О понятии «молодой специалист»

О понятии «молодой специалист»

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2005

На вопросы отвечала
М.М. Покровская,
советник Управления конституционных основ
трудового законодательства и социальной защиты
Секретариата Конституционного Суда РФ,
к.ю.н.

Сохранилось ли сейчас понятие «молодой специалист»?

Подписчик «КП»
Э.Ф. Галеева,
г. Тюмень

Эксперт «КП»
М.М. Покровская

До принятия Трудового кодекса РФ молодыми специалистами именовались лица, окончившие образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Ранее действовавший КЗоТ РФ отдельно оговаривал ряд правовых мер, направленных на повышение социальной защищенности при поступлении на работу указанной категории лиц по окончании учебных заведений. К их числу относились, в частности, положения, согласно которым лица, окончившие указанные образовательные учреждения, обеспечивались работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями (часть первая статьи 182 КЗоТ РФ), а отказ работодателя в приеме на работу выпускникам данных образовательных учреждений в соответствии с указанными договорами мог быть обжалован непосредственно в суд (часть четвертая статьи 182 КЗоТ РФ, часть третья статьи 210 КЗоТ РФ).
Кроме того, согласно части третьей статьи 21 КЗоТ РФ не устанавливалось испытание при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений.
Что касается действующего правового регулирования, то в Трудовом кодексе РФ больше не содержится само понятие «молодой специалист». При этом данным Кодексом фактически сохранено правило о том, что испытание при приеме на работу не устанавливается, в частности, для лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности (часть четвертая статьи 70). За этим исключением каких-либо иных особенностей правового положения указанной категории лиц Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

Главный
редактор «КП»
Л.В. Труханович

Поскольку в настоящее время в сфере занятости выпускников учреждений профессионального образования существуют серьезные проблемы, Коллегия Федерального агентства по образованию в своем решении от 23.11.2004 № 4 наметила ряд мер, направленных на содействие занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан.
В числе таких мер необходимо отметить следующие:


1)

разработка межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов с учетом основных направлений проекта программы «Содействие трудоустройству выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования на 2005—2007 годы», разработанного Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов. В указанной программе особое внимание должно быть обращено на следующие направления:

 

— развитие системы профессиональной ориентации молодежи;

 

— организацию мониторинга трудоустройства и закрепляемости выпускников учреждений профессионального образования, в том числе по полученным специальностям и направлениям подготовки специалистов;

 

— социально-профессиональную адаптацию выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

2)

разработка и утверждение двухстороннего договора между Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по труду и занятости об обеспечении занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

3)

разработка и согласование типового договора учреждений профессионального образования с региональными отделениями Федеральной службы по труду и занятости;

4)

разработка положения о конкурсе среди учреждений профессионального образования на лучшую модель трудоустройства выпускников и ежегодная организация указанного конкурса;

5)

создание электронной базы «Выпускников вузов России»;

6)

разработка программы проведения тренинг-курсов по поддержке молодежного предпринимательства.

Как следует из приведенного перечня введение каких-либо новых положений законодательства, возлагающих на работодателей дополнительные обязанности с трудоустройством молодых специалистов, не предусматривается. Более того, законодатели собираются скорректировать запрет на установление молодым специалистам испытания при приеме на работу. Так, проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ в первом чтении 20.06.2003 (№ 329663-3) планируется уточнить часть четвертую статьи 70 Трудового кодекса РФ, указав, что испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение года со дня окончания учебного заведения. Таким образом, после подписания Президентом РФ указанного законопроекта запрет установления испытания будет распространяться:


1)

только на окончивших образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (выпускники учебных заведений, не имеющих государственной аккредитации не смогут воспользоваться этой льготой);

2)

только в течение 1 года со дня окончания учебного заведения (если выпускник будет впервые заключать трудовой договор по полученной специальности по истечении 1 года с момента получения документа об образовании, установление ему испытания при приеме на работу будет правомерным).

Также по этой теме: