Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от психолога    Развитие эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта

23.11.2015

Развитие эмоционального интеллекта

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2012

Эллер О.Э.

Т.С. Киселёва,
интегральный
психолог

Продолжая цикл статей, посвященных эмоциональному интеллекту (ЭИ), поговорим про вторую ветвь эмоционального интеллекта – способность использовать эмоции для решения конкретных задач.

Помните, как в 2006 году в Берлине в финальном матче чемпионата мира по футболу Франция проиграла Италии? В дополнительное время молодой Марко Маттерацци что-то сказал Зинедину Зидану, а тот в ответ резко ударил Маттерацци головой в грудь. Зидана удалили с поля, без Зидана французы проиграли. Потом еще много спорили о грубости, которая вывела Зидана из себя. Но все это уже ничего не изменило. Свой главный матч четырехлетия в 2006 году футбольная сборная Франции проиграла.

Вопрос: а для чего Марко Маттерацци оскорбил Зидана? Может быть, потому что боялся проиграть? И сознательно выводил капитана французов из равновесия? Этот прием – эмоциональная провокация – часто используется в бизнесе, в деловых переговорах, да и в личных отношениях тоже. Вот типичный случай:

«Переговоры о покупке оборудования начались с… «комплимента» моему костюму.
– У вас какой-то совершенно жуткий костюм. Что дела идут так плохо?

Я в первую секунду разозлился. А потом быстро сориентировался и понял, что мои истинные интересы в этих переговорах далеки от моих обид и моего костюма. И ответил:
– Спасибо за заботу, друзья, мне приятно ваше внимание. Но мы заключаем сделку не с моим замечательным костюмом. Расскажите, какова фактическая себестоимость монтажной студии и почему она выше, чем у конкурентов?

Оборудование я тогда купил, и цену получил вполне нормальную».

Вызвать можно не только негативные эмоции, но и позитивные. И этот прием также часто используют. Вовремя вызванная эмоция может радикально изменить ход общения. Вот еще один пример из практики.

Переговоры со спонсором, менеджер региональной администрации по культуре:
Мне предстояла непростая встреча с одним из спонсоров наших программ. Меня предупредили, что решение о прекращении финансирования уже принято. Я понимала, что переговоры о продолжении финансирования нашего конкурса, скорее всего, будут короткими и результат будет негативным. В кабинете нашего спонсора я увидела баскетбольное кольцо и обрадовалась – сама с удовольствием по выходным «кладу колы» в корзину противника. Я как-то даже «забыла» про наш конкурс. Заговорили про баскетбол, про последний матч МБА, сошлись на том, что Моня круче Гордона, а Данилочкиной судья простил фол «за красивые глаза». Отведенные полчаса пролетели быстро. О продолжении финансирования конкурса мы договорились за последние пять минут нашей встречи. Думаю, это были самые приятные в моей жизни переговоры со спонсором.

Вторая ветвь эмоционального интеллекта – это способность модерировать свои эмоции, переключать их, уметь сбрасывать или, наоборот, вызывать.

Другими словами – становиться дирижером своих эмоций. Рабочий проект приходится переделывать в третий раз, он уже надоел и раздражает? Пам-парам-парам-пам-пам… Взмах дирижерской палочки, и в игру вступает интерес.

Надоел раздражительный клиент – новый взмах, и солировать начинает юмор.

Это возможно? Да, потому что наши эмоции двигаются по полосе реверсивного движения. Они не только проявляются внешне, но и могут возникнуть вслед за внешними проявлениями.

Что же входит в данную способность – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т.е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции? Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти на чувства; смена на строения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.

Способности вызвать у себя или других определенную эмоцию изменяют стандартный путь мышления, помогают наблюдать вещи с разных точек зрения и в итоге становиться креативнее.

То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если грустим – видим мир одним образом, если счастливы – то воспринимаем те же самые события в ином ключе. Знаки «плюс» и «минус» опять оказываются неэффективными и даже слишком примитивными. Люди в плохом настроении склонны к более глубокому анализу, поиску ошибок. И есть масса ситуаций, когда поиск ошибок нам необходим. В хорошем настроении мы лучше генерируем новые идеи и новаторские решения проблем.

Как настроиться на определенную эмоциию
Самым известным «эмоциональным» переключателем является музыка. Музыка лечит наши болезни. Музыка действительно может быть могучим терапевтическим средством. Ее воздействие может быть удивительно успокаивающим и освежающим.

Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.

С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются и в Японии.

Пять аудиокассет профессора психологии Кина Дичвайльда помогают справиться со стрессом, гасят раздражение и возбуждают творческую энергию.

Шесть кассет докторов Лера и Макклаулина позволяют достигнуть пика интеллектуальной формы за счет балансировки правого и левого полушарий головного мозга.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 9/2012»

Также по этой теме: