Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Обзоры    О праве работника на достойную оплату труда

О праве работника на достойную оплату труда

О праве работника на достойную оплату труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2004

О.П. Фролов

Решение проблемы достойной оплаты труда предусматривает комплексный подход в экономическом, политическом и социальном аспектах. Прежде всего, уровень оплаты труда зависит от состояния экономики и роста производительности труда.

По оценке Минэкономразвития России за прошлый год реальные доходы населения увеличились на 13,5%, рост производительности труда в промышленности превысил повышение реальной среднемесячной заработной платы. Вместе с тем по данным экономической экспертной группы Э. Гурвича, опубликованным в газете «Труд» (27.01.2004), за последние 4 года покупательная способность среднемесячной «получки» увеличилась на 85%, а производительность труда — только на 23%.

Доля заработной платы в ВВП примерно в 2 — 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. По производительности труда мы отстаем, например, от США в 5 — 6 раз, а по уровню зарплаты — в 15 и более раз.

Согласно отчету независимой Федерации Европейских работодателей (FedEE) по состоянию на 01.02.2004 средняя почасовая оплата труда представителей 30 профессий в фирмах 46 обследованных стран Европы колеблется от 27,99 евро в Дании до 0,32 евро в Молдавии. Россия в этом списке разделяет с Румынией 40 место (чуть более 1 евро). В этом рейтинге Россия опередила Болгарию, Сербию, Албанию, Белоруссию и Молдавию. По подсчетам FedEE менеджер среднего звена компании из 500 человек с 35-часовой рабочей неделей в России зарабатывает 3,6 тыс. евро в год, во Франции — 43,3 тыс. евро, а в Германии — 55,9 тыс. евро.

По-видимому, нельзя игнорировать мнение ряда экономистов о том, что низкий уровень минимальной заработной платы и медленно сокращающаяся задолженность по ее выплате объясняются необходимостью сдерживания денежной массы во избежание всплеска инфляции, а также выполнения обязательств по выплате внешнего долга, который с развалом СССР практически целиком лег на плечи России. Проблема по понятным причинам имеет политический оттенок и естественно всегда будет социальной при постоянном росте цен и тарифов на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги.

Низкая эффективность социальной политики во многом связана и с тем, что труд в России остается пока самым дешевым товаром. Заработная плата составляет менее половины от денежных доходов, что для нормальных рыночных отношений недопустимо.

Обеспечение достойной оплаты труда, безусловно, является основополагающим принципом при реализации, выдвинутой Президентом Российской Федерации национальной идеи о конкурентоспособности страны и удвоении ВВП.

Правовое регулирование оплаты труда

Трудовой кодекс РФ определил понятие оплаты труда как систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными актами, трудовыми договорами (статья 129).

В основные государственные гарантии включены: величина минимального размера оплаты труда, обеспечение получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя, ответственность работодателя за нарушение установленных требований, сроки и очередность выплаты заработной платы (статья 130).

На сегодняшний день трудовым законодательством создан рабочий механизм защиты работником своих прав, в том числе в случае невыплаты или задержки выплаты заработной платы. К ним относятся:

-

получение материальной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы (статья 236 ТК РФ);

-

возможность компенсации в денежной форме морального вреда, причиненного работнику в случае неправомерных действий или бездействия работодателя (статья 237 ТК РФ);

-

приостановка работником работы (статья 142 ТК РФ);

-

проведение забастовки (глава 61 ТК РФ);

-

получение работником причитающейся заработной платы и различных компенсаций при увольнении (статьи 127, 140 ТК РФ).

Статья 145.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает применение по отношению к руководителю организации независимо от формы собственности следующих санкций за невыплату заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат свыше 2 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности:

-

либо штрафа в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

-

либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

-

либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Взаимодействие социальных партнеров в области оплаты труда

Развитие социального партнерства взамен административного регулирования вопросов оплаты труда предусматривает создание работнику условий, позволяющих ему своим трудом обеспечить высокий уровень оплаты труда, достойную жизнь себе и своей семье, защитить свои права.

Практика последних лет доказала, что дальнейшее движение российской экономики по пути реформ, преодоления кризиса в социальной сфере во многом зависит от уровня взаимодействия профсоюзов, работодателей и органов государственного управления на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях

Важнейшим этапом социального диалога является подготовка и подписание Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, региональных и территориальных соглашений, которые устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Соглашениями определяются обязательства сторон в области оплаты труда, занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации целевых социально-экономических программ

В ходе коллективных переговоров снимается много разногласий. Однако до сих пор не урегулирован вопрос о конкретном сроке доведения минимальной заработной платы работников организаций бюджетной сферы до прожиточного минимума. Общероссийские объединения профсоюзов ставили задачу по решению этой проблемы Генеральным соглашением еще в 2002 году. Но и до сих пор это требование является основной целью неоднократных массовых акций протеста профсоюзов.

По нашему мнению, Генеральным соглашением по договоренности сторон должны регулироваться вопросы минимальной заработной платы, прожиточного минимума и другие социальные нормативы с последующей ратификацией согласованных сторонами норм Государственной Думой РФ.

Кстати Федеральным законом от 01.10.2003 № 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что на период до введения размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации. Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.

Такая практика имеется в г. Москве, Московской области и во многих других регионах. Между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) подписано трехстороннее соглашение на 2004 год, согласно которому городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты устанавливается с 01.05.2004 — 2000 рублей, а с 01.10.2004 — 2500 рублей.

Наиболее остро в трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений (как в Российской, так и в территориальных) проходит обсуждение вопросов, связанных с формированием средств на развитие федеральной сферы, повышением заработной платы бюджетникам, увеличения минимальной заработной платы до прожиточного минимума и другим жизненно важным вопросам социальной политики.

Уровень оплаты труда на современном этапе развития страны

Согласно данным мониторинга социально-экономического развития Минэкономразвития России начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2004 года возросла по сравнению с январем 2003 года на 27,7% и составила 6022 рубля. Численность экономически активного населения на конец января текущего года составила 72,2 млн человек (по сравнению с 2003 годом увеличилась на 1,8 млн).

Число безработных, по оценкам министерства, уменьшилось на 629 тыс. и теперь составляет 5,8 млн человек (8% экономически активного населения). Всего официально зарегистрированных безработных на конец января 2004 года — 1,64 млн человек.

Сумма номинальной начисленной заработной платы в 5 наиболее оплачиваемых отраслях превышает сумму номинальной зарплаты в 5 наименее оплачиваемых в 6 раз. Наиболее высокий уровень оплаты труда традиционно наблюдается в нефтегазовой сфере, цветной металлургии и финансовой области. Хуже всего по-прежнему оплачивается труд работников сельского хозяйства, лесного хозяйства, общественного питания, розничной торговли и легкой промышленности.

Сумма просроченной заработной платы в экономике за прошедший год снизилась на 20,1% до 24430 млн рублей, однако по федеральным округам наблюдается серьезная диспропорция, причем хуже всего дела обстоят в Дальневосточном федеральном округе.

В национальном докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, подготовленном по заказу Программы развития ООН группой российских ученых под руководством профессора С. Бобылева, в числе регионов — лидеров по качеству жизни названы Москва, Тюменская область и Татария. Среди аутсайдеров — Ивановская область, Псковская область, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Амурская область, Республика Бурятия и Курганская область.

Москвичи в этом году стали зарабатывать в 1,5 раза больше, чем 2 года назад, утверждает Московский городской комитет по статистике. Денежные доходы москвичей за год подросли практически наполовину: среднемесячная зарплата жителя Москвы составила 20269 рублей — то есть чуть больше 700 долларов. При этом самый большой «прибыток» имели сотрудники организаций общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка — 39901 рубль, на втором месте оказались финансисты с заработками по 25327 рублей, а на третьем — работники связи с 16287 рублями.

Хуже всех жилось учителям и «людям науки» — средняя зарплата в этих областях составила 6806 и 8104 рубля соответственно, сообщает «Вечерняя Москва». Доходы каждого пятого москвича не дотянули и до прожиточного минимума, немного превысившего планку в 3000 рублей.

В то же время, жизнь в столице подорожала за год весьма значительно. Абсолютный рекорд удерживает пшено — по сравнению с 2002 годом цены на него выросли в среднем в 1,8 раза. На 12 — 34% подорожали яйца, рыба, птица, хлеб, соль и мед. Среди бытовых услуг «лидерство» захватили бани, прачечные и химчистки — цифры в их прейскурантах за год увеличились на 20 — 27%. В то же время, стоимость спиртного и изделий из мяса поднялась лишь на 10,5%, а картофель и овощи, напротив, подешевели на 6 — 9%.

В Архангельской области Аналитическая служба «ВЦИОМ-А» по заказу ИА REGNUM в январе текущего года провела опрос взрослого населения области. Об его итогах рассказало информационное агентство «Архангельские новости». Отвечая на вопрос: «К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?», призванный оценить уровень доходов семьи с различными вариантами ответов, 15,8% населения Архангельской области заявили, что «едва сводят концы с концами»; 35,3% ответили, что «на продукты денег хватает», «но покупка одежды вызывает финансовые затруднения»; 34,6% сообщили, что «денег хватает на продукты и на одежду», «но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для затруднительной»; 13% населения заявили, что могут «без труда приобретать вещи длительного пользования», однако для них «затруднительно приобретать действительно дорогие вещи». Только 0,6% может «позволить себе приобрести достаточно дорогостоящие вещи (квартиру, дачу и многое другое)».

Мероприятия по приведению минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума

Как известно, уровень жизни граждан, количество бедных и богатых в стране определяется, исходя из соотношения доходов людей к размеру прожиточного минимума и объема потребительской корзины. Согласно решению Правительства РФ, в целом по России прожиточный минимум за IV квартал 2003 года в расчете на душу населения, установлен в размере 2143 рубля, для трудоспособного населения — 2341 рубль, пенсионеров — 1625 рублей, детей — 2113 рублей.

Однако с 1 января 2004 года не действует старая потребительская «корзина», а законопроект «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» не готов, хотя и рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Между тем с помощью «корзины» определяется очень важный норматив — прожиточный минимум, который используется в качестве базового социально-экономического показателя при предоставлении населению всевозможных социальных выплат и пособий.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. С 1 октября 2003 года минимальная заработная плата составляет 600 рублей.

Вместе с тем по объективным причинам профсоюзы продолжают организовывать акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, в том числе и Дома Правительства РФ, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы.

По-видимому, в ближайшее время избежать коллективных выступлений не удастся, так как главными причинами конфликтов являются взаимные неплатежи, длительные задержки выплаты заработной платы, требования индексации задержанной суммы заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от экономических результатов работы и роста производительности труда.

Пока нельзя констатировать наличие конструктивного делового сотрудничества и взаимопонимания между органами государственной власти, профсоюзами и работодателями в проведении на основе социального партнерства курса по вопросу выхода из кризисной социально-экономической ситуации.

Предъявляя справедливые требования в связи с необходимостью увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы недостаточно организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде. На многих предприятиях коллективные договоры вообще не заключены.

В настоящее время положение выправляется — по системе ФНПР заключены коллективные договоры на 175,5 тысяч (75,3%) промышленных предприятий и организаций. В каждом из них есть раздел об оплате труда.

Следует отметить, что Академией труда и социальных отношений подготовлен проект Концепции социального государства, в которой предлагаются пути улучшения взаимодействия социальных партнеров, в том числе и в области реформирования заработной платы.

Государственный контроль за выплатой заработной платы

О многочисленных случаях нарушения законодательства об оплате труда свидетельствуют выявленные Федеральной инспекцией труда факты. Имеются случаи незаконного расходования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, широкого применения натуральной оплаты труда, ущемляющей экономические интересы работников.

В этих условиях вопросы обеспечения социального мира приобретают первостепенное значение, а их решение невозможно без эффективного функционирования всеобъемлющей системы защиты интересов всех участников трудовых отношений, соблюдения ими трудовых норм. Основой такой системы является организация постоянно действующего социального диалога между профсоюзами, работодателями с участием Правительства РФ в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Несмотря на принимаемые меры, социальные последствия экономической реформы к сожалению нельзя признать удовлетворительными. Положение дел с уровнем доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий и некоторых других социальных показателей улучшается медленно. Доходы семей с детьми и пенсионеров по-прежнему отстают от изменения потребительских цен. Уровень дифференциации номинальных доходов из-за различия в потребительских ценах не отражает уровень жизни регионов.

В реальной жизни, несмотря на то, что качественный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, основная масса работодателей и работников все еще не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности.

Приоритетные направления совместных действий в области оплаты труда

В предстоящий период социальная политика будет направлена на решение приоритетных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования.

В основе деятельности Правительства РФ по реформированию социальной сферы находятся такие важнейшие программные документы, как Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу (до 2010 года) и Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Сценарные условия социально-экономического развития на 2005 год и на период до 2007 года предусматривают увеличение доходов населения России до 40% к 2007 году. В результате темпы роста доходов наименее обеспеченных граждан увеличатся по сравнению с ростом доходов наиболее обеспеченных. Россия должна подойти к рубежу, приемлемому для развитых стран, снизив инфляцию до 4%.

В числе главных задач — приоритетность социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, оптимальное участие государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли в обеспечении социальных стандартов.

Улучшить ситуацию кардинальным образом планируется за счет усиления адресности социальной поддержки наиболее бедных групп населения, оказания государственной помощи реально нуждающимся людям. При объединении усилий бизнеса и власти поставлена амбиционная задача снизить уровень бедности до 10%.

Следует также отметить, что созданной Межведомственной комиссией Российской Федерации ведется подготовка к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, в которой даны рекомендации по уровню оплаты труда.

Заслуживает изучения опыт создания социального кодекса в нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». В него входят наряду с вопросами оплаты труда и ипотечное кредитование, и различные социальные льготы, и реформирование пенсионной системы. Отдельные льготы распространяются не только на сотрудников компании, но и на всех жителей региона, где находятся дочерние предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Социальный кодекс разработан на основе критического анализа существующего мирового и отечественного опыта с учетом требований международного стандарта «Социальная ответственность» SA 8000, который устанавливает определенные базовые требования и в том числе по минимальной заработной плате. Только при их выполнении организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты, состоит в том, что помимо традиционных инспекций фактической ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц и не только сотрудников, но и представителей общественности.

В настоящее время повышение государственных минимальных гарантий в оплате труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения сдерживается недостаточностью финансовых средств в бюджетах всех уровней и нестабильным экономическим положением некоторых субъектов Российской Федерации.

В связи с этим планируется расширить права регионов в выработке обоснованной политики в области оплаты труда. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования получат возможность устанавливать ставки и оклады работников организаций бюджетной сферы, ориентируясь на достигнутый в регионе уровень жизни и величину прожиточного минимума с учетом собственных финансовых возможностей.

Намечается закрепить основополагающие моменты в организации оплаты труда работников бюджетной сферы в законодательных актах, которые по мере готовности будут вноситься в Государственную Думу РФ.

Реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы затрагивает более 15 млн человек (в том числе в организациях образования —5,8; здравоохранения —4,0; науки — 0,5; культуры и искусства — 0,57; социальной защиты населения — 0,5 млн человек).

На выплату повышенных в 1,33 раза зарплат бюджетникам в 2004 году потребуется от федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации около 100 млн рублей. Основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере она составляет до 80% всех затрат по оплате труда

Среди вариантов концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы следует отметить обсужденный Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, но не поддержанный профсоюзной стороной, вариант перехода к отраслевым системам оплаты труда, в котором в качестве основополагающих подходов предлагался:

-

отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств;

-

изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников организаций бюджетной сферы в меньшей степени, чем в производственных отраслях экономики поддаются прямому учету, и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы;

-

обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством, минимального размера оплаты труда, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях;

-

расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании отраслевой системы оплаты труда, предусматривающей дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, квалификации и специального стажа работников, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных организаций.

В этой связи предусматривается утверждение схем должностных окладов и тарифных ставок (тарифной системы), упорядочение системы доплат и надбавок, совершенствование нормирования труда, создание перечней профессий (должностей, которые могут быть переведены на срочные трудовые договоры, определение финансовых и иных ограничений, устанавливающих объемы финансирования из бюджетов всех уровней и других характеристик.

Основные принципы государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы будут формироваться на основе федерального закона «О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы», проект которого разрабатывается. Правительство РФ в сентябре текущего года планирует подготовить предложения по новой индексации зарплат бюджетникам с учетом инфляции.

Поддерживая требования участников акций протеста работников организаций бюджетной сферы, общероссийские объединения профсоюзов предлагают рассмотреть вопросы о повышении заработной платы бюджетников и внесении законопроектов о законодательном обеспечении реализации концепции оплаты их труда. В Государственной Думе РФ проблемы реформирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы рассматриваются в рабочих группах.

Достойный уровень оплаты труда не сводится только к денежному вознаграждению. Несколько последних лет устойчивого экономического роста кардинально изменили ситуацию на российском кадровом рынке. Еще 3 — 4 года назад соискателя той или иной вакансии, в первую очередь, интересовал сам факт трудоустройства и уровень оплаты труда, а перед работодателем открывался довольно широкий выбор.

Потребительская культура на российском кадровом рынке продолжает расти параллельно со спросом на высококвалифицированные кадры и с их стоимостью. Это неизбежно заставляет работодателей уделять все больше внимания работе с кадрами, что, в свою очередь, повышает требовательность компаний к фирмам, предоставляющим всевозможные услуги — от бизнес-тренингов до медицинского страхования. С другой стороны, сами сотрудники все чаще проявляют интерес не только к уровню зарплаты, но и к условиям труда, наличию социального пакета и его составу.

Сегодня, когда зарплаты вернулись к докризисному уровню, а на рынке труда ощущается острый дефицит высококвалифицированных специалистов, для привлечения и удержания в компании такого сотрудника недостаточно предложить ему среднерыночный оклад. Все чаще решающим критерием при выборе работы становятся хорошие условия труда и социальный или компенсационный пакет. Правда это касается в первую очередь опытных, состоявшихся, востребованных рынком профессионалов.

Качество жизни, ее уровень должны определяться степенью удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченностью потребительскими благами, соблюдением конституционных прав человека, среди которых особо выделяются: труд и материальное вознаграждение за его результаты; рабочее время и время отдыха; социальное обеспечение; жилище; охрана здоровья и медицинская помощь; состояние окружающей среды; образование; культура.

Также по этой теме: