Психологическая подготовка лидера



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2004


Психологическая подготовка необходима тем менеджерам, которые желают, чтобы достигаемые ими результаты были выше среднего уровня, и ощущают внутреннюю потребность встать на путь личного саморазвития. Она необходима и тем, кто интересуется вопросами лидерства, но еще не нашел на них ответа.

Бизнес-тренинги традиционного плана ориентированы на работу над пониманием того, что надо делать для того, чтобы стать лидером, чтобы получать хорошие результаты в своей работе, на формирование навыков правильных действий. В таких тренингах тренеры опираются на логическое освоение накопленной информации.

Однако следует понимать, что логика — ограниченный инструмент нашего сознания. Это лишь инструмент мышления, но не само мышление. Она обрабатывает информацию, но не создает нового знания; она отвечает за корректность преобразования суждений, но не способна выяснить, истинны или ложны сами посылки.

По сути, любая информация — это всегда что-то старое, что может не иметь отношения к тому, что в данный момент происходит в организации, что она мешает смотреть, как бы ослепляя твердо усвоивших знания. Ведь зачем быть чутким к происходящему, когда и так все уже известно.

В обучающих тренингах менеджер становится более умным, более компетентным, хорошо справляется с логическими операциями, у него развивается интеллект (вырастает IQ), он обретает уверенность в силе знания. Но при этом у него теряется чутье, подавляется интуиция. Он перестает быть естественным, живым, его действия становятся надуманными, правильными. И это не позволит ему получать выдающиеся результаты.

Психологическая подготовка, по своей сути, направлена не на обучение менеджера, она ориентирована на развитие у него возможности выходить за рамки уже существующих знаний, какими бы правильными они ни были, на возможность создавать то, чего еще не существует. А этому нельзя научить. Нельзя научить тому, чего еще нет. Для этого надо как бы поглупеть, выбросить из головы всю старую информацию, старые знания и освободить место для новых знаний. Этим и занимаются в процессе психологической подготовки.

Философские основания для такой подготовки можно найти в трудах Канта, Шопенгауэра, Бергсона и др. По сути она заключается в трансформации личности из состояния функционирования в условиях причинно-следственных отношений в состояние, определяющееся реалиями функционально-соотнесенной целостности. Это соответствует замене представления о существовании четырехмерного мира (системы отсчета) на представление о мире функциональной соотнесенности, независимого от выбранной системы отсчета (нашего знания).

Освоение релятивистской реальности опирается на изменение психологической установки по отношению к логическим структурам, что позволяет не опираться на знаковую систему, находясь в ней.

Основу технологии проведения психологической подготовки составляет диалогическое общение, носящее характер внезнаковой коммуникации, а сам текст не является сообщающим.

Традиционно, когда говорят, например, о результатах тренинга, обращаются к пониманию слушающих менеджеров. В Менеджмент-центре Age-project это выглядит так: «Вы сможете уверенно контролировать, а значит управлять любой ситуацией. Определять проблемные зоны и вовремя принимать верное решение. Не рисковать, а действовать, опираясь на реальную информацию. Потому что вы будете уметь выделять из моря информации только нужную»<*>. И здесь все понятно. Чтобы не рисковать, надо научиться принимать верное решение, выделять нужную информацию.

<*> Журнал «Бизнес-леди», март 2003.

В процессе психологической подготовки можно услышать, примерно, следующее:

«Я не ожидаю результата. Я скажу так. Когда я хочу получить что-то, то я могу этого и не получить. Если же я ничего не хочу получать, то я не могу ничего не получить. Ведь я же ничего и не хочу. Ведь не получить можно только, когда хочешь что-то получить. И если я не могу ничего не получить, то это означает что? Что я все-таки что-то получу. Мы не можем ничего не получить, так как мы и не хотим что-то получать! Мы обязательно что-то получим! Хотя то, что мы получим, будет выглядеть не как «что-то». Мы конечно получим. Но то, что мы получим, будет выглядеть как «ничто». И когда мы получим это «ничто», то как-то окажется, что это все-таки «кое-что». Это, примерно то, что вы получаете, когда слышите анекдот. Анекдот, ведь в нем нет ничего умного, это даже глупо, но, тем не менее, вы это «кое-что» получаете. Хотя нельзя сказать что именно. Вы это просто ощущаете».

В этом случае слова не обращены к пониманию. Когда менеджер это слушает, ему не нужно ничего делать, пытаться что-то усвоить, потому что нельзя научиться понимать анекдот, проделав какую-то работу ума. Здесь работает «ничего-не-делание», и целью восприятия не является понимание. Эти слова адресованы к подсознанию. Это так, когда вы что-то ищете и не можете найти. Пересмотрели все десять раз и ничего. Тогда вы перестаете искать, и ждете, когда оно найдется. И находится, само, неизвестно как. Там, где уже искали. Об этом позаботится подсознание. Не тогда, когда стараетесь найти, а когда перестаете искать.

Так же и менеджер в процессе психологической подготовки, в восприятии таких текстов обретает какое-то внутреннее знание, которое затем у него проявится как возможность новых действий, выходящих за рамки уже существующих знаний. На глубинном, подсознательном уровне происходит подключение к ресурсу более мощному, чем логическое мышление. Начинает пробуждаться и работать интеллект эмоциональный (EQ), интуитивный. Он выходит далеко за пределы логики и здравого смысла. Менеджер получает уверенность в силе не-знания. Он становится более сильным перед лицом неизбежного риска, находя свои собственные решения, а не пытается от него спрятаться за решения правильные, которым его научат.

Когда говорят о лидерстве<*>, то можно очень много узнать о том, что такое лидерство, каковы функции лидера, какими качествами обладает лидер, что надо делать, чтобы стать лидером. Все это поможет стать более умным в рассуждениях о лидерстве, в понимании лидерства, но не сделает лидером. Источником поведения, проявления лидера является непонимание. Многие знают, что курить вредно, и могут об этом много и убедительно говорить, но при этом будут продолжать курить.

<*> Например, в книге Красова В.Ю., Зволева П.Н. Как усидеть в кресле шефа. Технологии беспроигрышного управления» (Издательство «Питер», 2002), в «Школе Харизматических Лидеров».

Можно подумать, что если все менеджеры будут следовать правильным рекомендациям, то станут одинаковыми лидерами. Нет! Не станут! Дело не в том, что менеджер делает. Два менеджера могут делать одно и то же, но про одного из них можно будет сказать, что он лидер, а про другого этого не скажешь. Один из них будет естественным лидером, личностью, а другой — действовать по правилам лидерства, но не являться лидером. Для первого лидерство будет проявляться как «свобода быть», как «ничего-не-делание», а для второго — как работа.

Для того, чтобы стать лидером, нужен другой разговор. В процессе психологической подготовки это будет выглядеть, примерно, так:

«Вам говорят, чтобы стать лидером, надо этому научиться. Подумайте, кому надо учиться, чтобы стать лидером?… Учиться надо тому менеджеру, который лидером не является. Но ведь для того, чтобы этому начать учиться, сначала нужно признать себя не-лидером.

Чем больше вы будете учиться лидерству, тем больше будете ощущать себя не-лидером. Лидеру, который ощущает себя им, не нужно учиться. И тогда, что нужно сделать, чтобы стать лидером?…

Для того чтобы стать лидером, надо перестать учиться. Просто понять, что вы уже лидер. Вы все действительно уже лидеры! И вам надо перестать этому учиться. Вам надо просто позволить этому быть! Но вы так этого боитесь, что готовы всю жизнь учиться.

Все менеджеры — лидеры! Но между ними есть разница. Один менеджер принимает это и ведет себя как лидер. Другие — этого боятся и подавляют это в себе. Причиной их страха является то, что они боятся оказаться неправыми, сделать что-то не так, не правильно. Они так этого боятся, что доверяют другим принимать решения, от которых зависит их карьера, их жизнь. Как будто другие лучше знают, что нужно именно им.

Успешный менеджер владеет одним секретом. Он заключается в том, что для него нет поступков правильных или неправильных, а есть только его действия. И они не являются правильными или нет. Они просто его. И берет он их не из своего ума, а из самого себя, из своей сущности, из того, что приходит в голову, само собой, и что-то ему подсказывает, что это правильно».

И опять, этот текст предназначен не для того, чтобы его поняли, а чтобы о чем-то задумались, что-то пережили. Тогда происходит какое-то внутреннее перерождение, позволяющее больше доверять самому себе.

Этому способствует и использование в процессе психологической подготовки различного рода метафор, притч. Одна из них может быть такой:

«Однажды к Богу пришли три менеджера и попросили Его разъяснить им некоторые проблемы. Он ответил: «Хорошо, но сначала я задам вам вопрос» — и спрашивает первого — «Что ты сделаешь, когда найдешь кошелек?». Тот отвечает: «Я деньги отдам хозяину». Бог отвечает: «Хорошо, но с тобой не интересно разговаривать». Спрашивает о том же другого. Он отвечает: «Я деньги раздам бедным». Бог отвечает: «Хорошо, добрый ты человек, но с тобой не интересно разговаривать». И спрашивает у третьего: «А ты что сделаешь?» «Господи, я сначала найду кошелек, а потом решу, что с ним делать» — ответил третий».

В этой притче может не быть хозяина, может не оказаться бедных, в кошельке может и денег нет, а они уже знают, что будут делать.

Похоже, что два первых прошли традиционный тренинг вроде «Как поступать, если нашел кошелек» и они знают, что надо делать правильно, и чувствуют себя уверенно. Однако эта правильность имеет отношение только к тем ситуациям, на которых их обучали.

На самом деле не существует никаких правильных действий по отношению к событию, которое еще не происходит. А их уверенность, по сути, является неуверенностью, которую они спрятали за свои навыки поведения в не существующих примерах. И только последнего можно считать действительно уверенным менеджером, который в своей уверенности не опирается, не прячется за что-то прошлое (навыки, знания). Он доверяет самому себе, ощущает силу своего НЕ-ЗНАНИЯ, которая что-то подскажет ему в реальной ситуации и сделает его действия эффективными. Важно услышать эту подсказку. Но если менеджер уже заранее знает, как надо поступать, это знание не позволит ему ее услышать. Только отказ от этого знания сделает его более чутким к тому, что происходит внутри него, к его ощущениям, переживаниям — к тому, что и является собственно жизнью. Иначе он имеет дело только со своим пониманием жизни, живет в придуманном мире.

Можно сказать, что топ-менеджер существует, скорее, как Моцарт. В то время как менеджер среднего звена — как Сальери. Первый, когда пишет музыку, просто ее слышит, ощущает гармонию, второй — придумывает музыку по правилам гармонии. Один принимает музыку, которая приходит без всяких усилий с его стороны, не заботясь о том, соответствует ли она каким-либо правилам, и ему остается ее только записать, другой — трудно «работает» музыку, не слыша ее, придумывает, соблюдая правила гармонии, постоянно проверяя, соответствует ли она этим правилам. Почувствуйте, как говорится, разницу. Работа в процессе психологической подготовки предоставляет возможность менеджеру прорваться из области, где существует Сальери (области знания и подражания), в сферу бытия Моцарта (сферу творчества). Но научить его этому невозможно. Он не может быть Моцартом! Это значит, что ему надо рискнуть и освободиться от подражания Моцарту, от следования ему, потому что следование и подражание убивают самого Сальери, его сущность. Когда это произойдет, Сальери станет Сальери, у него откроется слух, и он услышит свою музыку, и она не будет подражанием.

Можно сказать, что менеджер среднего звена — это Сальери, который не нравится сам себе, который врет себе, что он вот такой прекрасный Моцарт, но не знает, что врет. Он много и трудно работает, чтобы все время доказывать другим, что он — Моцарт.

Менеджер высокого уровня, топ-менеджер — это Сальери, который в какой то момент остановился, оглянулся и вдруг увидел, что он никакой не Моцарт. И в этот момент состоялся замечательный Сальери. Который делает то, что он делает, и не пытается ничего никому доказывать.

Но для того чтобы менеджер стал «топом», недостаточно только сообщить ему такую информацию. Для того чтобы такой прорыв мог состояться, ведутся ничего не значащие разговоры (как в вышеприведенном примере), в которых нет рекомендаций, нет обучения. И еще предоставляется возможность практически побывать в сфере творчества, в области «ничего-не-делания». Это может выглядеть следующим образом:

Одного из участников психологической подготовки просят дать самую общую информацию, о каком-то человеке, которого он хорошо знает. Назвать, например, его имя, место жительства, возраст, комплекцию. И затем просят другого участника, который с этим человеком совершенно не знаком, сказать, что ему известно о нем. Он говорит, что не знает его и ничего о нем сказать не может. Тогда его просят подумать, может все-таки что-то знает. Он отвечает, что нет, не знает. Тогда его просят закрыть глаза, повторяют еще раз ту же самую информацию и просят еще раз сказать, что он знает об этом человеке. Он опять говорит, что не знает. Но ему говорят, что его не просят знать это, что его просто просят сказать. Сказать, не зная. Что придет в голову. И говорит. И говорят другие. И то, что говорят, соответствует действительности. Не полностью. Но ведь они только соприкоснулись с этим. И говорят такие вещи, которые нельзя придумать. И менеджер, задавший первоначальную информацию, подтверждает правильность сказанного. И не только говорят, но и почти все, участвующие в этом, можно сказать, тренинге («можно сказать», потому, что здесь никого не тренируют), видят.

Одна участница психологической подготовки увидела женщину, о которой ее спрашивали, на ее кухне. Она видела кухню со всей ее обстановкой, в чем была одета эта женщина, знала о ее профессии, некоторых чертах характера, некоторых предпочтениях. Она не просто ее видела, она там, как бы, была: ощущала запахи, температуру, слышала звуки.

Не все видят и знают так полно. Но то, что они знают и видят, не позволяет им не придавать этому значения, не позволяет им оставаться теми же самыми. Собственный опыт оставляет след на глубинном уровне, на уровне подсознания. Какое-то осознание появляется там. Как человек, дотронувшийся до огня, знает о его природе что-то такое, чего нельзя получить из информации об огне.

В конце психологической подготовки, после таких разговоров, медитаций и практик, Сальери становится Сальери, самим собой. Менеджер проявляется топом, лидером, за которым пойдут, если он этого захочет.

Чтобы нагляднее показать, что это означает, приведу фрагмент отзыва одной участницы психологической подготовки. Она написала: «Вы открыли для меня новый мир, мой новый мир, мир моих ощущений, этот мир принадлежит мне, я в нем хозяйка, я госпожа, я могу творить чудеса, я стала сильной и могу позволить себе принимать окружающий мир таким, каким он приходит ко мне. Я ощущаю себя открытой, но не беззащитной. Прежде я проводила свою жизнь в постоянной борьбе со своей же жизнью, ощущала тщету этой борьбы, такое ощущение, что я жила в подземелье, не видя света, не ощущая времени и красок жизни»….

Стать лидером — это стать личностью, стать своей собственной «самостью», единственной и неповторимой. Любое обучение лидерству уводит человеческую сущность от самой себя, от своей собственной личности, обрекает на повторение, на подражание какой-то другой личности. Человек перестает жить своей естественной жизнью.

Открою вам секрет успеха. Станьте личностью, а это значит — самим собой. Вернее, просто позвольте себе быть личностью, потому что мы уже все личности, единственные и неповторимые, и этому не надо учиться. Учиться можно только тому, чтобы не быть личностью, не быть собой. А когда станете личностью, успех придет автоматически, без усилий.

Например, можно учиться успеху публичного выступления, участвуя в тренингах «Как с успехом выступать публично», которые проводит Радислав Гандапас. Вы будете знать, что надо делать, чтобы овладеть вниманием публики. Когда говорить громко, когда тихо, как устанавливать визуальный контакт, где стоять, какие и когда делать паузы.

Таким образом, можно повысить успешность публичного выступления. Но это «делание успеха» не позволит вам достичь большого результата. Внимание публики привлекается, когда она чувствует, что перед ней появилась личность. У личности в процессе выступления тоже есть и паузы, и увеличение, и уменьшение громкости речи, и визуальный контакт с публикой, и все остальное, чему учит Гандапас. Разница заключается в том, что личность этого не делает — это получается само собой. Можно сказать, что в первом случае вы танцуете, руководствуясь правилами танца (в какой момент и куда следует ставить ногу), скованы этими правилами, а в другом случае вы отдаетесь мелодии танца, ведомы ей, свободны и радостны в танце. Освобождение от следования правилам позволяет слышать мелодию. Освобождение от стремления завоевать внимание публики, «сделать» внимание позволит искомому вниманию состояться. То есть существует возможность добиться чего-то, если вы перестанете делать попытки этого добиться. Об этом говорит и сам Гандапас в своей рассылке «Учимся выступать публично», описывая бой боксеров Леннокса и Туа: «Туа обнаруживал постоянное стремление выиграть любой ценой. Это его и погубило». Такое освобожденное от закабаляющего стремления состояние присуще личности.

Личность — это не ваши знания, умения и навыки, не занимаемый пост, не ваш имидж. У личности это все может быть. И это хорошо, если есть. Но не наличие всего этого делает личность. Личность остается сама собой, если даже ничего этого нет. И, обладая всем перечисленным и не являясь личностью, нельзя рассчитывать на выдающиеся результаты. Но если вы пришли к самому себе, к своей сущности, люди скажут про вас: «Это — личность, это — лидер, у него есть харизма».

Также по этой теме: