Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от юриста    Увольнение по всем статьям: прекращение допуска к государственной тайне (пункт 12 статьи 81 ТК РФ)

Увольнение по всем статьям: прекращение допуска к государственной тайне (пункт 12 статьи 81 ТК РФ)

Увольнение по всем статьям: прекращение допуска к государственной тайне (пункт 12 статьи 81 ТК РФ)

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2005

Д.Л. Щур

 начальник юридического отдела
издательско-консультационного центра
«Дело и Сервис»

Л.В. Труханович,
главный редактор журнала
«Кадры предприятия»

Основание, предусмотренное пунктом 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ — не ново для российского трудового законодательства. В период действия КЗоТ РФ оно применялось в качестве дополнительного основания расторжения трудового договора в соответствии со статьей 23 (часть вторая) Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» и статьей 254 (часть вторая) указанного Кодекса. В новом основном акте законодательства о труде оно нашло закрепление в перечне оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 ТК РФ).

Общие условия

Несмотря на то, что рассматриваемое основание увольнения включено в общий перечень оснований расторжения трудового договора, установленный статьей 81 Трудового кодекса РФ, оно, тем не менее, является специальным, поскольку распространяется на строго определенную категорию работников.
Согласно пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ основанием для прекращения трудовых отношений между работодателем и работником является прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работником работа требует к ней допуска.

Под государственной тайной в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (с изм. на 22.08.2004) понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Право на работу с указанными сведениями возникает у поступающего на работу после допуска к государственной тайне, представляющего собой комплекс специальных мероприятий.

Допуск к государственной тайне является одним из способов ее защиты, поскольку в результате проверочных мероприятий выявляются претенденты, наиболее отвечающие установленным требованиям, обеспечивающим сохранность государственной тайны. Выводы о том, предусматривает ли трудовая функция работу со сведениями, составляющими государственную тайну, должны основываться на содержании должностных и производственных инструкций, регламентов работы и схем распределения обязанностей, других актов. Установив, что в процессе выполнения своих трудовых обязанностей работник будет иметь доступ к источникам, содержащим указанные сведения, обрабатывать, перерабатывать, пересылать или иным образом использовать эти сведения, работодатель в силу Закона РФ «О государственной тайне» обязан выдвинуть условие о включении в трудовой договор обязательства работника о неразглашении указанных сведений, а также о принятии работником на себя других дополнительных обязательств.

Наличие такого условия в трудовом договоре означает, что работник не только принял на себя определенные обязанности, но и согласился претерпевать определенные ограничения, одним из частных проявлений которых, в том числе, является возможность его увольнения в случае прекращения допуска к государственной тайне.
Новая формулировка основания увольнения, связанного с государственной тайной, вызывает определенные нарекания со стороны правоприменителей. Так, возможность применения предусмотренного статьей 23 Закона РФ «О государственной тайне» дополнительного основания расторжения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне прямо увязывается с наличием условия об этом в трудовом договоре. Конструкция же пункта 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ в качестве условия применения рассматриваемого основания увольнения предусматривает положение о том, что выполняемая работником работа должна требовать допуска к государственной тайне. Никакой связи с трудовым договором указанная норма Трудового кодекса РФ не содержит.

В связи с этим возникает вопрос, а обязательно ли наличие в трудовом договоре условия, определяющего обязательства работника, связанные с допуском к государственной тайне, и каковы, в сущности, эти обязательства? Достаточно ли в трудовом договоре условия о неразглашении работником государственной тайны, или же он должен содержать конкретные положения о допуске к государственной тайне, об обязательности выполнения работником требований законодательства и нормативных актов о государственной тайне, о возможности расторжения трудового договора в случае прекращения допуска к государственной тайне и др.?

Согласно части третьей статьи 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре может предусматриваться такое дополнительное условие, как условие о неразглашении государственной тайны. Как уже отмечалось, указанное условие включается в трудовой договор в случае, если трудовая функция работника предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В противном случае наличие данного условия в трудовом договоре является необоснованным и не влечет для работника каких-либо правовых последствий.
«Работать» указанное условие начинает только после того, как работник получил допуск к государственной тайне.

Согласно статье 21 (части первая и третья) Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1)

принятие указанными лицами на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2)

согласие на частные, временные ограничения их прав, заключающиеся, в частности, в ограничении: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

3)

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4)

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий в связи с допуском к государственной тайне;

5)

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6)

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

При положительном решении о допуске гражданина к государственной тайне с ним одновременно с трудовым договором заключается договор об оформлении допуска к государственной тайне. Являясь приложением к трудовому договору, он, помимо положений, предусмотренных Типовым договором (контрактом) об оформлении допуска к государственной тайне по форме 9, утвержденной постановлением Правительством РФ от 28.10.1995 № 1050, может содержать конкретные обязательства работника, связанные с обеспечением государственной тайны.

Подписание работником данного договора, по нашему мнению, является доказательством того, что он принял на себя определенные обязательства, связанные с государственной тайной. Следовательно, даже если в тексте самого трудового договора будет отсутствовать условие об обеспечении сохранности государственной тайны и иных обязательств работника, связанных с ней, последний может быть уволен по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ, поскольку в силу договорной практики приложения являются составными частями договора.
Вместе с тем, посоветуем работодателям более серьезно подходить к оформлению трудового договора и договора об оформлении допуска к государственной тайне: во-первых, увязать их между собой перекрестными ссылками и учетными реквизитами, а во-вторых, прямо указывать в трудовом договоре условие о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Как свидетельствует судебная практика, выводы судов о правомерности или неправомерности увольнения по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ в большинстве случаев основываются исключительно на положениях трудового договора, а не его приложения.

ДЕЛО № __
Б. обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о восстановлении на работе, обосновав свое требование следующим.
Приказом от 04.06.2003 Б. была уволена 05.06.2003 по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ на основании письма территориального органа ФСБ России от 05.01.2003. Б. основывала свое несогласие с увольнением по указанному основанию, так как заключенный с нею контракт не предусматривал допуска к государственной тайне; при приеме на работу она не была ознакомлена с Положением, которым предусматривалось, что выполнение функций начальника планово-экономического отдела возможно только при наличии формы 2 допуска.

Решением суда исковые требования Б. были удовлетворены.
В кассационной жалобе работодателя ставился вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13.04.2004 отказала в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне. Согласно статье 23 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре.

Восстанавливая истицу на работе, суд ссылался на то, что в трудовом договоре истицы как при приеме на работу, так и в течение всего периода нахождения в трудовых отношениях, не указывалась в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. То есть допуска к государственной тайне у нее не было. Доказательств того, что упомянутые обязанности ей вменялись, ответчиком не было представлено.

Поскольку увольнение было произведено ответчиком без законного основания, вывод суда о восстановлении ее на работе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала правильным.

Источник: Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 13.04.2004 № 35-Г04-5.

 

Порядок допуска к государственной тайне

В Российской Федерации установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну;


-

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности (гриф — «особой важности»);

-

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям (гриф — «совершенно секретно»);

-

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям (гриф — «секретно»).

Наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050 (с изм. на 15.11.2004), допуск граждан:

-

по первой и второй формам осуществляется по результатам проверочных мероприятий, проведенных органами безопасности (Федеральной службой безопасности РФ и ее территориальными органами) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

-

по третьей форме — руководителем организации без проведения проверочных мероприятий (за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности анкетных данных поступающего на работу гражданина).

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения в отношении их проверочных мероприятий органами безопасности.
По правилам пункта 22 Инструкции решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям после проведения органом безопасности проверочных мероприятий оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки на допуск работников по первой и второй формам и заверяется его подписью, печатью организации.

Фрагмент формы 3

Решение о допуске гражданина к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск по третьей форме:

Фрагмент формы 8

На основании указанных документов работникам, допущенным к государственной тайне, оформляются специальные служебные удостоверения, спецпропуска и иные документы служебного характера, удостоверяющие право на доступ к сведениям, относящимся к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне

Основания прекращения допуска к государственной тайне

В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О государственной тайне» и пунктом 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случаях, указанных в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Случаи прекращения допуска к государственной тайне

1

Расторжение с гражданином трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий

2

Однократное нарушение гражданином предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны

3

Возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

3.1

Признание судом гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления

3.2

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

3.3

Постоянное проживание гражданина и (или) его близких родственников и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства

3.4

Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации

3.5

Уклонение от проверочных мероприятий (например, при переоформлении допуска) и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных

 

Прекращение допуска к государственной тайне в случае, указанном в пункте 1 таблицы, осуществляется в результате применения работодателем таких оснований расторжения трудового договора, как сокращение численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК РФ), а также ликвидация организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ). Поскольку прекращение допуска в данном случае является следствием увольнения работника по соответствующему основанию, а не его основанием, сосредоточим внимание на остальных случаях, указанных в таблице.

1. Однократное нарушение гражданином предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны. Как уже отмечалось, часть седьмая статьи 21 Закона РФ «О государственной тайне» предусматривает, что взаимные обязательства администрации (работодателя) и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами.

Согласно Типовому договору (контракту) об оформлении допуска к государственной тайне, гражданин, на которого оформляется допуск к государственной тайне, принимает на себя следующие обязательства:


1)

своевременно представлять в кадровый аппарат организации сведения о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»;

2)

не уклоняться от проверочных мероприятий и не сообщать заведомо ложные анкетные данные;

3)

представлять в установленном порядке в кадровый аппарат организации документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному Минздравом России;

4)

в случае попытки посторонних лиц получить от него информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в подразделение по защите государственной тайны организации или в органы Федеральной службы безопасности РФ;

5)

полно и своевременно информировать кадровый аппарат организации об изменениях в биографических данных.

Тем же Типовым договором предусмотрено обязательство-предупреждение работника о том, что в случае даже однократного нарушения взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны, допуск к государственной тайне по решению руководителя организации может быть прекращен, а трудовой договор — расторгнут (если такие условия предусмотрены в нем).

В отдельных организациях основные обязательства по обеспечению сохранности государственной тайны включаются непосредственно в текст договора в виде отдельного раздела и статьи. Так, помимо главной обязанности — о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну — в трудовые договоры включаются обязательства:

-

пресекать действия лиц, которые могут привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну;

-

при составлении секретных документов ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями;

-

определять количество экземпляров секретных документов в строгом соответствии со служебной необходимостью;

-

пользоваться только специальными учтенными рабочими тетрадями;

-

вести учет всех полученных секретных документов, хранить их только в рабочей папке, в личном сейфе, ином месте, исключающем доступ к ним других лиц;

-

не хранить вместе секретные и несекретные документы;

-

получать секретные документы только после проверки их целостности, полноты или наличия иных учетных и регистрационных признаков;

-

регистрировать каждый доступ к секретным документам;

-

своевременно возвращать полученные секретные документы, не вносить в документы какие-либо записи, кроме установленных;

-

обеспечивать сохранность секретных документов, документарных и технических носителей государственной тайны, об утрате или недостаче секретных документов (отдельных листов), ключей от режимных помещений, сейфов, личных печатей немедленно сообщать в подразделение по безопасности;

-

сдавать все числящиеся документы при уходе в отпуск, отъезде в командировку, отчитываться перед уполномоченным за все числящиеся секретные документы, предъявлять секретные документы при служебных проверках;

-

производить копирование, тиражирование секретных документов, иных носителей секретной информации только с разрешения подразделения по безопасности;

-

не использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке, не выносить источники секретной информации за пределы места работы, не перевозить секретные документы, носители секретной информации в общественном транспорте;

-

не вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи, не осуществлять пересылку сведений внутри организации и за ее пределами по незащищенным каналам связи;

-

не выполнять секретные работы на дому, не работать с секретными сведениями на незащищенном компьютере; другие обязанности и запреты.

Вместо такой подробной конкретизации условий трудового договора можно ограничиться включением в текст договора общего условия о неразглашении государственной тайны (часть третья статьи 57 Трудового кодекса РФ) и обязательства работника соблюдать требования специальных инструкций по работе с секретными документами, положения о защите информации и иных документов, определяющих режимы работы с носителями государственной тайны. В таких случаях однократным нарушением работником предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны, считается нарушение любого положения указанных локальных нормативных актов.

Следует отметить, что закон не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения — грубым или малозначительным. Поэтому по усмотрению руководителя организации и органов безопасности решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения обязательств по сохранению государственной тайны.

2. Признание судом гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления. Основаниями для прекращения допуска к государственной тайне во всех этих случаях являются решения суда, иных компетентных юрисдикционных органов. Каждое из указанных обстоятельств может иметь место как при поступлении лица на работу и не быть выявленным в результате проверочных мероприятий, так и возникнуть в процессе трудовой деятельности.

Поступившее из суда решение, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным (статья 285 Гражданского процессуального кодекса РФ), является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.
Правовая категория «признание особо опасным рецидивистом» была воспроизведена в Законе РФ «О государственной тайне» из действовавшего на момент его принятия Уголовного кодекса РСФСР от 27.10.1960, статьей 24.1 которого определялся порядок признания лица особо опасным рецидивистом. Основанием для определения такого статуса выступал приговор суда. В новом Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996, действующем с 01.07.1997, речь идет о признании рецидива (простой, опасный, особо опасный) преступлений, влекущего ряд правовых последствий в виде ужесточения уголовной ответственности.
Согласно статье 18 (часть 3) Уголовного кодекса РФ рецидив преступлений признается особо опасным:


а)

при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы;

б)

при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Как и прежде, признание особо опасного рецидива осуществляется по приговору суда.
Основаниями для признания лица находящимся под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления также являются акты соответствующих юрисдикционных органов. Данное основание прекращения допуска к государственной тайне также сформулировано с применением понятий, употреблявшихся в ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР от 27.10.1960, который отдельно выделял государственные преступления (глава первая) и содержал отдельный перечень тяжких преступлений (статья 7.1). В конструкции Уголовного кодекса РФ 1996 года основные преступления, ранее именовавшиеся, «государственными», выделены в раздел X «Преступления против государственной власти», а согласно его статье 15 (часть 4) тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. С учетом того, что преступлениями средней тяжести в соответствии с частью 3 статьи 15 Уголовного кодекса РФ признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, не превышает 5 лет лишения свободы, тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлено в пределах от 5 (свыше) до 10 (не более) лет.

Под «нахождением под следствием» в настоящее время понимается состояние гражданина в результате возбуждения органом дознания, дознавателем или следователем с согласия прокурора, а также прокурором уголовного дела, расследования и следствия по нему, и, главное — принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого. Подтверждением того, что работник привлечен в качестве обвиняемого, является постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, выносимое следователем. Лицо считается «находящимся под судом» с момента вынесения постановления о назначении судебного заседания вплоть до вынесения приговора.

Закон не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с вынесением окончательного приговора по уголовному делу — для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска достаточно факта привлечения работника в качестве обвиняемого по уголовному делу за преступления против государственной власти и иные тяжкие преступления. В связи с этим, на практике возникают споры о восстановлении на работе уволенных по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом его осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1—8 постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан»). В соответствии со статьей 86 (часть 1) Уголовного кодекса РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Закон РФ «О государственной тайне» оперирует только понятием «снятие судимости», под которым понимается прекращение судимости по решению суда, принимаемому до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного при условии, что осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно (часть 5 статьи 86 Уголовного кодекса РФ).
Во всех перечисленных случаях решение руководителя организации или органа безопасности принимается на основании перечисленных актов суда и иных указанных юрисдикционных органов; каких-либо специальных документов из суда или органов дознания о прекращении допуска к государственной тайне не требуется. Необходимо отметить, что временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого по постановлению судьи в соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ само по себе не является основанием для прекращения допуска к государственной тайне, однако, механизм полного отстранения работника автоматически ограничивает его доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Примечательно, что рассмотренный перечень фактов в основном сориентирован на случай принятия первичного решения о допуске к государственной тайне. Однако такие события, как признание ограниченно дееспособным или недееспособным, привлечение в качестве обвиняемого, могут возникнуть и в процессе трудовой деятельности. Несколько сложнее обстоит дело со случаем выяснения факта о неснятой судимости — работник с неснятой судимостью не может быть принят на работу, связанную с государственной тайной. Если такой факт будет установлен в процессе трудовой деятельности, значит, работник сообщил ложные анкетные данные, и прекращение его допуска к государственной тайне должно осуществляться по основанию, указанному в пункте 3.5 таблицы.

3. Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава России от 16.03.1999 № 38.
В него вошли:


а)

хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

б)

психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Как уже отмечалось, согласно договору об оформлении допуска к государственной тайне, являющемуся приложением к трудовому договору, работник принимает на себя обязательства представлять в установленном порядке в кадровый аппарат организации документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Порядок предоставления указанных сведений (с определенной регулярностью, по требованию кадрового аппарата) определяется в локальных нормативных актах организации, регламентирующих порядок защиты государственной тайны.

Указанные противопоказания должны быть выявлены еще при оформлении допуска к государственной тайне. Однако состояние здоровья работника может ухудшиться и в процессе трудовой деятельности. Основанием для принятия решения о прекращении допуска к государственной тайне в данном случае является медицинское заключение.

4. Постоянное проживание гражданина и (или) его близких родственников и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства. Что понимается под постоянным проживанием работника и его близких родственников в других государствах, Закон РФ «О государственной тайне» не поясняет. По общему правилу, для постоянного проживания гражданина одного государства в другом государстве необходимо получение вида на жительство. При этом в документе, удостоверяющем личность гражданина, проставляется соответствующая отметка.
В заграничном паспорте гражданина, выезжающего на постоянное место жительства в другое государство, проставляется отметка «Выезд на постоянное место жительства» и открытая виза того иностранного государства, в которое он намерен выехать. Соответствующие отметки проставляются и в паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, имеющего место жительства за пределами Российской Федерации.
Факт постоянного проживания работника за границей может и должен быть установлен при первичном оформлении допуска к государственной тайне. Если работник — российский гражданин, постоянно проживающий в другом государстве, был допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, значит, проверочные мероприятия в отношении него были проведены ненадлежащим образом.

Факты постоянного проживания в другом государстве близких родственников поступающего на работу устанавливаются при приеме на работу по перечисленным выше документам, а также в соответствии с анкетой, заполняемой работником при поступлении на работу при ответе на вопрос пункта 12 (о наличии у него родственников, постоянно проживающих за границей с указанием данных о них). Если они будут установлены в процессе трудовой деятельности работника, значит, либо он сообщил заведомо ложные сведения, либо ошибочно полагал, что указанных лиц в его ближайшем окружении не имеется. Поскольку сообщение заведомо ложных сведений само по себе является основанием для прекращения допуска к государственной тайне, представляется, что законодатель предусмотрел данный случай именно для случаев добросовестного заблуждения работника.

Отдельным основанием прекращения допуска к государственной тайне является оформление работником либо его близкими родственниками документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства. Информация о запросе и получении вида на жительство и визы передается органами внутренних дел в органы безопасности. Работник также должен уведомить своего работодателя о планируемых изменениях его статуса в силу требования подписанного им договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне. В большинстве случаев, работник, оформляющий документы на постоянное место жительства, заинтересован в продолжении трудовых отношений до последних дней проживания в Российской Федерации. Во избежание затягивания решения вопроса об увольнении (неважно по какому основанию работник будет увольняться — в связи с прекращением допуска к государственной тайне (пункт 12 статьи 81 ТК РФ) или по собственному желанию (пункт 3 статьи 77 ТК РФ) в трудовой договор необходимо включить условие об обязательстве работника сообщить в кадровый аппарат информацию о планируемом им выезде на постоянное место жительства в другое государство сразу после положительного решения компетентного органа иностранного государства о выдаче вида на жительство или иного разрешения на постоянное место жительства. Аналогичное условие — об обязательном сообщении в кадровый аппарат обо всех известных работнику случаях оформления документов на выезд на постоянное место жительства в другое государство его или его жены близкими родственниками — также желательно включить в трудовой договор с работником.

Еще раз отметим, что основанием прекращения допуска к государственной тайне является оформление указанными лицами соответствующих документов, а не высказанное в устном порядке намерение.
5. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Какие действия считаются создающими угрозу безопасности Российской Федерации Закон РФ «О государственной тайне» не поясняет. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к числу действий, создающих угрозу безопасности относятся выступление гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, другие действия. К таковым также могут быть приравнены действия по финансированию, планированию террористических (экстремистских) актов, поддержка террористической (экстремистской) деятельности. В остальном же квалификация действий в качестве угрожающих безопасности страны производится органами безопасности по внутренним методикам при решении вопроса об оформлении первичного допуска к государственной тайне и заключении трудового договора.

Однако, как представляется, информация о таких действиях может стать известной органам безопасности и в течение трудовой деятельности работника (например, при служебных проверках, переоформлении допуска, оформлении допуска к следующей категории секретности и др.).
6. Уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных. Как уже отмечалось, проверочные мероприятия проводятся органами безопасности при первичном оформлении приема гражданина на работу, связанную с государственной тайной. Необходимость в проведении этих мероприятий может возникнуть при переоформлении допуска, оформлении допуска к высшей ступени.
О том, что работник сообщил заведомо ложные сведения при заполнении анкеты, может стать известно как при проведении проверочных мероприятий при оформлении первичного допуска к государственной тайне, так и в процессе трудовой деятельности работника.

Процедура прекращения допуска к государственной тайне

Как следует из пункта 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне первым шагом в процедуре прекращения допуска является принятие решения об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Для этого подразделение по защите государственной тайне и структурное подразделение, в котором работает указанный гражданин, готовят письменное заключение, которое утверждается руководителем организации (примерный вариант приводится в разделе «БУМАГИ» — 69 стр.). Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности, а также делается следующая отметка в карточке (форма 3):

Фрагмент формы 3

Орган безопасности готовит свое мнение по данному заключению, на основании которого руководитель организации принимает решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне.
Инициатива о прекращении допуска к государственной тайне может исходить от органа безопасности. В этом случае последний направляет в адрес организации заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, которое является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. По итогам проверки фактов об обстоятельствах, указанных в пунктах 2—3 таблицы 1, орган безопасности может вынести соответствующее представление о прекращении допуска гражданина к государственной тайне. В таких случаях приказ (распоряжение) о прекращении допуска к государственной тайне издается со ссылкой на соответствующее заключение или представление органа безопасности.

Работодателю, получившему от органа безопасности соответствующий документ, необходимо обратить внимание на его содержание. В нем должно присутствовать заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска работника к государственной тайне и необходимости решения вопроса о прекращении допуска гражданина к государственной тайне. Представление, например, содержащее предписание о проведении расследования по фактам нарушений работником правил работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и принятию мер по исключению указанных нарушений в будущем, не является основанием для отстранения работника и последующего прекращения допуска к государственной тайне.

Если основанием прекращения допуска к государственной тайне является выявление у работника медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, решение работодателя о прекращении допуска к государственной тайне обосновывается медицинским заключением.

Оформление увольнения

Утвержденное руководителем организации заключение об отстранении работника от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, является основанием для отстранения работника от указанной работы и, как представляется, издания какого-либо дополнительного распорядительного акта (приказа или распоряжения) об отстранении не требуется. Однако, если локальная система документирования управления предусматривает издание организационно-распорядительных актов во всех случаях принятия индивидуальных решений в организации, отстранение может оформляться отдельным приказом или распоряжением.
Если в результате служебной проверки, иных контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных в пределах срока отстранения, будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 2—3 таблицы 1, руководитель организации принимает решение о прекращении допуска работника к государственной тайне.

Согласно пункту 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне итогом процедуры прекращения допуска к государственной тайне является решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора. Из данного положения следует, что решение руководителя организации и о прекращении допуска, и об увольнении оформляется одним актом (приказом или распоряжением). Документирование процедуры расторжения трудового договора по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ указанным способом на практике затруднено ввиду обязательности применения для учета увольнения унифицированной формы приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником(ами) (увольнении) № Т-8 или Т-8а, не предусматривающей возможности произвольно включить дополнительный пункт для отдельного распоряжения. Поэтому, более обоснованным представляется издание руководителем организации отдельного приказа (распоряжения) о прекращении допуска к государственной тайне, и уже затем, на его основании — приказа (распоряжения) об увольнении.
Применяя данный подход оформления, работодатель в приказе (распоряжении) о прекращении допуска к государственной тайне может решить ряд сопутствующих вопросов, например, таких, как передача носителей секретной информации, сдача документов и т.д.

Отдельно оформлять решение о прекращении допуска к государственной тайне целесообразно по той причине, что прекращение допуска не является безусловным основанием для расторжения с работником трудового договора. По крайней мере, статья 81 Трудового кодекса РФ, содержащая рассматриваемое основание увольнения, предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне. Прекращение допуска к государственной тайне свидетельствует о невозможности продолжения выполнения трудовой функции, связанной с работой с секретными сведениями, причем, как следует из таблицы 1, деловые качества работника ставятся под сомнение только в случаях, указанных в пункте 2 и, частично, в случае, приведенном в пункте 3.2. Во всех остальных случаях прекращение допуска к государственной тайне связано с возникновением обстоятельств, некоторые из которых могут не зависеть от воли работника. Например, выезд близких родственников на постоянное место жительства в другое государство не зависит от решения работника, однако является основанием для прекращения допуска к государственной тайне. В этом случае работодатель может сохранить квалифицированного работника, предложив ему другую работу, не связанную с государственной тайной.

Приказ (распоряжение) о прекращении допуска к государственной тайне может быть оформлен по образцу, приводимому в разделе «БУМАГИ» (стр. 68). Крайне желательно, чтобы указанный документ содержал ссылки на заключение или представление органа безопасности, а также иные документы, подтверждающие наличие обстоятельств, указанных в пунктах 2—3 таблицы 1, а также визы руководителя подразделения по защите государственной тайны и кадрового аппарата. Не помешает работодателю и юридическая экспертиза приказа (распоряжения) и соответствующая виза юриста.

Приказ (распоряжение) о прекращении допуска к государственной тайне является основанием для издания приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником(ами) (увольнении) по унифицированной форме № Т-8 (примерный образец заполнения приводится в разделе «БУМАГИ» — стр. 70).
Поскольку увольнение по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ не является дисциплинарным взысканием, то работодатель не обязан выполнять требования статьи 193 Кодекса. Однако, если допуск к государственной тайне был прекращен в связи с однократным нарушением работником предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны, работодателю следует порекомендовать истребовать у работника объяснения нарушению — они необходимы для установления факта нарушения, его содержания и характера. Реквизиты объяснительной записки или иного документа, содержащего точку зрения работника, желательно указать в приказе (распоряжении) об увольнении.

Указанный приказ (распоряжение) является основанием для внесения соответствующей записи в трудовую книжку работника. Как следует из Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, при увольнении по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ в трудовую книжку работника вносится следующая запись:

Одновременно с внесением записи в трудовую книжку в личной карточке работника по форме № Т-2 производятся последние отметки, которые заверяются подписями работника и сотрудника кадровой службы.

Фрагмент формы № Т-2

Для производства расчетов с работником на основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) сотрудник кадровой службы готовит записку-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) по форме № Т-61.

* * *

В заключение необходимо отметить, что расторжение трудового договора по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ достаточно часто обжалуется работниками, особенно если основанием для прекращения допуска к государственной тайне послужили нарушения работником предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны. При рассмотрении таких споров судом особо тщательно исследуются содержание проступка и обстоятельства его совершения. Поэтому работодателю, производящему увольнение по данному основанию, необходимо вместе с органами безопасности тщательно готовить доказательную базу и время от времени актуализировать свои локальные нормативные акты, определяющие режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Также по этой теме: