Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Исследования    Анализ существующей системы подготовки кадров для промышленных предприятий

Анализ существующей системы подготовки кадров для промышленных предприятий

06.10.2014

Анализ существующей системы подготовки кадров для промышленных предприятий

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2012

М.В. Полушин,
Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса

Еще со времен СССР в нашей стране популярным было именно техническое образование.

Специалисты с техническим образованием были наиболее востребованы на работе, были более высокооплачиваемы, у них редко существовали проблемы с трудоустройством. Потребности предприятий в специалистах технического профиля сформировались еще во времена индустриализации, активного развития оборонно-промышленного комплекса страны, когда возникла крайняя необходимость в высококлассных специалистах с техническим уклоном. Эти специалисты были задействованы на предприятиях станкостроения, авиастроения, судостроения, двигателестроения, ракетно-космической промышленности, приборостроения и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

Ориентируясь на потребности отечественной промышленности, большинство учебных заведений готовили студентов именно по техническим специальностям и, как правило, имели обширный список таких специальностей и лишь небольшой процент экономических, управленческих и др. При этом, при обучении по программам экономического и управленческого профиля также делался акцент на производство. То есть студентов знакомили с технологическими процессами и системами, давая при этом определенные знания. Тем не менее, экономические и управленческие программы были более популярны в процессах переподготовки работников, когда, к примеру, при переходе сотрудника в управленческое звено требовалось (было желательным) наличие  управленческого или экономического образования.

Учебные заведения имели обширную собственную практическую базу, отвечающую тенденциям современного развития промышленности, высокое качество преподавания и, как следствие, общий уровень подготовки специалистов-выпускников был на достаточно профессиональном уровне. Это объяснялось тем, что предприятия работали в связке с профильными учебными заведениями.

Практически каждое образовательное учреждение имело либо внешнюю кафедру на профильном предприятии, либо определенную систему связей с предприятиями, позволяющих проходить практику студентам последних курсов и предоставляющих возможность дальнейшего трудоустройства.

Большинство учебных заведений создавалось при крупных промышленных гигантах, что полностью удовлетворяло спрос последних в кадрах определенной узкой специализации. Наиболее часто такую картину можно увидеть в монопрофильных городах Российской Федерации, где, как правило, на одном крупном предприятии работает основная часть населения.

Практика строительства моногородов активно применялась в СССР, когда, например, на крупном месторождении железной руды строился металлургический комбинат, а рядом с ним – город (или несколько) со всей инфраструктурой для сотрудников предприятия. В этом же городе создавалась сеть учебных заведений высшего, среднего, начального профессионального и общего образования, в которых и готовили будущих специалистов для работы на промышленном гиганте.

Персонал предприятия развивался вместе с самим предприятием. При освоении предприятием новой технологии возникала необходимость повышения квалификации сотрудников.

Однако зачастую это происходило в стенах самого предприятия. Ведь внедряемые современные технологии чаще всего не появлялись путем закупки их за границей или перениманием опыта западных коллег. Как правило, новые технологии были результатом научной и опытно-конструкторской работы самого предприятия. Необходимость переподготовки возникала при повышении и перевода на руководящую должность, где, помимо обширной технической базы знаний, требовались еще и экономические, финансовые, управленческие, юридические и др. знания.

Таким образом, активно развивающаяся промышленность диктовала потребности в кадрах и их специализации. Работающие в жесткой связке с промышленными предприятиями  образовательные учреждения анализировали потребности в специалистах и их профиле и формировали на рынке труда необходимое предложение.

За счет функций существовавшей системы распределения выпускников учебные заведения укомплектовывали штаты предприятий именно теми специалистами, в которых на данный момент существовала потребность. То есть специалист приходил на работу именно того профиля, по которому его обучали в учебном заведении. Возможно, ему не хватало практических навыков, но это быстро компенсировалось существующей системой наставничества и стажировки.

С приходом в Россию рыночных экономических отношений, развалом плановой экономики произошел разрыв в связях промышленных предприятий. Если до этого деятельность одних предприятий формировала спрос на продукцию других предприятий путем сбалансированной промышленной политики государства, то с приходом рыночной экономики предприятия стали работать самостоятельно. Зачастую они приостанавливали (останавливали) основное  производство, диверсифицировали производство не по их основному профилю деятельности, что было вызвано тяжелыми экономическими условиями в стране в период 1990-х годов.

В таких условиях предприятия были вынуждены сокращать персонал и (или) снижать уровень зарплаты своим сотрудникам. Таким образом, российский рынок труда наполнился безработными, которые начали активно вливаться в существующие рыночные условия. С развалом большинства промышленных предприятий, отсутствием спроса на квалифицированную рабочую силу, а также разрывом связей предприятие – образовательное учреждение, последние начали активно готовить специалистов, востребованных в современных экономических условиях, – экономистов, юристов, менеджеров и т.д., причем уводя на второй план специальности технические и переводя на первый – экономические, управленческие, юридические, гуманитарные и т.д.

Большинство образовательных учреждений, не имея должной материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и стремясь удовлетворить этот спрос, «бросилось» создавать экономические, юридические, управленческие факультеты, что, безусловно, не могло не сказаться на качестве образования. Многие учебные заведения в ущерб развитию других факультетов и специальностей сконцентрировали все свое внимание и средства на экономическом, юридическом и управленческом образовании. Подталкивала к этому и растущая с годами конкуренция между учебными заведениями. Им пришлось выбирать между выполнением своих непосредственных обязанностей – обучением – и необходимостью роста вширь, а не вглубь. Многие предпочли расширение внутреннему развитию и совершенствованию(1). Тем самым российский рынок труда пересытился юристами, экономистами, менеджерами. Человек, имеющий диплом юриста, экономиста, менеджера считался (до сих пор считается) успешным,  перспективным специалистом, для которого в сложившейся конъюнктуре рынка «везде открыты двери». Однако такие специалисты зачастую не желают идти работать на промышленные предприятия.

Погоня за количеством студентов, а не за качеством, привела к общему снижению показателей качества выпускников по всем специальностям. Свою лепту внесли и социальные потрясения: развал СССР, социальная нестабильность, нищета – все это и многое другое обрушилось на наше государство. Следствием этого стала деградация культуры и нравственности. Снизился и общий интерес к получению знаний за рамками учебного процесса. Молодые люди, обучающиеся в школах, техникумах, вузах и других учебных заведениях, перестали интересоваться учебой как таковой. Целью стало получение не объективных знаний, а «корочек». «Имея диплом о высшем образовании, человеку гарантировано устройство в этом мире», «без высшего образования никуда» – подобные заявления часто можно услышать в нашем обществе(2).


(1) Кульков В.В. «Актуальные проблемы современной системы образования в России и экономического образования в частности». Научная статья. – РосАФ: Мировая экономика, I курс.
(2) Там же.


Также по этой теме: