Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Исследования    Типология социально-трудовых отношений Часть 2

Типология социально-трудовых отношений Часть 2

20.01.2014

Типология социально-трудовых отношений Часть 2

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №11 год - 2011

А.В. Соловьев,
доцент кафедры труда и социальной политики
Российской академии Государственной службы
при Президенте РФ, д.э.н.

Продолжая изучение темы, рассмотрим элементы существующей типологической модели социально-трудовых отношений, основные термины и категории, использованные при ее построении.

Критическая оценка элементов существующей типологической модели социально-трудовых отношений

Критическую оценку всей существующей типологической модели социально-трудовых отношений (см. табл. 1 в первой части статьи) и ее элементов намечено осуществить путем рассмотрения тех понятий и категорий, которые использованы в этой модели.

Для текста, отвечающего научным требованиям, большое значение имеет то, что называется «понятийно-категориальный аппарат». Он (аппарат) должен состоять из значительной части основных научных понятий (категорий), характерных для дисциплины «экономика труда» (социально-трудовые отношения). В тоже время часть понятий может быть заимствована из научных дисциплин, которые непосредственно сопряжены с экономикой труда.

Перед нами стоит задача анализа научных категорий в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо осуществить сравнительный анализ понятий, составивших модель типологии социально-трудовых отношений (см. табл. 1), непосредственно с общепризнанными дефинициями, раскрывающими характер того или иного типа этих отношений.

Во-вторых, некоторые характеристики того или иного типа отношений (см. табл. 1) следует рассмотреть на предмет наличия или отсутствия в них внутреннего противоречия. Наконец, в-третьих, необходимо дать ответ на вопрос, можно ли тот или иной тип анализируемых отношений считать именно отношением, а не чем-либо другим.


*1 Продолжение. Начало — в «Кадры предприятия» № 10/2011.


Прежде чем рассматривать каждый элемент модели различных типов социально-трудовых отношений, необходимо разобраться с дефиницией «отношения общественные» в той или иной сфере общества.

Обратимся к «Философской энциклопедии» В.Е. Кемерова, чтобы понять сущность отношений общественных. Дефиниция «отношения общественные» раскрывается следующим образом. «Отношения общественные – в широком смысле – вся система связей(1) и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле – опосредованные связи между людьми, определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания «механики» подобных взаимодействий. Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, «направляющими» людей на
контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

Отношения общественные – в собственном смысле – выделяются тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создает целую систему социальных опосредований,  «вклинивающуюся» в непосредственные связи людей, групп, социальных слоев и других человеческих сообществ.


(1) Выделено автором.


Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий. Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их  деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последние к вещественным и квазивещественным формам»(2).

В приведенном определении «отношений общественных» нами выделено слово «связи». Это позволяет определить социально-трудовые отношения как совокупность взаимосвязей индивидуумов и общественных групп, как субъектов определенного вида общественных отношений, между собой и институтами власти. Иными словами, социально-трудовые отношения как совокупность связей между определенными субъектами могут быть определены как система.

Этот вывод основан на научном подходе Ф. Энгельса. Он, в частности, подчеркивал, что «вся природа(3) простирается перед нами как некоторая система связей и процессов…»(4).

Системный анализ социально-трудовых отношений позволяет представить и субъектов этих отношений, и связи между ними в виде схемы (рис. 1)(5).


(2) См.: Современный философский словарь /под общ. ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова – М. : Академический Проект, 2004. С. 498.
(3) Включая природу человека (А.С.).
(4) См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – М., 1961. С. 513.
(5) См.: Адамчук В.В. и др. Экономика труда : учебник. – М., Финстатинформ, 1999. – С. 390.


Если же социально-трудовые отношения представить в качестве замкнутой системы, то ее структура будет иметь совершенно другой вид. При этом для того, чтобы изобразить эту структуру, необходимо еще раз подчеркнуть, что в первую очередь нас интересуют социально-трудовые отношения в российском обществе, которое во времени прошло и проходит определенные этапы развития. С учетом этого существенного замечания представим наше видение структуры системы социально-трудовых отношений (см. рис. 2).

Сделаем несколько пояснений к рис. 2, которые, на наш взгляд, необходимы, чтобы показать всю логику функционирования представленной системы.

В верхней части замкнутой системы (внутри круга, очерчивающего контуры системы) на уровне отношений между государством и работодателями (как собственниками средств производства) вертикальными стрелками изображен вектор эксплуатации всех трудящихся, в число которых входят
безработные, нанимаемые и нанятые.

Термин «трудящиеся» является международным и применяется в нормативных правовых актах ООН, МОТ и Европейского союза.

Обоснование домена эксплуатации, а также эксплуатации как основания существования всех исторических этапов развития общественного производства будет представлено далее.

Все структурные элементы, изображенные на рис. 1, использованы и нами, за исключением уровней социально-трудовых отношений. Они в нашей схеме не нужны, поскольку заранее было обусловлено, что будет изображена общественная, а не корпоративная система социально-трудовых отношений.

Большое значение для понимания сущности социально-трудовых отношений имеют принципы, на основе которых эти отношения должны строиться исходя из главной цели развития экономики и общества.

Некоторые отечественные авторы полагают, что «функционирование социально-трудовых отношений должно складываться на основе определенных принципов. Приоритетность конкретных принципов существования социально-трудовых отношений, их комбинации в процессе разрешения проблем в социально-трудовой сфере характеризуют тип социально-трудовых отношений»(1).

Такой подход к построению типологии социально-трудовых отношений имеет право на существование. Однако возникает вопрос: а что, без конкретных принципов социально-трудовые отношения не существуют и не могут существовать?

Нет необходимости отвечать на этот вопрос, т.к. принципы выполняют определенную функциональную роль. Они (принципы) являются идеологической концепцией общества и выступают в качестве института, т.е. норм поведения субъектов общественных отношений.

При такой постановке вопроса существенное значение имеет проблема выработки принципов и их формализации при непосредственном участии (или без него!) всех субъектов тех или иных общественных отношений.

Продолжение читайте в журнале
Кадры предприятия №11/2011

Также по этой теме: