Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от менеджера по персоналу    О непрерывном стаже для назначения пособий по государственному социальному страхованию

О непрерывном стаже для назначения пособий по государственному социальному страхованию

О непрерывном стаже для назначения пособий по государственному социальному страхованию

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2005


На вопрос отвечал
Ю.Н. Строгович,
главный консультант
Управления конституционных основ
трудового законодательства и социальной защиты
Секретариата Конституционного Суда РФ

Подскажите, пожалуйста, с какой даты считать непрерывный стаж по-новому, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.03.2002 № 138-О — с момента опубликования в «Российской газете» (т.е. если работник в 2001 году сменил 3 места работы, увольняясь везде по собственному желанию, то стаж будет прерван?) или с 1992 года, или с другого времени, например, когда началось массовое закрытие государственных предприятий и работники начали «кочевать» из одной коммерческой структуры в другую?

Подписчик «КП»
В.В. Есина,
г. Москва

Эксперт «КП»
Ю.Н. Строгович

Как известно, в соответствии с подпунктом «и» пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252 (с изм. на 01.07.1991), непрерывный трудовой стаж (с учетом длительности которого определялся размер пособия по временной нетрудоспособности) не сохранялся в случае повторного увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Следствием этого являлось снижение размера пособия, выплачиваемого работнику за период временной нетрудоспособности. В частности, если ко времени наступления нетрудоспособности непрерывный трудовой стаж у работника составлял менее 5 лет, то пособие, по общему правилу, выдавалось в размере 60 % заработка (пункт 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6 (с изм. на 17.03.2000).
Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу гражданина, в которой оспаривалась конституционность положения подпункта «и» пункта 7 названных Правил и абзаца второго пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.12.1979 № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», в своем Определении от 04.03.2004 № 138-О (опубликовано в «Российской газете» за 16.06.2004 № 125), в частности, отметил, что сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных Конституцией РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.
Указанным Определением нормативное положение, содержащееся в подпункте «и» пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252) и абзаце втором пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.12.1979 № 1117, не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ.
Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ определен статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. на 07.06.2004), согласно частям первой и второй которой решение Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Поскольку в самом Определении № 138-О не содержится положений, придающих ему обратную силу, то, руководствуясь положениями статьи 79 упомянутого Федерального конституционного закона, признанные противоречащими Конституции РФ положения Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС не подлежат применению с 04.03.2004 (в связи с решением Конституционного Суда РФ Фондом социального страхования РФ подготовлено и разослано на места письмо от 24.06.2004 № 02-18/07-4086).
Таким образом, с 4 марта 2004 года повторное увольнение работника по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, не прерывает трудовой стаж, а непрерывный стаж, исчисленный до названной даты, пересчету не подлежит.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы