Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность    Как правильно пройти камеральную проверку? Соблюдаем сроки!

Как правильно пройти камеральную проверку? Соблюдаем сроки!

Как правильно пройти камеральную проверку? Соблюдаем сроки!

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №15 год - 2010

Кузнецова В.А.

Камеральная налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Цель ее – определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее – отчетность). Для начала проверки не требуется какого-­либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка начинается сразу после представления вами декларации (расчета) первичной или уточненной.
При этом если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Обращаем внимание, что проверять одну и ту же декларацию (расчет) дважды налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 № КА­А40/12492-08).
Камеральная проверка должна быть завершена в течение 3 месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Налоговики могут вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае неявки должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности, штраф составит от 1000 до 2000 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Неуведомление налогоплательщика о выявленных ошибках до составления акта камеральной проверки влечет недействительность решения инспекции (постановление ФАС Восточно­Сибирского округа от 16.02.2010 № А78-3250/2009).

Также отметим, что в суде поручение налогового органа об истребовании документов может быть признано недействительным, если налоговый орган нарушит порядок заполнения такого поручения, например если в нем не будет указан период проведения камеральной налоговой проверки (постановление ФАС ДО от 30.09.2009 № Ф03–5056/2009).
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (п. 3 ст. 93 НК РФ).
По окончании камеральной проверки налоговики составляют акт в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки в течение 5 дней с даты составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В настоящее время установлен один предельный срок проведения камеральной проверки: 3 месяца со дня подачи в налоговый орган декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Продление 3-месячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. На это указывает и Минфин России в Письмах от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471.
Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст. 88 НК РФ). Об этом свидетельствует и судебная практика (постановление ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-458/09 С2).
Также ВАС РФ признал незаконным требование инспекции о представлении документов, направленное по истечении 3 месячного срока камеральной проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Однако в последних разъяснениях Минфин России указывает, что налоговый орган вправе продлить срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на срок, не превышающий 1 месяц (письмо от 09.02.2010 № 03-02-07/1-51).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В то же время встречаются решения, в которых признано правомерным совершение проверочных действий и за пределами 3-месячного срока (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09 С3).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Также по этой теме: