Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от инспектора по кадрам    Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов

Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов

Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №5 год - 2011

Д.Л. Щур,

главный редактор
журнала
«Кадры предприятия»

 

 

Слово «аттестация» происходит от лат. «attestatio» (свидетельство) и употребляется в различных значениях:

  1. в сфере образования — как форма контроля освоения обучающимися основных бщеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов, оценки уровня их знаний;
  2. в сфере профессиональной деятельности человека — какспособ установления наличия у гражданина качеств, необходимых для занятия определенными видами профессиональной деятельности  аудиторской, патентной, врачебной, др.);
  3. в сфере профессиональной деятельности организации — как способ проверки компетентности (наличия необходимого штата, производственных, технологических и иных мощностей) организации выполнять отдельные виды работ;
  4. в сфере трудовых отношений и организации труда — как способ установления соответствия работника занимаемой должности, выполняемой работе;
  5. в сфере производства и оборота продукции — как способ подтверждения соответствия продукции (ее свойств) или процессов установленным требованиям;
  6. в сфере производственной организации труда и охраны труда — как форма оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация персонала, рассматриваемая в настоящей статье, заключается в проверке работодателем или уполномоченными им органами соответствия работников по уровню их профессиональной подготовки и квалификации занимаемым должностям или выполняемой работе. Отношения, возникающие между работодателем и работником при проведении аттестации, то есть оценки соответствия работника выполняемой работе и его деловых качеств в целом для определения уровня квалификации, не относятся собственно к трудовым отношениям.

По своему содержанию они являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми отношениями (в частности, с отношениями по организации труда и управлению трудом), и в силу части второй статьи 1 Трудового кодекса РФ должны регулироваться актами трудового законодательства. Однако до настоящего времени они не имеют должной нормативно-правовой регламентации общеотраслевого характера, несмотря на то, что некоторые элементы аттестации напрямую затрагивают отдельные трудовые права и гарантии работников.

Только для некоторых работодателей (нанимателей), осуществляющих отдельные виды деятельности, аттестация персонала в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами является обязательной. Так, обязательной аттестации в силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» подлежат государственные служащие. Целью такой аттестации является установление соответствия государственного служащего занимаемой должности. В развитие данной нормы в статье 44 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе кадровой работы на государственной гражданской службе прописана аттестация государственных гражданских служащих. Целью такой аттестации также является определение соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. Муниципальные служащие подлежат аттестации в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Обязательность аттестации также установлена специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности:

  1. железнодорожного транспорта — работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования (статья 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  2. организаций авиации — авиационный персонал (статья 8 Воздушного кодекса РФ);
  3. опасных производственных объектов — работники, выполняющие отдельные работы, требующие обеспечения требований промышленной безопасности (статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  4. объектов хранения химического оружия — работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия (статья 14 Федерального закона от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»);
  5. организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения — работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения (статья 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»);
  6. библиотек — работники библиотек (статья 26 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»);
  7. организации космической инфраструктуры — персонал объектов космической инфраструктуры (статья 21 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-I «О космической деятельности»); др.

Однако не все категории работников, в отношении которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрена аттестация, проходят проверку соответствия занимаемым должностям. Так, согласно статье 24 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей» аттестация спасателя производится для присвоения гражданину статуса спасателя; спасатель, не прошедший аттестацию, утрачивает статус спасателя.

Аналогично для получения специального профессионального статуса производится аттестация кандидатов в патентные поверенные (статья 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных»), аудиторы (статьи 4, 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), кадастровые инженеры (статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), экспертытехники, имеющие право на проведение независимой технической экспертизы транспортных средств (статья 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), др. В результате такой аттестации гражданину выдается аттестат (иной документ), подтверждающий право на занятие соответствующими видами деятельности, в том числе на заключение с соответствующими организациями трудовых договоров. Фактически речь идет о предоставлении по итогам аттестации специального права на осуществление определенных видов деятельности.

Целью другого вида аттестаций является проверка наличия у гражданина необходимых для выполнения определенных работ знаний как условия допуска к выполнению определенных работ (операций). В частности, аттестация работников опасных производственных объектов, проводимая в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», преследует такую цель, как проверка знаний по вопросам безопасности. С такой же целью — проверка знаний организации и обеспечения безопасности работ — проводится аттестация работников, работающих на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия (Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»); работников, выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения («О радиационной безопасности населения»), др. Главное отличие такой аттестации и аттестации на предмет установления соответствия занимаемым должностям заключается в том, что ей предшествует специальная подготовка — обучение работников по установленным программам, как правило, в образовательных учреждениях определенного профиля, рекомендованных органом государственной власти. Такая аттестация представляет собой форму проверки (оценки) освоения работниками соответствующих программ, направленных на  формирование у работников необходимых для выполнения отдельных работ знаний и навыков. Проводится она, как правило, независимыми от работодателя аттестационными комиссиями, и по ее результатам выдается документ (обычно удостоверение, аттестат или свидетельство), подтверждающие право работника выполнять определенные виды работ (операций).

Проведение аттестации работников на предмет соответствия занимаемым должностям обязательно только в отношении отдельных из перечисленных выше категорий работников. В числе таковых помимо перечисленных — руководители унитарных предприятий: их аттестация в целях установления соответствия занимаемым руководящим должностям проводится в силу требования статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Аттестация работников бюджетной сферы получила новое развитие после введения новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

По общему правилу результаты аттестации работников учреждений бюджетной сферы учитываются при установлении и изменении систем оплаты труда. Такое положение содержится, например, в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 (протокол № 10).

Что касается работодателей небюджетного сектора, не подпадающих под действие нормативных правовых актов, обязывающих проводить аттестацию работников (отдельных категорий персонала), то они в подавляющем большинстве решают вопросы о проведении аттестации самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости проведения оценки персонала для целей организации труда и управления персоналом.

Согласно части второй статьи 81 Трудового кодекса РФ порядок проведения аттестации,  предусмотренной пунктом 3 части первой данной статьи Кодекса, устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. В числе случаев проведения аттестации персонала, установленных собственно трудовым законодательством (то есть федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), — вышеназванный Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». В основном же вопросы процедуры проведения аттестации работников и служащих прописываются в подзаконных нормативных правовых актах.

Если предусматривающие обязательность проведения аттестации и определяющие порядок ее проведения нормативные правовые акты федерального, регионального или муниципального уровня не распространяются на работодателя, то он, решив использовать данный инструмент    организации труда и управления персоналом, самостоятельно устанавливает правила его применения в своем локальном нормативном акте.

Структура и содержание Положения об аттестации персонала

 

Как уже отмечалось, согласно части второй статьи 81 Трудового кодекса РФ порядок проведения аттестации, предусмотренной пунктом 3 части первой данной статьи Кодекса, устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Из данной нормы следует важнейший вывод: аттестация работников с целью установления их соответствия занимаемым должностям будет признана «легитимной», только если порядок проведения такой аттестации установлен соответствующим нормативным правовым актом или локальным нормативным актом.

В качестве основы для разработки локального Положения об аттестации персонала до настоящего времени в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, применяется Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки СССР от 05.10.1973 № № 267/470*.

Уместно напомнить, что в качестве самостоятельного и важнейшего блока работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 году постановлением Совета Министров СССР от 26.07.1973 № 531. Целью такой аттестации провозглашалось повышение эффективности труда и ответственности руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов за порученное им дело, повышение их деловой квалификации и идейно-политического уровня. В развитие данного постановления было принято вышеуказанное общеотраслевое или, точнее - регламентирующее аттестацию работников нескольких ключевых отраслей Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.


* Далее по тексту — Положение об аттестации 1973 года.


Подход к аттестации работников, установленный этим Положением, был воспроизведен в более поздних нормативных правовых актах, определяющих правила проведения аттестации служащих отдельных отраслей деятельности, в том числе государственного управления. Так, в 1996 году Президент РФ своим Указом от 09.03.1996 № 353 утвердил Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. В свою очередь, данное Положение послужило основой для разработки федеральными органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов об аттестации.

Во многом общая схема организации аттестации нашла отражение и в новейшем законодательстве, определяющем правила проведения аттестации работников.

Что касается небюджетного сектора деятельности, то более нового, чем Положение об аттестации 1973 года, общеотраслевого нормативного правового акта нет. В определенной степени пассивность нормотворцев представляется оправданной: нормативным регулированием правил аттестации персонала в коммерческих организациях ограничится свобода работодателя определять и применять методы и схемы оценки своего персонала с учетом специфики деятельности и реализуемых задач. Если работодатели в чем-то и нуждаются, то в рекомендациях компетентного органа по проведению аттестации, в которых государство указало обязательные требования к данной рганизационной процедуре и рекомендуемые подходы к решению ее основных вопросов.

Помимо вышеуказанного акта 1973 года в отношении работников научноисследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и иных организаций науки, также в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ и иным актам новейшего законодательства, и в качестве методического пособия применяется Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное  постановлением Госкомнауки СССР, Госстороя СССР и Госкомтруда СССР от 17.02.1986 № 38/20/50.

Специалистам кадровых служб, приступившим к разработке локального Положения об аттестации персонала, необходимо знать позицию Пленума Верховного Суда РФ, который в своем постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал, что аттестация работников должна проводиться в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо же в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №5/2011

 

 

Также по этой теме: