Новые права инспекций

30.04.2014

Новые права инспекций

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №1-2 год - 2014

Инга Златопольская,
юрист

До 1 января 2014 года налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ имел право затребовать у налогоплательщика пояснения в следующих случаях:
-  если были выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете);
-  если были выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в представленных документах;
-  если были выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые есть у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.

Список был закрытым. По иным причинам требовать у налогоплательщиков пояснений чиновники не могли.

С 1 января 2014 года вступают в силу изменения в п. 3 ст. 88 НК РФ, внесенные ФЗ от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее -  ФЗ № 134-ФЗ). Состоят они в следующем:
-  налоговый орган при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета);
-  налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета) Названные пояснения налогоплательщик должен представлять в течение 5 дней, начиная с дня поступления соответствующего требования.

Что такое пояснение?

Под пояснением в данном случае следует понимать данное в письменном виде и в произвольной форме разъяснение налоговому органу, почему налогоплательщик поступил именно так, а не подругому в процессе исчисления налогов.

Чем подтвердить позицию?

Тем же ФЗ № 134-ФЗ были внесены изменения в п. 4 ст. 88 НК РФ. В соответствии с ними вместе с пояснениями налогоплательщик может дополнительно представить в инспекцию выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, а также другие документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет). На практике можно дать такой совет: приносите копии всех документов, которые подтвердят Вашу правоту, но при этом ничем Вас не «скомпрометируют», так как нередко из представленных дополнительно документов возникают новые проверки.

Через два года

В соответствии с новым п. 8.3 ст. 88 НК РФ, внесенным ФЗ № 134-ФЗ, если налогоплательщик представляет уточненную декларацию (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате (или уточненную декларацию, в которой увеличена сумма полученного убытка) по истечении двух лет со дня, когда он по правилам НК РФ должен был подать соответствующую декларацию (расчет), налоговый орган имеет право истребовать:
-  первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета);
-  аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения. То есть в этом случае уже не налогоплательщик имеет право представить документы, подтверждающие его правоту, а инспекторы могут такие документы потребовать предъявить.

К кому это относится?

Приведенные выше новые правила истребования документов распространяются не только непосредственно на налогоплательщиков, но и на других лиц, которые должны представлять налоговые декларации (расчеты) (п. 10 ст. 88 НК РФ). Например, это относится к организациям и ИП, применяющим УСН, если ими в процессе деятельности были выставлены счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оценка изменений

В заключение необходимо отметить, что описанные в этой статье изменения сложно отнести к улучшающим положение налогоплательщиков, так как они достаточно существенно расширяют права налоговых органов в области истребования документов, оставляя тот же незначительный срок для их представления -  5 дней. Налогоплательщикам в этой ситуации можно посоветовать в случае, если они подают уточненную декларацию (расчет), в которой уменьшена сумма налога к уплате, или декларацию (расчет) с заявленной суммой убытка, готовиться к возможному истребованию документов заранее.

То есть при подготовке таких деклараций (расчетов) фиксировать «ход мыслей» и подбирать необходимые документы, которые могут подтвердить верность предоставляемых сведений. В процессе работы это всегда проще сделать, чем возвращаться к проблеме после получения от налоговых органов соответствующего требования.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы