническую подготовку (аттестацию). Лица, не знающие и не выполняющие санитарные требования, отстраняются от работы.

Весьма распространенными являются споры о полномочиях должностных лиц Государственной противопожарной службы направлять работодателям требования об отстранении от работы работника, не прошедшего противопожарные инструктаж и обучение. Прохождение такого инструктажа и обучения в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Россий-ской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14.12.1993 № 536 (с изм. на 20.10.1999), является условием допуска работника к работе. Федеральное законодательство не содержит разъяснения, как действовать работодателю в случае отказа работника от прохождения инструктажа, непрохождения его в установленное время, а также не предусматривает обязанности по отстранению такого работника от работы. На уровне города Москвы вопрос об отстранении решен следующим образом: согласно Положению о пожарно-технических комиссиях, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 10.08.1999 № 722, члены пожарно-технической комиссии организации вправе требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по пожарной безопасности, обучение и проверку знаний в системе пожарно-технического минимума или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции о мерах пожарной безопасности.

Еще один «иной случай», который нередко становится причиной конфликта между работодателем и работниками, предусмотрен Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (с изм. на 21.02.2002). Согласно пункту 12 указанного нормативного правового акта должностным и иным лицам организации, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории. О первой категории лиц — находящихся в состоянии опьянения — мы уже говорили. Пришло время проанализировать правовое положение второй категории лиц — не имеющих права управления транспортным средством определенной категории. Ни для работодателя, ни для ГИБДД/ГАИ не имеет принципиального значения причина отсутствия права управления транспортным средством. При приеме на работу водителем автотранспортного средства от лица, поступающего на работу, требуется предоставление документа, подтверждающего наличие у него права на управление транспортным средством соответствующей категории. Если в результате ДТП к водителю организации будет применено такое административное взыскание, как лишение права управления транспортным средством (в соответствии с КоАП РФ — от 1 месяца до 1 года), то работодатель не имеет права допускать такого водителя к выполнению его трудовых обязанностей. Как в данном случае он должен поступить? Прежде всего, нужно помнить о том, что лишить права на управление транспортным средством в соответствии с частью 1 статьи 3.8 КоАП РФ может только суд. До вынесения постановления суда о лишении специально права у водителя изымается водительское удостоверение, а взамен выдается временное разрешение на право управления транспортным средством. Это разрешение будет действовать до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.10 КоАП РФ). И до этого времени работник может допускаться к выполнению своей трудовой функции, то есть к управлению автомобилем. Только с момента вынесения судом постановления о лишении права управления транспортным средством работодатель в силу требований закона должен не допускать (отстранить) водителя до работы.

Далее действия работодателя могут строиться по различным схемам.

  1. Если срок лишения права управления транспортным средством небольшой, работодатель может предложить работнику перевод на работу, не требующую наличия водительского удостоверения. Но на такой перевод работник должен дать свое согласие.
  2. Если срок большой, работодатель может воспользоваться частью первой статьи 84 Трудового кодекса РФ, согласно которой трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В числе таких случаев названная статья предусматривает отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Статьей 27 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. на 25.04.2003) право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. Согласно Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20.07.2000 № 782 (с изм. на 01.08.2002), водительское удостоверение является документом, подтверждающим успешную сдачу квалификационных экзаменов, а следовательно — наличие необходимых знаний для осуществления управления транспортными средствами. Отсутствие такого документа исключает возможность управления транспортным средством организации, и работодатель может воспользоваться частью первой статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Сказанное о водителях транспортных средств применимо и в случаях прекращения права на управление транспортными средствами по иным основаниям, предусмотренным статьей 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», например, вследствие истечения установленного срока действия водительского удостоверения.

В заключительной части настоящей публикации мы поговорим о правилах оформления отстранения от работы и выясним, как должны решаться вопросы о выплате заработной платы отстраненным работникам.

(окончание следует)

* Продолжение. Начало в «КП» №3, 2003.

 

 

Также по этой теме: