Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность    Представление сведений о среднесписочной численности работников

Представление сведений о среднесписочной численности работников

15.05.2013

Представление сведений о среднесписочной численности работников

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №2 год - 2013

Гусева И. П.,
Юрист

После завершения новогодних каникул для всех налогоплательщиков-страхователей практически сразу начинается отчетная кампания по итогам года. Одним из первых документов, который им необходимо представить в налоговую инспекцию, являются сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Такая обязанность введена абзацем 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ.

Среднесписочная численность работников является одним из основных показателей, характеризующих трудовые ресурсы предприятия. Расчет и предоставление информации в соответствующие государственные органы по данному показателю являются непосредственной обязанностью каждого хозяйствующего субъекта.

Поэтому сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год необходимо представить всем организациям, независимо от их организационно-правовой формы (письма Минфина России от 27.03.08 № 03-02-07/1-131, ФНС России от 09.07.07 № ЧД-6-25/536).

В этом году данные сведения надлежит представить в налоговый орган не позднее 21 января 2013 года, т. к. последний день срока представления, 20 января, приходится на выходной день воскресенье. В силу нормы п. 7 ст. 6 НК РФ, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Указанные сведения необходимы налоговикам для определения способа подачи налоговых деклараций в течение календарного года организациями и bндивидуальными предпринимателями.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть подана на бумажном носителе по установленной форме или в электронном виде по установленному формату.

Налогоплательщикам, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек, необходимо подавать налоговые декларации только в электронном виде, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Крупнейшим налогоплательщикам также вменена обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы по месту учета только в электронном виде. Для них законодатель исключений в части подачи рассматриваемых сведений не сделал.

Все же остальные налогоплательщики могут воспользоваться любым из приведенных способов подачи отчетных документов.

В некоторых случаях НК РФ обязывает плательщиков налога прилагать к налоговой декларации (расчету) и необходимые документы. Налогоплательщики, которые должны подавать декларации в электронном виде, вправе осуществить выбор способа их представления, поскольку обязанность представления в электронном виде в налоговый орган документов, прилагаемых к налоговой декларации (расчету), НК РФ не установлена (письмо Минфина России от 13.04.07 № 03–02–07/2–69).

Не сделаны исключения по представлению сведений о среднесписочной численности работников «упрощенцам» и «вмененщикам».

В соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать упрощенную систему налогообложения, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек. Поскольку среднесписочная численность включается в состав средней численности, то для таких налогоплательщиков применение специального режима налогообложения означает, что они автоматически соблюдают ограничение по среднесписочной численности работников.

Идентичная норма по ограничению использования ЕНВД существует и в главе 26.3 НК РФ: на уплату единого налога не переводятся налогоплательщики, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.12 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подп. «д» п. 21 ст. 2)). Отметим, что до начала текущего года для «вмененщиков» было ограничение по среднесписочной численности работников.

Поэтому логично полагать, что у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих только виды деятельности, которые переведены на уплату ЕНВД, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год однозначно не превысила 100 человек.

Несмотря на вышесказанное, налоговики не исключают «упрощенцев» и «чистых» «вмененщиков» из лиц, обязанных подать рассматриваемые сведения.

Казалось бы, какой смысл представлять данные сведения индивидуальным предпринимателям, которые в 2012 году использовали УСН на основе патента? Согласно п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, используя патентную «упрощенку», должны были соблюдать ограничение по привлечению к предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера (среднесписочная численность таковых не должна превышать за налоговый период пять человек). К тому же обязанность по подаче в налоговый орган декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для них не была установлена (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ).

Следует отметить, что норма об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, сохранена и во вступившей в силу с 1 января 2012 года главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ (ст. 346.52 НК РФ). Средняя численность наемных работников, при которой индивидуальный предприниматель вправе ее использовать, несколько увеличилась: она не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым им (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Минфин России однозначно считает, что все налогоплательщики – индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган в установленный срок данные сведения. И обосновали свою позицию чиновники тем, что упомянутым пунктом 3 статьи 80 НК РФ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе и не имеющих наемных работников, от представления в налоговый орган в установленный срок таких сведений (письма Минфина России от 20.03.12 № 03–02–08/2320, от 03.02.12 № 03–02–08/9).

Аналогичную точку зрения Минфин России привел и в письме от 17.07.12 № 03–02–07/1–178, обосновывая необходимость представления в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников организацией, у которой наемные работники отсутствовали.

Чиновники настоятельно рекомендуют представлять рассматриваемые сведения и некоммерческим организациям, в том числе и гаражно-строительным кооперативам (письмо Минфина России от 09.06.12 № 03–02–08/50).

В начале прошлого года финансисты информировали, что в ФНС России с участием Минфина России подготавливался проект приказа о внесении изменений в приказ ФНС России от 29.03.07 № ММ-3–25/174, которым утверждена форма «Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год». При этом рассматривался вопрос об указании в рекомендациях по заполнению формы сведений о среднесписочной численности работников (приведены в приложении к письму ФНС России от 26.04.07 № ЧД-6–25/353) лиц, в отношении которых этот приказ не будет применяться, в частности индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствуют наемные работники (письма Минфина России от 20.03.12 № 03–02–08/23, от 20.03.12 № 03–02–08/24). К сожалению, в настоящий момент продолжают действовать первоначальные редакции как приказа, так и рекомендаций по заполнению.

Таким образом, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год обязаны представлять в налоговый орган все организации и индивидуальные предприниматели независимо от того, какой режим налогообложения они применяют и имеются ли у них наемные работники.

Ответственность за непредставление


Сведения о среднесписочной численности работников, обязанность представления которых предусмотрена абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, налоговой декларацией не являются. Однако неподача сведений о среднесписочной численности работников до 21 января 2013 года будет квалифицироваться фискалами как непредоставление в установленный срок информации, необходимой для осуществления налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ штрафные санкции в данном случае составляют 200 руб. (письмо Минфина России от 07.06.11 № 03–0207/1–179).

Арбитражная практика по этому вопросу неоднозначна.

Так, судьи ФАС Поволжского округа посчитали, что обязанность по представлению сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год возложена на всех налогоплательщиков, вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.12 № А12–16770/2011 (определением ВАС РФ от 17.08.12 № ВАС-10686/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) они поддержали налоговую инспекцию, решением которой индивидуальный предприниматель был привлечен к налоговой ответственности за непредставление нулевых сведений о среднесписочной численности работников за календарный год.

Судьи же ФАС Центрального округа на основе анализа совокупности положений абз. 2 и 3 п. 3 ст. 80 НК РФ посчитали, что прямо кодексом не установлена обязанность налогоплательщиков, не являющихся работодателями (не имеющих наемных работников), представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности несуществующих работников, и сочли правомерными действия суда первой инстанции и апелляционного, которые удовлетворили заявление индивидуального предпринимателя о признании недействительным решения фискалов о привлечении его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (постановление ФАС Центрального округа от 16.04.12 № А09–6084/2011).

Также по этой теме: