Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от психолога    Трудовой кодекс РФ и всеобщая «монетизация»: что общего?

Трудовой кодекс РФ и всеобщая «монетизация»: что общего?

Трудовой кодекс РФ и всеобщая «монетизация»: что общего?

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2005

Ю.Г. Долинский

юрист, эксперт «КП»

Широко обсуждаемый Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призванный разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, с легкой руки журналистов получивший в народе наименование «О монетизации», на самом деле представляет собой законодательный акт, вносящий изменения в целый ряд других, среди которых числится и Трудовой кодекс РФ.
Хотя этот Федеральный закон был подписан Президентом РФ еще 22.08.2004, однако в силу он вступил только 1 января 2005 года (за исключением отдельных его положений).
Поскольку перспективы принятого Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» до сих пор туманны (по странному стечению обстоятельств он не относится к законопроектам, подлежащим первоочередному рассмотрению<*>), то изменения, вносимые его статьей 138, представляют собой первую масштабную редакцию Трудового кодекса РФ. Ей подверглись 38 статей Кодекса, в том числе и определяющие права и обязанности работодателей и гарантии работникам. В этой связи представляется важным ознакомить наших читателей с произошедшими в Кодексе изменениями и нововведениями.

<*> Этот законопроект не значится в Примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2005 года.

Условно внесенные изменения можно разделить на четыре группы:

-

изменения технического характера. К таким можно отнести приведение наименований федеральных органов исполнительной власти, упоминающихся в Кодексе, в соответствие новой структуре исполнительной власти, образованной в результате административной реформы;

-

изменения, связанные с перекомпоновкой норм Трудового кодекса РФ в целях… исправления очевидных юридико-технических недостатков;

-

изменения, обусловленные разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере трудовых отношений;

-

собственно новеллы (добавления либо изъятия, меняющие объем прав, обязанностей и гарантий сторон трудовых отношений).

Эта классификация дает наглядное представление о произошедших изменениях, сами же редакции норм Трудового кодекса РФ представляют собой смешанные категории и в «чистом виде» встречается, в основном, первая группа. Так, названия органов исполнительной власти приведены в соответствие со структурой, утвержденной Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и уточненной Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 01.12.2004)». Это статьи 22, 48, 212, 215 — 220, 228 — 230, 353, 366 — 369 Кодекса — всего 16 статей. Например, в его статье 48 «федеральный орган исполнительной власти по труду» заменен на «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда». То же самое сделано в статьях 216 и 217 Кодекса. Однако и здесь встречаются упомянутые смешанные категории: например, в статье 212 Трудового кодекса РФ «орган государственного управления охраной труда, орган государственного надзора и контроля» не только были заменены на «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда» и «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора», но и добавлен новый орган в соответствии с концепцией перераспределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — «орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда», и теперь работодатель также обязан обеспечить предоставление этому органу информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
Из общей схемы переименования органов выделяется статья 354 Кодекса «Федеральная инспекция труда»: в ней нет соответствующих замен, однако именно в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти из нее исключены части вторая и четвертая, определяющие порядок утверждения положения об этом органе и назначения руководителей государственных инспекций труда. Они признаны утратившими силу, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (с изм. на 27.05.2004) федеральная инспекция труда теперь входит в состав Федеральной службы по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а следовательно, порядок назначения руководителей инспекций определяется Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.
Далее в контексте вышеизложенной классификации рассмотрим и проанализируем изменения других групп.
Начнем со статьи 129 Трудового кодекса РФ. Редакцию ее части третьей, раскрывающей понятие минимальной заработной платы, отчасти можно назвать новеллой:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

. . .

. . .

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

. . .

. . .

 

Здесь произошли следующие изменения:
во-первых, слово «гарантируемый» заменено словом «устанавливаемый». А и правда, — зачем «гарантировать», когда можно просто «установить»? По сути, речь идет о переходе от декларируемых гарантий государства к своего рода социальному стандарту нижнего предела уровня оплаты труда, устанавливаемому федеральным законом на всей территории Российской Федерации;
во-вторых, добавлено целое предложение, раскрывающее новое содержание дефиниции «величина минимального размера оплаты труда». Однако, это казалось бы нововведение таковым на самом деле не является, поскольку «перекочевало» сюда из предыдущей редакции статьи 133 и как раз представляет собой более удачную тематическую систематизацию норм Трудового кодекса РФ.
В статье 130 Кодекса из системы основных государственных гарантий по оплате труда работников исключена «величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации» и третий абзац, содержащий эту норму, признан утратившим силу:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

. . .

. . .

 

В этой связи данное изъятие представляет собой нововведение — его можно расценить как «первый звонок» к отмене единой тарифной сетки, и отказ от признания минимального размера тарифной ставки государственной гарантией очень символичен в этом плане. Тем более, что тарифная система оплаты труда согласно новой редакции части четвертой статьи 143 Трудового кодекса РФ, теперь, в связи с разграничением полномочий в этой сфере, устанавливается соответствующим компетентным субъектом правоотношений.
Следующая статья Кодекса — 133, подверглась масштабным изменениям:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Порядок определения прожиточного минимума устанавливается федеральным законом

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;
в других организациях - за счет собственных средств.

 

Эти изменения представляют собой и уже упомянутую перекомпоновку, и надлежащее разграничение обязанностей между Российской Федерацией и ее субъектами в части обеспечения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Изменение в абзаце втором статьи 135 Трудового кодекса РФ также связано с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

. . .

. . .

работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

 

Кроме того, статья 135 Кодекса была дополнена новой частью второй:

 

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

_____

. . .

 

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

 

. . .

 

Соответственно части вторая, третья и четвертая предыдущей редакции стали частями третьей, четвертой и пятой в новой редакции.
Напротив этой нормы профсоюзы поставили галочку в списке своих достижений: «Несмотря на твердое намерение руководителей финансово-экономического блока Правительства РФ не сохранять начиная с 2005 года федеральные государственные минимальные гарантии по уровням оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, в результате длительных переговоров был определен механизм сохранения этих гарантий в новой форме путем включения в Трудовой кодекс РФ этого положения»<*>.

<*> Постановление Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 30.08.2004 № 24.

В статье 143 Кодекса полностью была изменена ее часть четвертая:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на
основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

 

Новая структура указанной нормы призвана закрепить произошедшее разграничение полномочий.
Изменения, внесенные в статьи 168 и 169 Кодекса, схожи по своей природе.

Норма

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Часть вторая статьи 168

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Часть вторая статьи 169

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

 

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

 

Отмена подобного «положительного» ограничения по минимальному размеру возмещения свидетельствует о самоустранении государства из этой области правоотношений. Поэтому в первом случае теперь порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, а во втором , конкретные размеры возмещения расходов при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность определяются только соглашением сторон трудового договора.
Из части пятой статьи 186 Кодекса изъято всего лишь одно слово:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

. . .

. . .

При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

 

Тем самым, исключено существовавшее ранее условие, необходимое для сохранения за работником его среднего заработка и предоставления ему дней отдыха в связи со сдачей им крови и ее компонентов — о безвозмездном характере его действий. Указанные гарантии распространяются на всех работников, сдавших кровь (ее компоненты), независимо от мотивов такого поступка.
Само нововведение обусловлено существующей неопределенностью в доказательстве юридического факта возмездности сдачи крови и ее компонентов — порядок ее подтверждения/опровержения соответствующими органами не регламентировался законодательством, поэтому ограничение и было отменено ввиду отсутствия возможности проверки его соблюдения. Вероятно, здесь также сыграли роль и иные обстоятельства, такие как: ориентация общества на капиталистические взаимоотношения, снижение общественного альтруизма при неизменной (а то и повышенной) нуждаемости современной медицины в крови и ее компонентах, др.
Новелла статьи 213 Трудового кодекса РФ представляет собой как изъятие, так и дополнение норм этой статьи:

1

 

«Революционное» изъятие в первой части статьи компенсируется дополнением части шестой. Более того, дополнение возлагает на работодателя «финансирование» медицинских осмотров всех перечисленных в данной статье категорий работников — т.е. расширяет перечень его обязанностей, что соответственно корреспондирует с увеличением объема прав и гарантий работников.
Несмотря на то, что статья 302 Кодекса полностью изложена в обновленной редакции, постараемся выделить изменения и показать действительно новые положения:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:
устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
В стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад).

Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:
устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:
в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
В стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад).

 

Собственно из таблицы видно, что, не смотря на новую редакцию статьи, изменения произошли лишь в части разграничения полномочий субъектов, выплачивающих надбавки за вахтовый метод работы, по установлению их размеров и порядка выплаты. Вместе с тем, это означает, что теперь при наличии права на такую надбавку ее размер и порядок выплаты работники будут узнавать у соответствующего работодателя (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального органа власти, коммерческой организации) — единый подход в этой области правоотношений отменен. Другое дело, что представляется сомнительной необходимость редакции целой статьи: законодателям достаточно было бы исключить соответствующие слова из части первой в предыдущей редакции и дополнить ее частями второй, третьей и четвертой. Но это вопрос, скорее, целесообразности — он не меняет сути произошедших изменений.
Значительный блок изменений был внесен в статьи, регулирующие труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В частности, в новой редакции изложена статья 316 «Районный коэффициент к заработной плате»:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

 

Таким образом, теперь, с одной стороны, упрощен как порядок установления размера районного коэффициента, так и порядок его применения (поскольку вопрос его установления Правительством РФ несомненно разрешается проще, нежели федеральным законом — что позволяет принимать оперативные решения, исходя из социально-трудовой ситуации в данных регионах), а с другой — субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется возможность не ограничиваться установленным Правительством РФ размером районного коэффициента и улучшать положение работающих там лиц за счет собственных средств соответствующего бюджета.
Кстати, почти такой же правке была подвергнуты части первая и вторая статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», за тем лишь исключением, что в них речь идет о размере районного коэффициента и порядке его применения не только для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в данных районах, но также и базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в этих местностях. Что же касается части третьей статьи 317 Трудового кодекса РФ, то ее положения несколько отличаются от аналогичной по сути нормы части третьей статьи 10 упомянутого Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-I: «Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.» Такое различие, вносимое одним и тем же «сто двадцать вторым законом» в одинаковые нормы, пусть даже и разных нормативных правовых актов, представляется довольно странным. Тем более, что аналогичные изменения, произведенные в статье 317 Трудового кодекса РФ, практически идентичны изменениям в статье 11 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-I (отличие заключается лишь в ссылках на соответствующие нормы: в части первой статьи 317 — на статью 316 Кодекса, а в статье 11 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» — на его статью 10).
Сама же статья 317 Трудового кодекса РФ претерпела следующие изменения:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

 

Следующей в этом блоке изменений идет статья 323 Кодекса, определяющая гарантии медицинского обслуживания лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.

Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.
Гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

 

Здесь также речь идет о разграничении полномочий в отношении установления гарантий медицинского обслуживания для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так отныне, гарантии, установленные частью первой этой статьи и предусмотренные коллективным договором, распространяются только на лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и только им соответствующая оплата может производиться из средств федерального бюджета.
Гарантии медицинского обслуживания работникам организаций, финансируемых за счет бюджета того или иного субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, устанавливаются последними самостоятельно.
Работники иных организаций получат только те гарантии медицинского обслуживания, о которых они смогут договориться с работодателем при заключении коллективного договора.
Нормы предыдущей редакции статьи 325 Кодекса, предусматривающей порядок компенсации северянам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в новом варианте также переориентированы исключительно на работников, не просто работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а только в организациях, финансируемых из федерального бюджета (именно такие поправки внесены в части первую, третью, четвертую и шестую данной статьи).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в иных организациях, в соответствии с частью седьмой, дополнившей статью 325, устанавливаются в зависимости от источника финансирования организации: субъектом Российской Федерации, органами местного самоуправления или работодателем самостоятельно:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

_____

. . .

 

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

 

Аналогичные изменения произошли и в статье 326 Кодекса (только внесены они соответственно в части первую, третью и четвертую этой статьи, а дополнила ее часть пятая, устанавливающая размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых не из федерального бюджета).
Изменения затронули и нормы, регламентирующие особенности регулирования труда работников транспорта — статьи 328 и 329 Кодекса (о приеме на работу, рабочем времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств). Правда, внесены они опять же в связи с новой структурой федеральных органов исполнительной власти и не затрагивают сущности правоотношений в этой сфере: в указанных нормах из наименования федерального органа исполнительной власти в области транспорта исключена фраза «соответствующего вида» — федеральные агентства по всем видам транспорта теперь подведомственны одному Министерству транспорта РФ. Именно этим федеральным министерством устанавливаются порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки при приеме на работу, а также особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, что и было исправлено в рассматриваемых статьях.
Под изменения попало и правовое регулирование труда некоторых педагогических работников. Так, в части четвертой статьи 332 Кодекса возрастные ограничения (65 лет) по замещению должностей ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) в новой редакции распространяются только на соответствующих педагогических работников федеральных государственных высших учебных заведений. Причем, именно в связи с переориентацией области распространения указанных норм на федеральные государственные образовательные учреждения, в часть шестую статьи 332 внесено юридически корректное изменение — из перечня субъектов, имеющих право на принятие решения о продлении срока пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет (по представлению ученого совета высшего учебного заведения) исключены «учредители» и оставлен только один «учредитель» (так как учредителем федерального государственного образовательного учреждения может выступать только само государство (в единственном числе).
В связи с изменением части четвертой статьи 332 Кодекса пересмотрена формулировка пункта 3 статьи 336, предусматривающего дополнительное основание прекращения трудового договора с педагогическими работниками в связи с достижением ими установленного предельного возраста (65 лет): в новой редакции этой нормы под увольнение подпадают только работники федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Изменения в главу 52 Кодекса, определяющую особенности регулирования труда педагогических работников, обусловлены разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. А вот редакция особенностей регулирования труда медицинских работников представляет собой безусловную новеллу: статья 350, предусматривающая особенности регулирования труда медицинских работников, дополнена третьей частью:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

_____

. . .

 

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

И, наконец, последние изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ в Трудовой кодекс РФ, касаются его Раздела XIV. «Заключительные положения» — статья 421 изложена в следующей редакции:

Редакция до 01.01.2005

Редакция после 01.01.2005

Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

 

Речь об использовании прожиточного минимума в качестве социального норматива для обоснования поэтапного повышения минимальных размеров оплаты труда идет уже давно<*>. До 1 января 2005 года содержащаяся в статье 133 Трудового кодекса РФ норма о том, что «минимальный размер оплаты труда ... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека» оставалась декларацией, поскольку никогда прежде на законодательном уровне не находили отражения ни окончательный срок, ни механизм реализации, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере. В проекте федерального закона от 05.04.2001 № 77266-3 «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда» предполагалось, что уже в 2004 году соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума будет не ниже 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако проект так и остался проектом...

<*> См., например, Указ Президента РФ от 27.03.1993 № 405 «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году».

Теперь остается ждать принятия упомянутого в статье 421 Кодекса федерального закона с надеждой на решение этих вопросов.

* * *

В следующих номерах журнала мы постараемся рассмотреть изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в другие важнейшие федеральные законы, так или иначе затрагивающие права и обязанности работодателей.

Также по этой теме: