Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от юриста    Особенности определения срока трудового договора с иностранным работником

Особенности определения срока трудового договора с иностранным работником

Особенности определения срока трудового договора с иностранным работником

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2005

Э.Р. Григорьев



юрист,
эксперт журнала «Кадры предприятия»

Может ли с иностранным работником быть заключен срочный трудовой договор?

Н.А. Хуторная,
г. Хабаровск

Условие о сроке трудового договора с работником - иностранным гражданином является одним из наиболее значимых условий трудового договора, поскольку трудовые отношения между работодателем и работником, не являющимся гражданином Российской Федерации, находятся в прямой зависимости от документов, дающих право этому гражданину находиться на территории Российской Федерации.
Прежде чем приступить к анализу содержания данного условия трудового договора, необходимо определиться с терминологией, установленной законодательством о правовом положении иностранных граждан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. на 02.11.2004) под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь лицом без гражданства называется физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Правовое положение обеих категорий неграждан Российской Федерации, в сущности, одинаково. И только в исключительных случаях для апатридов (лиц без гражданства) устанавливаются специальные правила, отличающиеся от тех, которые предусмотрены для иностранцев<*>.

<*> В связи с этим для обозначения неграждан Российской Федерации используется одно понятие — «иностранные граждане». И только в тех случаях, когда положение апатрида обусловливает совершение определенных действий, они выделены в тексте понятием «лица без гражданства».

Правила осуществления трудовой деятельности напрямую зависят от формы законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает три формы:


1)

временное пребывание. Временно пребывающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание;

2)

временное проживание. Временно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации;

3)

постоянное проживание. Постоянно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство.

В трудовых отношениях с иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, документом, дающим право на пребывание в Российской Федерации и осуществление им трудовой деятельности является виза (для граждан, въехавших в Российскую Федерацию в визовом порядке), а также разрешение на работу. Для вступающего в трудовые отношения иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, документом, делающим легальным проживание и осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, является разрешение на временное проживание, срок действия которого составляет 3 года. Наконец, легальность проживания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, является вид на жительство, который первоначально выдается на срок 5 лет.
Прекращение действия любого из этих документов (в связи с истечением срока или его аннулированием) делает невозможным продолжение трудовых отношений. Продолжение трудовых отношений также становится невозможным в случае прекращения действия разрешения работодателю на привлечение и использование иностранных работников.
Рассмотрим основания аннулирования каждого из вышеперечисленных разрешительных документов.

Основания аннулирования разрешительных документов

Аннулирование разрешения на привлечение иностранных работников

Аннулирование выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Если работодатель нарушил положения данного Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальный орган могут приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
О том, что действие разрешения приостановлено, работодатель извещается уведомлением, в котором указываются причины принятия органом, ведающим вопросами миграции, такого решения и устанавливается срок, в который работодатель должен устранить выявленные нарушения.
После устранения нарушений работодатель направляет в орган, ведающий вопросами миграции, заявление или иной документ, в котором сообщает об устранении нарушений и просит отменить приостановление действия разрешения. По результатам рассмотрения данного обращения работодателя орган, ведающий вопросами миграции, принимает решение о возобновлении действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Если работодатель не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю, аннулируется.
Разрешение в этом случае изымается.
Трудовой договор между иностранным работником и данным работодателем прекращается. Однако же Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» оставляет за иностранным работником право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее 3 месяцев (пункт 13 статьи 18) и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Аннулирование разрешения на работу

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает исчерпывающий перечень оснований аннулирования разрешения на работу иностранного гражданина (табл. 1).

Таблица 1

Норма Федерального закона

Основание

Комментарий

1

2

3

Подпункт 1 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации

Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Подпункт 2 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность

Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Подпункт 3 пункта 9 статьи 18

В течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, иностранный гражданин подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Подпункт 4 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения

Данные обстоятельства устанавливаются органом, ведающим вопросами миграции, как при решении вопроса о выдаче разрешения, так и в течение действия разрешения.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов.
Информация о таких случаях также может исходить и от работодателя в рамках информирования органа, ведающего вопросами миграции, о нарушении иностранным работником условий трудового договора

Подпункт 5 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Подпункт 6 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Подпункт 7 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин неоднократно (2 и более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов

Подпункт 8 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов

Подпункт 9 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов.
Информация о случаях оставления работы работником, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, может поступить и от работодателя

Подпункт 10 пункта 9 статьи 18

Иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время пребывания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

Пункт 2 статьи 32

Иностранный гражданин нарушил условия трудового договора

Аннулирование разрешения по данному основанию осуществляется по ходатайству работодателя. Если работодатель сообщает в орган, ведающий вопросами миграции, о нарушении условий трудового договора, но не ходатайствует об аннулировании разрешения, то орган, ведающий вопросами миграции, не может самостоятельно принять решение об аннулировании разрешения

 

Аннулирует разрешение орган, его выдавший. При этом вне зависимости от того, по чьей инициативе было решено аннулировать разрешение (по ходатайству работодателя или по инициативе органа, ведающего вопросами миграции) иностранный гражданин в 3-дневный срок уведомляется о принятом решении и предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации. При этом разрешение на работу подлежит изъятию.
Работодатель, которому стало известно об аннулировании разрешения на работу, в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета об аннулировании разрешения на работу в течение 10 дней со дня принятия органом, ведающим вопросами миграции, такого решения.

Аннулирование визы

Основания сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина по визе в законодательстве подробно не определены. Подзаконные же акты устанавливают, что в случае принятия компетентными федеральными органами исполнительной власти решения о сокращении временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации его виза аннулируется путем проставления соответствующего штампа — «Аннулировано». Взамен иностранному гражданину выдается новая виза со сроком действия, достаточным для его выезда с территории Российской Федерации.
В случае же принятия решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации иностранного гражданина его виза аннулируется в пункте пропуска через Государственную границу РФ в аналогичном порядке, однако, без выдачи новой визы.
Как правило, аннулирование визы увязано с разрешением на работу иностранному гражданину. Но поскольку в подзаконных актах это прямо не установлено, то в трудовом договоре с работником при определении срока трудового договора необходимо учитывать и срок действия этого документа.

Аннулирование разрешения на временное проживание

Основания аннулирования разрешения на временное проживание перечислены в статье 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (табл. 2).

Таблица 2

Норма Федерального закона

Основание

Комментарий

1

2

3

Пункт 1 статьи 7

Иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации

Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 2 статьи 7

Иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность

Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 3 статьи 7

В течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, иностранный гражданин подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 4 статьи 7

Иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 5 статьи 7

Иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 6 статьи 7

Иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 7 статьи 7

Иностранный гражданин неоднократно (2 и более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 8 статьи 7

Иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 9 статьи 7

Иностранный гражданин по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 10 статьи 7

Иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 11 статьи 7

Иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции. Информирование о случаях оставления работы работником, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, может поступить и от работодателя.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 12 статьи 7

Иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным

Данные обстоятельства устанавливаются органом, ведающим вопросами миграции, на основании решении суда

Пункт 13 статьи 7

Иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

 

Обязанности по установлению перечисленных обстоятельств возложены на государственные органы. При этом органы безопасности, служба судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие при выявлении этих обстоятельств должны не позднее 10-дневного срока проинформировать об этом орган, ведающий вопросами миграции.
Решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранному гражданину принимается органом, выдавшим разрешение. Одновременно принимается решение о выдаче работнику визы для выезда из Российской Федерации.
Иностранный гражданин в 3-дневный срок уведомляется о принятом решении, а также предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения.
При этом в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, проставляется соответствующая отметка об аннулировании разрешения на временное проживание. В случае если лицу без гражданства разрешение на временное проживание было оформлено в виде документа установленной формы, разрешение на временное проживание изымается.

Аннулирование вида на жительство

Основания для аннулирования вида на жительство перечислены в статье 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (табл. 3).

Таблица 3

Норма Федерального закона

Основание

Комментарий

1

2

3

Пункт 1 статьи 9

Иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации

Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 2 статьи 9

Иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность

Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 3 статьи 9

Иностранный гражданин подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 4 статьи 9

Иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 5 статьи 9

Иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 6 статьи 9

Иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 7 статьи 9

Иностранный гражданин неоднократно (2 и более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 8 статьи 9

Иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида жительства. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 9 статьи 9

Иностранный гражданин по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 10 статьи 9

Иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 11 статьи 9

Иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев

Данные обстоятельства устанавливаются непосредственно органом, ведающим вопросами миграции.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 12 статьи 9

Иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным

Данные обстоятельства устанавливаются органом, ведающим вопросами миграции, на основании решении суда

Пункт 13 статьи 9

Иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих

Преимущественно указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации.
Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

 

Если перечисленные в таблице обстоятельства выявлены или установлены органами безопасности, органами внутренних дел, службой судебных приставов, налоговыми органами, органами социального обеспечения, органами здравоохранения, другими заинтересованными органами, то они не позднее 10-дневного срока должны проинформировать об этом орган, ведающий вопросами миграции.
На основании собственных и представленных соответствующими органами данных орган, ведающий вопросами миграции, принимает решение об аннулировании вида на жительство при наличии перечисленных в таблице 3 оснований. Иностранному гражданину выдается виза для выезда из Российской Федерации.
В 3-дневный срок со дня принятия решения иностранный гражданин уведомляется об этом решении и предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом в виде на жительство лица без гражданства проставляется соответствующая отметка, а у иностранного гражданина вид на жительство изымается, о чем в документе, удостоверяющем его личность, делается отметка.

Ссылки на разрешительные документы в трудовом договоре

Аннулирование одного из перечисленных разрешительных документов приводит к тому, что продолжение трудовых отношений становится неправомерным. Все это обусловливает заключение с иностранными работниками срочных трудовых договоров.
Согласно части второй статьи 58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.
Специфика труда иностранных граждан в статье 59 ТК РФ не отражена. В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» этот вопрос также прямо не решен. Однако право работодателя заключать с иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, срочный трудовой договор подтверждается пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: указанной нормой предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор с соблюдением требований данного Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается соответствующим государственным органом.
Еще одно ограничение срока установления трудовых отношений следует из срока действия разрешения на привлечение иностранных работников — как правило, 1 год с возможностью продления, но не более чем на 1 год. В том случае если работник в визовом порядке въезжает на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности, то виза ему выдается на срок до 3 месяцев с возможностью ее продления путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора, но не более чем на 1 год для каждой последующей визы.
Подход законодателя к решению вопроса о сроке трудового договора косвенно выражен и в пункте 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», возлагающего на работодателя, пригласившего иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор, обязанность по направлению в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальный орган информации о досрочном расторжении трудового договора.
Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность определения срока трудового договора не конкретной датой, а наступлением определенного события только в ряде случаев — например, при приеме лиц для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой. В случае с работниками - иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации, с которыми трудовой договор заключается на основании разрешения на работу, срок договора должен быть увязан со сроком действия этого разрешения, а также других документов.
Если работодатель изначально планирует установление трудовых отношений на конкретный срок, то в трудовом договоре этот срок:


а)

определяется конкретной датой;

б)

ограничивается действием разрешительных документов.

Исходя из этого, условие о сроке трудового договора с иностранным работником может быть сформулировано следующим образом:

Фрагмент
трудового договора

. . .

1.3. Настоящий трудовой договор заключается на 1 год — с «__» ________ 20 __ г. по «__» _________ 20 __г., но не более чем на срок действия разрешения на работу.

. . .

 

Ограничивать срок действия трудового договора визой (если иностранный гражданин прибыл в визовом порядке) не обязательно, так как сокращение сроков временного пребывания работника в России по решению компетентных органов автоматически повлечет аннулирование разрешения на работу. Для граждан, прибывших в безвизовом порядке, это условие и вовсе будет лишним.
Ограничение срока действия трудового договора сроком действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, с одной стороны, представляется нецелесообразным, так как хотя это и не следует из законодательства, но срок действия разрешения на работу, по логике, не должен выходить за пределы срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Вместе с тем, с другой стороны, в связи с отсутствием в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» норм, предусматривающих такое основание прекращения трудового договора как аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, увязка срока действия трудового договора со сроком действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданной. Например, следующим образом:

Фрагмент
трудового договора

. . .

1.3. Настоящий трудовой договор заключается на 1 год — с «__» ________ 20 __ г. по «__» _________ 20 __г., но не более чем на срок действия разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

. . .

 

Условие о сроке трудового договора может быть сформулировано и следующим образом:

Фрагмент
трудового договора

. . .

1.3. Настоящий трудовой договор заключается на срок действия разрешения на работу № ______ от _________________.

. . .

 

Что касается «привилегированных» категорий иностранных работников — временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации, то при решении вопроса о возможности заключения с ними срочных трудовых договоров или трудовых договоров на неопределенный срок следует обратить внимание на следующие моменты.
Разрешение на временное проживание в России и вид на жительство в России также могут быть аннулированы. Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого основания увольнения, как прекращение действия указанных документов. Ни одно из оснований, предусмотренных статьей 77, 81 и 83 Кодекса, не позволяет сотрудникам кадровой службы произвести увольнение работника - иностранного гражданина в связи с лишением его права на проживание (временное или постоянное) на территории России. Законодатели только планируют включить в статью 83 ТК РФ такое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как «истечение срока действия или приостановление действия на срок более двух месяцев, или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и т.д.) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влекущее невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору» (проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (от 20.06.2003 № 329663-3), принятый Государственной Думой РФ в первом чтении). Однако, поскольку в следующем дополнении в указанную статью законодатели предусматривают обязательное предложение работнику другой работы, можно сделать вывод о том, что аннулирование разрешения на временное проживание в России или вида на жительство в России не приравнивается к лишению специального права. Следовательно, если даже новое основание прекращения трудового договора будет включено в статью 83 Трудового кодекса РФ в изложенной редакции, то оно все равно не позволит работодателю правильно произвести увольнение.
В связи с этим заключение с иностранными гражданами, проживающими в России (временно или постоянно) срочных трудовых договоров представляется обоснованным. Для каждой категории иностранных граждан срок, на который устанавливаются трудовые отношения, будет определяться сроком действия разрешительных документов: разрешения на временное проживание в России — 3 года; вида на жительство в России — 5 лет.
При этом в трудовом договоре целесообразно предусмотреть условие о возможности его продления в случае продления разрешительных документов.
Часть шестая статьи 58 Трудового кодекса РФ запрещает заключать срочные трудовые договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Заключение срочных трудовых договоров с иностранными гражданами не может оцениваться как намерение работодателя уклониться от предоставления прав и гарантий, предусмотренных законодательством для работников. Напротив, устанавливая трудовые отношения с иностранными работниками на определенный срок, работодатель строго следует требованиям закона (в случае с временно пребывающими в России иностранными гражданами) или руководствуется ими при решении вопросов, по которым существуют определенные пробелы (в случае с проживающими в России иностранными гражданами).

Также по этой теме: