Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налогообложение коммерческих организаций    Все мы будем немного налоговыми инспекторами… или не будем?

Все мы будем немного налоговыми инспекторами… или не будем?

11.01.2017

Все мы будем немного налоговыми инспекторами… или не будем?

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №23 год - 2015

О. Баланцева,
консультант «БГ», критик

Поистине рационализаторское предложение прозвучало на днях в беседе Президента России В. В. Путина с руководителем ФНС Мишустиным М. В., заключающееся в введении системы потребительского «народного контроля» за деятельностью предпринимателей, благодаря чему у каждого россиянина появится возможность немного почувствовать себя как бы налоговым инспектором. Как будет осуществляться народный налоговый контроль и что из этого может выйти – попробуем разобраться

Суть рацпредложения
Смысл налогового новшества состоит в следующем. Любой человек, получив какую-либо услугу или приобретя товар, сможет через специальное приложение зайти со своего мобильного устройства или компьютера на сервис налоговой службы и сравнить информацию, содержащуюся в выданном ему чеке, с той, что поступила от обслужившего его заведения в ФНС через онлайн-кассу. В случае обнаружения несоответствий у гражданина будет возможность поделиться своими сомнениями с налоговиками.

И чтобы нам было совсем все понятно, суть народно-контрольной системы дословно была сформулирована так: «Это даст возможность, если говорить простым языком, человеку, после того как он пообедал в ресторане и заплатил деньги за бифштекс из телятины хорошего отечественного качества, проверить, так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, как они отчитались в налоговой инспекции. Не отчитались ли они дешевойбуйволятиной».

Как наглядно изложено – и сразу встало все на свои места! Хотя, постойте – причем тут общепит?

Положено ли выдавать кассовые чеки за «буйволятину»?
В общем случае – да: и за буйволятину, и за телятину, и за свинину, и даже за тушканчика, если, конечно, его преподнесут вам в кафе. Но только не в кафе, которое работает на ЕНВД или на патенте. А таковых, как известно, в общепите множество (впрочем, как и небольших торговых заведений, тоже нередко предпочитающих данные спецрежимы).

Согласно же п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» компаниям и предпринимателям, работающим на ЕНВД или ПСН, законодательно разрешено осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольнокассовой техники. Единственное условие, которое нужно соблюсти в данном случае, – выдать по требованию потребителя документ (квитанцию, товарный чек и т. д.), который подтвердит прием денежной наличности за приобретенный товар или услугу. Подтверждают это и сами чиновники, например, в письме Минфина РФ от 20.04.2015 № 03–01–15/22445.

При этом ключевая фраза в условии для возможности работы без ККТ – «по требованию потребителя». Таким образом, если покупатель (или клиент) документ взамен кассового чека у обслужившего его предприятия не требует, оно может его и не выдавать. Но тогда как нам все проконтролировать? Или народный налоговый контроль распространяется не на всех, а только на тех, кто применяет ККТ? Тогда другой вопрос – а как же налоговый принцип равноправия?

Да, и не надо путать граждан: даже если кассовый чек будет выдан, фирму, работающую на ЕНВД или патенте, с помощью него уличить в неуплате налогов будет невозможно, ведь данные спецрежимы предполагают расчет налоговых обязательств не с дохода, а совсем с других показателей.

Создаем благоприятную среду для бизнеса
Именно о том, что необходимо сделать все, чтобы бизнесом занимались как можно больше россиян, постоянно заявляют власти, сетуя на то, что в России доля бизнеса в национальном ВВП составляет чуть более 20% (по сравнению с 50% в других развитых государствах). В этом свете вспомним еще пару цитат – на этот раз произнесенных на Государственном совете по развитию малого и среднего предпринимательства:
«Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса. Не будет этого – не помогут никакие льготы, преференции и никакие гранты».

«Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой. Не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф».

По-видимому, идея народного налогового контроля, сходу (почему-то) получившая у многих ассоциацию со стукачеством, укладывается в понятия «благоприятная деловая среда» и «отсутствие внезапных проверок».

Прислушаемся к здравому смыслу
Услышав сенсационное заявление о возможном внедрении народного контроля, предприниматели не остались в стороне:
– А как же коммерческая тайна, защита персональных данных? И, думаю, еще множество вопросов из этой инициативы возникает, которые и оценить-то сейчас сложно, – выразил недоумение уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко.
– Мы очень хотим заадминистрировать то, чего скоро не останется с такими подходами… Администрирование налогов и их собираемость достигнет таких высот, что собирать будет нечего. Внедрение системы народного налогового контроля вызовет всплеск «потребительского экстремизма», который может запустить механизм нечестной конкуренции с целью устранения или парализации себе подобных… Это опасная и непродуманная инициатива, последствия которой сегодня трудно предсказать.

Впрочем, никто не падает духом: пережили многое – переживем и это.

Остались вопросы
Как бы то ни было, но вопросов на данный момент больше, чем ответов:
1. Если каждый сможет быть налоговым инспектором, будет ли введена соответствующая норма в НК РФ, посвященная народному налоговому контролю?
2. Предполагается ли как-либо поощрять народных инспекторов, или они будут жаловаться на предпринимателей по велению сердца?
3. Как все-таки связаны кассовые чеки и единые налоги, уплачиваемые «вмененщиками» и «патентниками»?
4. Кто будет контролировать народных контролеров?
5. Сколько россиян под постоянным прицелом «недремлющего налогового ока» останется в бизнесе?

И главный вопрос: если налоговики прибегают к помощи граждан, означает ли это, что они не справляются со своей работой? А если не справляются, может, для начала что-то поменять в « консерватории»?

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы