Роли в корпоративных командах

04.08.2014

Роли в корпоративных командах

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2012

Н.Е. Папонова,
Консультант по управлению человеческими ресурсами,
Менеджер по персоналу ЗАО «ГК «Астория»

Члены группы и их роли – люди, входящие в группы; чтобы быть результативной, группа должна обладать определенным уровнем опыта. Кроме того, группе необходимы члены, которые могут делать разнообразные вклады в решение возложенных на нее задач*1.

Критическим фактором, определяющим эффективность деятельности команды, является поведение каждого из ее членов. Существует 2 основных поведенческих стереотипа – поведение, ориентированное на задачу, и поведение, ориентированное на поддержание отношений.

Поведение, ориентированное на задачу, концентрируется в роли лидера. Лидер структурирует, организует, устанавливает и доминирует в команде. Как правило, роль лидера может распределяться между формальным лидером (руководителем) и экспертом.

Поведение, ориентированное на поддержание отношений, нацелено на предотвращение распада команды посредством разрешения конфликтов, поиска компромиссных решений и оказания поддержки.

Следует помнить, что взаимоотношения в различных командах и подразделениях обычно не носят прямой, открытый характер. Каждый член команды предпочитает играть определенную роль в той или иной группе людей, которая наиболее близка его личностным особенностям. Следовательно, для достижения командной эффективности важны не только навыки, знания и опыт, но и в равной степени личные качества, компетенции и личностные характеристики членов команды. Все роли сотрудников, взаимодействующих в составе команды, можно разделить на 2 типа: функциональную, базирующуюся на профессиональной компетентности и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат командные компетенции и личностные особенности.


*1 Управление персоналом. Энциклопедический словарь/под ред. д.э.н. Кибанова А.Я. М.: Инфра–М, 1998.


Функциональные роли членов команды непосредственно относятся к должностным обязанностям, выполняемым задачам и охватывают: навыки, умения, профессиональные знания и опыт.

Командные роли отражают способы выполнения своей работы, определяют личный вклад в деятельность команды и взаимоотношения между членами команды. Командные роли, как  правило, определяются личными качествами и компетенциями. Командную роль также можно рассматривать как характеристику качества применения индивидуальных навыков и опыта, составляющих содержание выполняемой функциональной роли.

В основном выделяют 9 командных ролей, которые могут выполнять члены команды. Каждый член команды способен выполнять не одну, а несколько командных ролей. Все роли важны при условии, что они используются в определенные периоды времени и наилучшим образом для достижения результата. Рассмотрим несколько из таких типологий.

В любой компании существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был предложен М. Белбиным. Он состоит в том, что каждый из членов компании играет несколько ролей. Одна роль — чисто функциональная и вытекает из организационной структуры компании. Другая роль менее очевидна, однако существенно влияет на успешность результата деятельности команды. М. Белбин выделил и описал 8 деловых ролей, которые могут играть члены команды: «Лидер», «Реализатор», «Генератор идей», «Объективный критик», «Организатор или начальник штаба», «Снабженец», «Душа коллектива», «Контролер».


Рассмотрим еще одну типологию:
1) инновационные идеи – мыслитель;
2) практические действия и выполнение задачи – исполнитель;
3) обеспечение наибольшей отдачи в нужное время – координатор (председатель);
4) движущие силы и стимулы – формировщик;
5) проведение сложных переговоров – исследователь ресурсов;
6) сдерживание чрезмерных проявлений энтузиазма, отвлекающих от главных направлений деятельности, – оценщик;
7) всевозможные источники трений и недоразумений устраняются – коллективистом;
8) редко встречающиеся навыки и знания – специалист;
9) не упускать из виду даже мельчайшие детали реализации принимаемых решений и добиваться последовательного выполнения всех намеченных действий способен – доводчик.

 

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №2/2012

Также по этой теме: